особенности |
Систематическая, повседневная, планомерная воспитательная работа, направленная на группу, коллектив таможенного органа |
Работа с конкретным челове- ком после получения сведений о каком-либо негативном факте в его деятельности |
Формы профилактики |
личная беседа руководителя (его заместителя, начальника структурного подразделения) |
информирование коллектива подразделения о случаях право-нарушений |
заслушивание объяснений совершившего проступок |
рассмотрение проступков и их обсуждение на собрании |
5.4.2. Стадии профилактического процесса и источники информации
Эффективности профилактической работы, достижению воспитатель- ных целей, определению необходимых путей исправления, установления и устранения недостатков способствуют:
— изучение истинного (а не показного) состояния дел;
|
|
— вскрытие субъективных и объективных причин и предпосылок пра- вонарушений.
Как и любой процесс, профилактическая работа состоит из следующих стадий:
а) Стадии профилактической работы
стадии |
Выявление факторов, способст- вующих возникновению правона- рушений |
Установление самих фактов пра- вонарушений и проступков |
Своевременное принятие мер воспитательного и (при необхо- димости) правового воздействия |
Анализ профилактической работы и критическая оценка ее результатов |
б) Источники информации
сотрудники, обнаружившие в процессе своей деятельности признаки правонару- шений или предпосылки к ним в дей- ствиях того или иного сослуживца |
Источники информации |
документы, с которыми работают таможенники и в которых могут отражаться нарушения, умышлен- но или неумышленно допускаемые тем или иным сотрудником |
материалы о правонарушениях или неблаговидных поступках сотрудников таможенных органов, поступающие из правоохранительных органов и других источников («телефоны доверия») |
В результате реализации мероприятий аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступле- ниями в таможенных органах» и перспективного плана работы ФТС по со- вершенствованию предупредительной и воспитательно-профилактической работы по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах Российской Федерации на 2007–2009 годы была не только остановлена не- гативная тенденция роста общего количества нарушений служебной дис- циплины, но и снижена с 6996 в 2007 г. до 6480 в 2009 г. [27]
|
|
Во всех таможенных органах созданы Комиссии по соблюдению требо- ваний к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Комиссии заседают ежемесячно и заслушивают должностных лиц:
— по фактам выявленных несоответствий, заявленных в декларациях о доходах;
— о выполнении планов индивидуально-воспитательной работы лица- ми, имеющими дисциплинарные взыскания;
— о соблюдении должностными лицами требований законодательства РФ по противодействию коррупции (конфликт интересов).
Требования к профилактическим мероприятиям
Исходя из того, что профилактические мероприятия носят не только предупредительный, но и воспитательных характер, и направлены как на совершившего проступок, так и на его коллег, эти мероприятия должны от- вечать следующим требованиям:
— гласности;
— открытости;
— корректности;
— принципиальности;
— доброжелательности;
— этичности.
недопустимость конфликтность интересов |
лоббирование чьих-либо интересов |
запретительные |
занятие предпринимательством |
использование служебного положе- ния для достижения личных целей |
|
1. Координация и взаимодействие всех участников воспитательного процесса (кадровая служба, начальники структурных подразделений, от- дел собственной безопасности, инспекция по личному составу, профсоюзная организация, совет ветеранов).
2. Сосредоточение внимания участников воспитательной деятельности на индивидуальной работе, организация наставничества.
3. Укрепление атмосферы доверия в отношениях руководителей и под- чиненных.
4. Применение в повседневной практике методов социальной психоло- гии и педагогики.
5. Изучение общественного мнения, настроений и ценностных ориен- таций, выявление и предотвращение конфликтных ситуаций.
6. Постоянное ориентирование сотрудников в вопросах государствен- ной политики, экономики и права.
7. Своевременное информирование личного состава об изменениях оперативной обстановки и первоочередных задачах коллектива.
8. Совершенствование практики морального и материального стиму- лирования труда персонала, пропаганда достижений, развитие традиций.
5.4.4. Нормативная основа воспитательно-профилактической работы в таможенных органах
В современных условиях развития политических процессов, значитель- ных изменений в экономической и социальной ситуации в нашей стране все большее значение для эффективного функционирования государствен- ной службы приобретают нравственно-этические проблемы, оказывающие существенное влияние на общественные настроения граждан России, в том числе и по поводу таможенников. К сожалению, еще не редки сообщения средств массовой информации о случаях коррупционных проявлений со сто- роны отдельных представителей таможенных структур, некоторых участни- ков внешнеэкономической деятельности в ущерб интересам государства.
В связи с этим настоятельной необходимостью становятся повышение социальной ответственности государственных служащих, в том числе со- трудников и служащих таможенных органов, эффективное воздействие на их служебное поведение.
|
|
В целом, основные правовые и организационные принципы го- сударственной службы сформулированы в федеральных законах от 31 июля 1999 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы» и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Феде- рации».
В Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об общих принци- пах служебного поведения государственных служащих» установлены нормы служебного поведения и сделан упор на нравственную сторону профессио- нальной деятельности всех занятых на государственной службе [6].
Положения данного Указа направлены на решение следующих основ- ных задач:
— закрепление норм надлежащего служебного поведения государ- ственных служащих;
— обеспечение профилактики коррупционных проявлений, порождае- мых нарушениями правил служебного поведения;
— содействие эффективности государственной службы путем усиления борьбы со случаями ненадлежащего служебного поведения;
— повышение доверия граждан страны к органам государственной власти.
добросовестность |
профессионализм |
предписывающие |
законность |
компетентность |
Формы |
Сущность |
Моральные принципы и правила поведения сотрудников тамо- женных органов были закреплены в Кодексе чести таможенника Россий- ской Федерации решением Коллегии Государственного таможенного коми- тета России еще в сентябре 1997 г. (приказ ГТК России от 3 сентября 1997 г.
№ 530).
В рамках реализации концепции модернизации таможенной системы России и, основываясь на общих принципах служебного поведения, утверж- денных Указом Президента РФ в августе 2002 г., Федеральная таможенная служба России в августе 2007 г. утвердила Кодекс этики и служебного по- ведения должностных лиц таможенных органов РФ. [13]
Морально-этические принципы и правила поведения, определенные данным Кодексом, исходят из реальных требований государственной служ- бы, соответствуют нормам права, закрепленным в Конституции РФ и дру- гих нормативно-правовых документах, регламентирующих служебное по- ведение такой профессиональной группы государственных служащих, как таможенники.
|
|
Каждый гражданин России поступивший на службу в таможенные ор- ганы, добровольно возлагает на себя обязанность и ответственность неукос- нительно выполнять требования Кодекса, профессионально и честно, руко- водствуясь высокими моральными принципами, поддерживать и укреплять авторитет Федеральной таможенной службы.
По своей функциональной деятельности должностным лицам таможен- ных органов, сотрудникам и гражданским служащим приходится не только руководствоваться должностным регламентом, но и разъяснять, доказывать и убеждать, общаясь повседневно с гражданами — представителями раз- личных социальных групп, общественно-политических организаций и фор- мирований, участниками внешнеэкономической деятельности; обсуждать вопросы, связанные с выполнением должностных обязанностей, приняти- ем решений, организацией различных мероприятий. Поэтому таможенник должен быть тактичным, корректным, внимательным, коммуникабельным и не только высокообразованным, но и высококультурным человеком, обла- дающим грамотной речью, владеющим различными приемами и формами делового устного и письменного общения, знанием основ социологии и пси- хологии, профессиональной этики.
Высокий культурный уровень, кроме того, предполагает уважение к духовным и нравственным ценностям старших поколений; сохранение и приумножение лучших традиций многолетней истории российской тамож- ни; терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и зару- бежных государств; учет их культурных, этнических, религиозных и иных особенностей.
И, наконец, таможенник — представитель Российской Федерации. Поэ- тому по культуре его речи и поведению, интеллекту, форме одежды и внеш- нему виду (опрятность, прическа, применение косметики и т.п.), манерам
и психоэмоциональному состоянию (настроению) судят не только о тамо- женной службе, но и о государстве в целом.
В настоящее время ФТС России направляет значительные усилия на реформирование всей системы воспитательной работы с личным составом, отлаживание социально-психологической деятельности, совершенствова- ние нормативно-правовой основы организации этой деятельности.
Контрольные вопросы
1. Чем обусловлена необходимость воспитательной работы в таможен- ных органах?
2. Каковы основные цели и задачи воспитательной работы?
3. Что вкладывается в понятие дисциплинированности? Какие виды дисциплин преобладают в таможенной системе?
4. Какие основные направления воспитательной работы применяются в таможенных коллективах?
5. На каких принципах организовано воспитательное воздействие в та- моженных органах?
6. Что понимается под методами воспитания и каково их содержание?
7. Какие формы воспитательной работы применяются в таможенных органах и каково их предназначение?
8. Какие факторы обусловливают необходимость проведения профи- лактических мероприятий в таможенных органах?
9. На каких нормативно-правовых актах основана предупредительно- профилактическая работа в таможенных органах?
10. Достижение каких целей предусматривает профилактически- предупредительная деятельность?
11. Каковы особенности общих и индивидуальных профилактических мероприятий?
12. Что представляет собой технология профилактического процесса?
13. Какие формы профилактической работы установились в таможен- ных органах?
14. Какие обязательные требования предъявляются к профилактиче- ским мероприятиям?
15. Что лежит в основе повышения эффективности воспитательно- профилактической деятельности?
16. Какие формы норм и правил заложены в принципах служебного по- ведения госслужащих?
РазДЕл 6.
Психологические аспекты