Основной акцент в данной работе сделан на методике формирования и реализации культурно-досуговых программ, финансируемых из госбюджета или централизованных (в т.ч. целевых) фондов.
Однако есть и другая реальность культурно-досуговой жизни – виды культурно-досуговой деятельности, которые оплачиваются населением (так называемые платные услугу). Сегодня, когда культура испытывает значительный дефицит финансовых средств, этот участок работы является необходимым и занимает весьма существенный объем деятельности культурно-досуговых учреждений. Поэтому проблемы разработки методики формирования коммерческих программ, определения наиболее перспективных и пользующихся максимальным спросом у населения услуг и видов деятельности, требует своего решения. Однако, решая ее, надо представлять себе возможные трудности и ту опасность, которую несет культура, построенная на коммерческих основах.
С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т. д.
|
|
С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, «вымывание» бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Как подчеркивалось в документах третьего совещания министров культуры стран Европы, коммерческая культурная продукция уже не воспринимается как носитель нравственных и эстетических критериев, она оказывает влияние на общественное и индивидуальное поведение прежде всего на уровне потребления, опускаясь до уровня банальностей и стереотипов. Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще, трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, рассмотрим основы коммерческой деятельности в сфере культуры.
Прежде всего, следует отметить, что полноценная коммерческая деятельность возможна в условиях рынка. А рыночные отношения, независимо от сферы проявления, могут эффективно функционировать при следующих условиях: наличие абсолютного права любого человека или организации производить, продавать и покупать все, что угодно (учитывая, конечно, законы и требования общественной морали); права свободной покупки и свободной продажи по свободной цене, на которую есть покупатель, и права доступа в любые отрасли производства и оказания услуг без каких-либо ограничений, кроме тех, которые установлены законом.
|
|
Отмечая, особенности коммерческой деятельности в сфере культуры, следует подчеркнуть, что здесь, как правило, нет «вещного» содержания товара, он здесь носит характер услуги, т. е. некоторого комплекса работ, выполняемых в целях удовлетворения потребностей граждан, социальных групп и организаций.
Успех коммерческой деятельности в условиях рынка зависит от целого ряда технологий и приемов, которые связываются в литературе с двумя понятиями: менеджментом и маркетингом.
Менеджмент определяется как совокупность методов и приемов изучения и удовлетворения интересов и потребностей личности, социальных групп, организаций.
Маркетинг – одна из функций менеджмента, которая предполагает владение специальной технологией. По определению специалистов, маркетинг – это процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары, идеи и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации (обмена). Объектами маркетинга являются не только промышленные товары, но и организации, люди (политические кандидаты), отдельные территории (возможности иметь прибыль с туризма) и идеи. В таком определении маркетинг распространяется и на деятельность некоммерческих организаций, входит составной частью в культурную политику.
В самом общем виде маркетинг предполагает владение двумя технологиями:
1) выявление и удовлетворение личных потребностей человека;
2) стимулирование и управление спросом.
Ориентация на удовлетворение потребностей – основополагающий принцип маркетинга, ибо в основе принятия решения купить товар или услугу лежит некая нужда, проблема, необходимость.
В основе методик выявления и удовлетворения потребностей человека лежит теория потребностей, автором которой является один из лидеров американской гуманистической психологии А. Маслоу. Его классификация человеческих потребностей включает несколько уровней:
1) физиологические потребности (в сексе, воспроизводстве людей, отдыхе, пище, дыхании, здоровье, одежде, жилище);
2) экзистенциальные (в безопасности, защите, уверенности в завтрашнем дне, в стабильности);
3) потребность в принадлежности (в общении, заботе о других, внимании к себе);
4) потребность в авторитете, уважении (престиже, одобрении, признании, в служебном росте, самоутверждении);
5) потребность в творческом самовыражении и самореализации.
Первые 2 группы потребностей А. Маслоу назвал первичными, остальные три – вторичными, т. е. приобретенными. Выйти на уровень вторичных потребностей можно лишь в том случае, если будут удовлетворены потребности 1 и 2 группы.
Специалисты по маркетингу подтверждают данную закономерность: чем теснее товар или услуга связана со здоровьем, безопасностью человека, тем охотнее он платит за них деньги (Баркан Д. И.).
Технология выявления и удовлетворения потребностей человека представляется достаточно сложной, особенно для работников культурно-досуговых учреждений. Здесь сказываются последствия многолетней ориентации на «массы» и отсутствие навыка работы с отдельным человеком, социальной группой. Трудности возникают и в связи с неосознанностью личных потребностей у большой части населения (кроме, конечно, потребностей первого уровня), их неотрефлексированностью самим человеком, а также несовпадением потребности и предмета потребления, потребителя услуги (товара) и покупателя (или заказчика). Например, «заказчик» и «покупатель» культурно-досуговых программ – отдел культуры, а «потребитель» – население. В такой ситуации учреждение культуры вынуждено ориентироваться на уровень и вкус того, кто «платит деньги». В результате – конъюнктурность работы, игнорирование проблем и потребностей социальных групп и личностей.
|
|
Технология управления спросом предполагает владение методами его изучения, расширения, стимулирования, стабилизации.
