Технология выполнения различных видов уборочных работ

При выполнении уборочных работ обслуживающий персонал обязан выполнять требования по санитарному содержанию поме­щений гостиницы

Последовательность выполнения ежедневной текущей уборки. При уборке номеров необходимо прежде всего их проветрить. В трехкомнатном номере соблюдается такая последовательность уборки: сначала убирают спальню, затем — гостиную, кабинет, прихожую и санузел. В двухкомнатном номере сначала убирают спаль­ню, затем гостиную и санузел. Уборку в однокомнатном номере сле­дует начинать с обеденного стола. Если на столе осталась пища, остатки ее следует убрать в холодильник или накрыть салфеткой. Если пища подавалась в номер из ресторана, посуду передают официанту, а принадлежащую гостинице — следует тщательно вымыть, протереть и поставить в шкаф или сервант.

Поверхность стола во многих гостиницах покрыта пластиком — ее надо протереть сначала влажной, а потом сухой ветошью. Если стол полированный, его протирают мягкой ветошью, если же он покрыт скатертью, ее надо вытряхнуть, а при необходимости — заменить.

Затем горничная приступает к уборке кровати. Здесь существу­ют различные «ритуалы» уборки, но целесообразно соблюдать та­кую последовательность — подушку, одеяло, простыню кладут на стул, а перинку переворачивают для того, чтобы она проветрилась. Если есть необходимость сменить простыню, наматрасник, их за­меняют. Простыню расстилают так, чтобы один край — к внутрен­ней стороне кровати — был подвернут под перинку, а другой — внешний — доходил до царги кровати, закрывая матрац. Затем стелют одеяло, расправляют его в пододеяльнике, особенно углы, и подгибают с двух сторон так, чтобы центр находился посереди­не. Если белье подлежит замене, то одеяло раскладывается так, чтобы к голове был обращен один и тот же конец. Подушка взби­вается и кладется клапаном к изголовью кровати. Во многих гости­ницах горничные, накрывая кровать покрывалом, кладут его так, чтобы края кровати образовывали острый угол, «под линейку».

Администрация гостиницы должна постоянно следить за тем, какое белье используется. В номерах недопустимо мятое белье, с ржавчиной, дырочками или пятнами. Белье и постельные принад­лежности должны быть безупречно выстираны, безукоризненно подкрахмалены и отлично выглажены.

При обнаружении дефектов белья его необходимо заменить и сдать в бельевую, но ни в коем случае не смешивать с грязным бельем. Если белье испорчено по вине проживающего, горничная должна доложить об этом дежурной по этажу и заведующей эта­жом. Уборку этого номера с заменой белья необходимо проводить в присутствии гостя, выяснив конфликтную ситуацию.

Если требуется ремонт белья, работники бельевой должны его ремонтировать, а белье, испорченное пятнами, ржавчиной или ветхое, отложить для списания. Смена белья производится горнич­ными или старшими горничными. Для этого на этажах рекомендуется иметь 20% запаса белья от общего числа мест на этаже. Если этот порядок соблюдается, горничная имеет возможность сменить белье в любое время суток. Хранить сменное белье необходимо в отдельном шкафу. В целях экономии расходования средств нельзя менять белье ранее установленных сроков, но нельзя удлинять сроки его эксплуатации, так как это приведет к снижению уровня обслу­живания.

Есть еще одно незыблемое правило: нельзя производить смену белья в присутствии гостя или разрешать ему ставить вещи в неуб­ранный номер.

Как правило, стирка гостиничного белья производится городс­кими прачечными. Работники бельевых принимают от поэтажного персонала использованное белье и выдают им чистое. Белье с эта­жей складывают в специальные мешки по наименованиям и от­правляют в стирку в прачечную по накладной, просматривают его после стирки и в случае обнаружения дефектов по вине прачечной предъявляют ей иск. В других случаях дефектное белье предъявляется комиссии для решения вопроса о дальнейшем его использовании.

Белье и все постельные принадлежности требуют хорошего ухода за ними. Своевременная стирка и ремонт, умелая эксплуатация, бережное отношение к ним самих проживающих создают условия для их длительной сохранности.

После уборки кровати горничная приступает к уборке письмен­ного стола. На столе могут лежать учебники, рукописи, деловые бумаги, которые ни в коем случае нельзя трогать и рассматривать. Если поверхность стола покрыта пластиком, его нужно протереть влажной чистой тряпкой. Если стол полированный, его протирают мягкой ветошью. В случае нарушения полировки ее можно восста­новить, протерев тампоном из чистой белой материи, смоченной полиролью. Затем, дав поверхности высохнуть в течение 15 — 20 мин, протереть ее до блеска мягкой ветошью. Иногда письменный стол покрыт зеленым сукном, на котором лежит настольное стекло. На­стольное стекло должно быть всегда чистым и прозрачным, его надо чистить специально предназначенными для этой цели средствами.

