Коммуникация (от лат. communication – сообщение, передача) – передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов.
В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Социальные коммуникации – это общение людей в процессе их совместной деятельности, обмен идеями, мыслями, чувствами, ощущениями, восприятиями, информациями.
Содержание и формы коммуникации отражают общественные отношения и исторический опыт людей. Коммуникация – необходимая предпосылка функционирования и развития всех социальных систем, так как обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу социального опыта, разделение труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию культуры.
|
|
Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио, в 20-х гг. ХХ в. Использование технических средств и одновременно усложнение организационных условий передачи информации привели к уменьшению непосредственного взаимодействия общающихся сторон и к необходимости специального изучения закономерностей опосредствования информации в социальных системах. Развитию теории коммуникации способствовало становление кибернетики, информатики, семиотики. Ведущую роль в социологическом исследовании проблем коммуникации занимает социология массовой коммуникации.
В разных сферах общественной жизни коммуникация имеет специфику и проявляется в разных формах. Однако можно выделить нечто общее во всех формах коммуникации. Уже Аристотель в «Риторике» заметил, что любое общение предполагает по крайней мере три элемента: говорящего, производимое им сообщение и того, кому это сообщение предназначено.
Процесс коммуникации включает 3 фазы:
6. докоммуникативную фазу, в которой происходит формирование целей и потребностей в обмене информацией и намечаются способы их реализации
7. коммуникацию, включающую создание, передачу и прием сообщения
8. послекоммуникативную фазу, когда проявляются последствия (эффекты) коммуникации и создается обратная связь.
Основными элементами коммуникации являются субъекты коммуникации: отправитель (коммуникатор) и получатель сообщения (реципиент); средства коммуникации (код, используемый для передачи информации в знаковой форме, канал, по которому передается закодированное сообщение от коммуникатора к реципиенту); предмет коммуникации и отображающее его сообщение; эффекты коммуникации, т.е. выраженные или в поведении, или во внутреннем состоянии, или в отношениях субъектов коммуникации последствия коммуникативной деятельности.
|
|
В теории коммуникации были представлены различные структурные модели коммуникации, по-разному выделяющие как элементы коммуникации, так и связь между ними. Наибольшую известность и влияние долгое время имела линейная модель коммуникации, сформулированная в 1948 г. американским социологом Г.Д. Лассуэллом в виде следующих вопросов: «кто – сообщает что – по какому каналу – кому – с каким эффектом?» Эта формула стала основой традиционного деления предметных областей исследования коммуникации на коммуникатора, содержание и средства коммуникации, аудиторию и эффекты воздействия. В формуле Г. Лассуэлла выражен бихевиористский подход к коммуникации как прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию.
Альтернативная модель коммуникации (интеракционистская), предложенная в 1953 г. Т. Ньюкомбом на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. Коммуникатор и реципиент здесь равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Коммуникация рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений. Эффекты коммуникации состоят в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что, в свою очередь, означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества. Такой взгляд на коммуникацию ставил в центр внимания достижение согласия между субъектами коммуникации, установление равновесия в системе взаимных установок. Само согласие есть установление общей картины мира или отдельного объекта у тех, кто объединен в коммуникативный процесс. Отсюда коммуникативный процесс представляет собой такой обмен идеями, символами, значениями, ценностями, благодаря которому согласие поддерживается, развивается и разрушается. Механизм согласия здесь нечто иное как «взаимное принятие ролей».
Модели Г. Лассуэлла и Т. Ньюкомба использовались социологами и психологами для разработки приемов коммуникации в целях рекламы, политической пропаганды и т. д.
Т. Парсонс, выделяя важную роль коммуникации в становлении и развитии человеческой деятельности считал, что коммуникативный процесс включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией между двумя и большим количеством личностей, каждая из которых выступает в качестве актора – субъекта социального действия. Каждая сторона стремится таким образом воздействовать на реципиента, чтобы стимулироватьответную реакцию (чувство, оценку, действие и т.д.).
Таким образом, Т. Парсонс выделяет следующие элементы коммуникативного процесса:
- Действие актора или носителя сообщения
- Ответную реакцию реципиента
- Содержание коммуникативного процесса
- Взаимные роли, связывающие между собой участников коммуникативного действия.
Согласно Т. Парсонсу коммуникативный процесс это необходимая предпосылка становления, развития и функционирования социальных систем, поскольку именно они обеспечивают связь между людьми и общностями. Через коммуникации осуществляется управление.
Г.Маклуэн разработал общую теорию коммуникаций. Он считал, что общий характер культуры и смену исторических эпох определяет развитие коммуникативных средств. Человечество развивалось от устной речи и мифологического мышления (придавшего миру целостность и в тоже время замкнутость), к письменной (обеспечившей сохранение прошлого опыта, фиксацию новых образцов, значений, ценностей, возникновение художественной литературы), к печатному станку (приведшему к доминированию визуального восприятия, формированию национальных языков и государства, распространению рационализма) и к современным аудиовизуальным средствам, радикально изменившим саму среду обитания человека и положившим начало новой информационной цивилизации. Таким образом., разделяя концепцию технологического детерминизма, он сделал упор на технические средства коммуникативного процесса, считая их основными детерминантами его развития.
|
|
Н. Луман разработал аутопотетическую модель коммуникаций. Эта система отличается оперативной закрытостью и состоить из множества коммуникативных элементов(потоков информации). Причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Коммуникативные процессы способствуют самоограничению, самовоспроизводству, самоорганизации и самореференции (самопониманию) системы. Таким образом, общество и организации рассматриваются как всеобъемлющие системы всех коммуникаций, воспроизводящие все новые коммуникации.
Все эти модели коммуникаций могут применяться в разных ситуациях и на разных уровнях управления. Их знание снижает вероятность возникновения неэффективных коммуникаций и создает необходимые предпосылки и условия для эффективного управления и принятия решений.
В современных условиях коммуникации в группах, организациях и других социальных системах требуют более сложных моделей. Необходимо учитывать влияние социальных институтов, прослеживать пути распространения сообщений, различные уровни их воздействия. Сегодня доминирует кибернетическая модель коммуникации включающая возможности обратной связи, а также барьеры коммуникации, возникающие на пути прохождения информации от коммуникатора к реципиенту.
|
|
В социологии управления и организаций доминирует представление о многоступенчатости коммуникации, о многих промежуточных коммуникативных ролях (лидеры мнений, связные, «вратари» и т.п.), о взаимодействии формальных и неформальных коммуникационных сетей характерно Здесь коммуникации рассматриваются как явление и как процесс.
Как явление коммуникации представляют собой установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм. Как процесс коммуникации отражают принципы и закономерности отношений и взаимодействий между людьми. Средством этих взаимодействий являются коммуникативные связи. Коммуникативные связи –это обмен информацией, идеями, впечатлениями между двумя и более людьми, группами.