Спрос – это объем услуг, за которые различные группы населения готовы заплатить деньги при данных ценах. Спрос определяет предложение, т. е. тот объем услуг, который производитель готов продать при данных ценах. Основная задача при организации коммерческих мероприятий – выявить спрос на продукцию или услуги, обеспечить его устойчивость.
Как отмечают специалисты по маркетингу, спрос определяется, во-первых, утилитарными нуждами населения и организаций (спрос – это осознанная потребность, это установившаяся взаимосвязь потребности и товара или услуги, осознание того, «что мне нужно»); во-вторых, определенными характеристиками товара или услуги (такими как соответствие уровня качества потребностям личностей, групп и организаций; качественная «упаковка» товара или услуги; его новизна) (Баркан Д. И.).
Разрабатывая коммерческую программу, предварительно необходимо решить, как минимум, следующие задачи:
1. Определить категорию потребителя услуги (состав социальной группы, ее интересы, проблемы, материальные возможности и др.);
2.Обеспечить соответствующее качество услуги (или товара), ее «содержание», предусмотрев при этом соответствующую «упаковку», подчеркивающую ее новизну, оригинальность;
3.Обосновать стоимость услуги с учетом минимальной прибыли. «Держать прибыль на минимуме» – это закон внедрения товара или услуги на рынок и условие дальнейшего роста спроса на него (Баркан Д.И.).
4.Определить возможные источники финансирования (промышленные предприятия, кооперативы, население, частично местный бюджет и т. д.).
Таким образом, при организации коммерческой деятельности важно подчеркнуть отличительные преимущества программы за счет доминирующего образа, новизны, доступности, качества, низкой цены, предусмотреть возможных конкурентов. Например, для дома культуры, досугового центра конкурентами будут все учреждения, действующие в сфере культуры. В таком случае работники культурно-досугового учреждения должны определить свои возможности, специфику и преимущества; адресовать программу (услуги) конкретной социальной группе с учетом ее интересов, потребностей, возможностей; знать спрос населения на те или иные виды деятельности, т. е. планировать объем услуг, за которые население готово заплатить деньги при данных ценах.
|
|
Различные группы населения по разному реагируют на предложенные услуги, поэтому целесообразно производить классификацию социальных групп по признаку их общего интереса или потребности. Недифференцированный вариант, когда учреждение предлагает услугу и ожидает потребителя, как правило, мало эффективен. Критерий классификации социальных групп в данном случае может быть еще более «мелким», что при формировании некоммерческих культурно-досуговых программ, финансируемых из местного бюджета.
Например, услуги можно предлагать не просто родителям, а молодым людям, вступившим в брак и ожидающим ребенка; супружеским парам, имеющих детей дошкольного возраста; неполным семьям, имеющим одного из родителей; зрелым супружеским парам; пожилым супружеским парам, дети у которых живут отдельно, и др.
Коммерческая деятельность культурно-досуговых учреждений (социально-культурные комплексы, культурно-досуговые и т. д.) может осуществляться по следующим направлениям:
1. Коммерческая деятельность в сфере организации досуга населения (или оказание платных услуг). Наиболее распространёнными формами культурно-досуговых программ здесь являются следующие:
Дискотеки; Видеосалоны, видеотеки, видеоклубы; Концертные (гастрольные) бюро, группы, организации; Клубы атлетической гимнастики, аэробики, ушу и т. д.; Компьютерные клубы; Оздоровительные группы; Студии звукозаписи, фотостудии, фотосалоны; Игротеки, детские игровые комнаты; Мастерские для бытового технического творчества; Выставки самодеятельных авторов; Кабельное телевидение; Услуги по проведению различных торжеств и обрядов; Консультации по вопросам культуры, истории, спорта, отдыха и быта.
Деятельность (обозначенных выше культурно-досуговых объединений носит, как правило, многопрофильный характер. Например, действующая на базе клуба хозрасчетная компьютерная студия может выступить в качестве исполнителя следующих услуг:
1. Разработка игровых и обучающих программ и других программных продуктов.
2. «Служба знакомств», использующая компьютеры для анонимного знакомства людей.
3. Психологическая диагностика с использованием специальных компьютерных программ.
4. Социально-экономические и психологические программы для предприятий (Лаборатория социальных изобретений, Банк изобретений, «внедренческая фирма» и др.).
Кроме того, к первой группе можно отнести курсовую сеть, которая охватывает сегодня сотни человеческих профессий и увлечений: курсы иностранных языков, ковроткачество, росписи по тканям, пошив головных уборов, курсы модных причесок, косметики и макияжа, машинописи, динамического чтения, курсы домашних медсестер, переплетных работ, реабилитационной гимнастики, программы обучения технике общения, ораторскому искусству, школы, курсы, студии, кружки, игры на музыкальных инструментах, пения, актерского мастерства, классического, народного, бального и современного эстрадного танца, кино-фото- изобразительного и декоративно-прикладного искусства, краеведения и т.д.