Убирая пепел из пепельницы, нужно внимательно посмотреть, нет ли там посторонних предметов. Затем влажной тряпкой проте­реть телефонный аппарат, настольную лампу; сухой — книги, журналы, телевизор. Ящики письменного стола тоже необходимо внимательно просмотреть, вытряхнуть их, протереть от пыли. В слу­чае обнаружения их дефектов (плохо закрываются или есть полом­ки) — сделать заявку на вызов столяра.

Затем горничная приступает к чистке ковров, ковровых доро­жек, прикроватных ковриков, штор, драпировок, мягкой мебели, а также к удалению пыли со стен и пола пылесосом. При этом применяются специальные насадки: для мебели — щетка с вор­сом, для стыков мебели — щелевая насадка без щетки; для драпи­ровок — щетка с длинным мягким ворсом (этой же щеткой удаля­ется пыль со стен и потолков); пол обрабатывается большой щет­кой с коротким жестким ворсом.

Работая с пылесосом, горничная должна соблюдать правила безопасности. Не рекомендуется убирать под кроватью металли­ческой трубой со щеткой, так как она может повредить царги де­ревянной кровати. Лучше всего отодвинуть кровать от стены и за­тем произвести уборку.

Если в гостинице нет пылесосов, ковры, дорожки и прикро­ватные коврики можно подмести влажным веником — движения­ми, направленными по ворсу. Подметать надо аккуратно, чтобы вода не попадала на паркет. Если ковры сильно загрязнены, их моют капроновыми щетками раствором мыльного порошка в теп­лой воде. Заниматься этим следует на улице или в специально от­веденных для этого местах. Когда ковер подсохнет, его нужно про­пылесосить, чтобы приподнять ворс.

Работая с пылесосом, необходимо следить, чтобы в него слу­чайно не попали посторонние предметы.

После работы с пылесосом горничная должна протереть от пыли плинтусы, подоконники, радиаторы. Пыль между секциями радиа­тора извлекают специальной узкой щеткой, затем сухой ветошью протирают перекладины и ножки столов и стульев, а также полиро­ванные поверхности мебели. Платяной шкаф надо ежедневно от­крывать и проветривать, следить, чтобы в нем было достаточно пле­чиков для одежды. В номере на определенном месте всегда должны лежать щетки для одежды и обуви, ключ для открывания бутылок.

После окончания уборки в номере, а ее, как уже отмечалось ранее, рекомендуется проводить по или против часов стрелки, чтобы ничего не было пропущено, надо тщательно проветрить ис­правность технических устройств, розеток, выключателей, вилок, электросветильников, телефона, телевизора.

Горничная обязана следить за работой холодильников, радиото­чек и радиоаппаратуры. При обнаружении неисправности она дол­жна сообщить об этом старшей горничной или дежурной по этажу.

При уборке номеров типа общежитий горничная должна сле­дить, не хранят ли гости в номерах чемоданы, так как правила­ми это запрещается. Вещи должны храниться только в камере хранения.

Генеральная уборка. Целью проведения генеральной уборки является следующее:

· осуществить полную тщательную уборку с применением убо­рочного инвентаря, материалов, машин;

· охватить уборкой те объекты и места жилого номера, которые не подвергаются ежедневной уборке и уборке после выезда гостя;

· произвести санитарно-гигиенические мероприятия, которые по нормативным срокам совпадают с проведением генеральной уборки;

· осуществить мероприятия косметического ремонта в номере (подкраску, подклейку обоев и т.д.);

· убедиться в пригодности номера к проживанию путем осмотра и выявления неполадок различных коммуникационных систем.

В объем работ, производимых в генеральную уборку, входят:

· мытье стен, протирка их насухо;

· чистка вентиляционных решеток;

· чистка драпировок, матрасов, перин;

· чистка, мытье окон и дверей;

· дополнительные работы: мытье полов, ковровых дорожек, по­краска полов, натирание полов;

· механизированная уборка потолка, стен, вентиляционных ре­шеток;

· мытье оконных внутренних рам 2 раза в год; механизированная уборка и чистка штор; стирка гардин;

· мытье осветительных приборов.

Генеральная уборка производится 1 раз в 7—10—14 дней. Как правило, в гостинице за каждой горничной закреплено опреде­ленное число номеров, в которых она обязана проводить гене­ральную уборку в установленные сроки.

Уборка забронированных номеров. Целью проведения уборочных работ является следующее:

· обеспечить полную готовность номера к приезду гостя, забро­нировавшего данный номер.

В цепи последовательности проведения всех видов уборочных работ на день уборка забронированных номеров осуществляется в первую очередь.

Этот вид уборки производится накануне дня приезда вечером или ночью, в день приезда гостя рано утром, ежедневно 1 раз в сутки за определенное число дней перед приездом гостя.

В объем уборочных работ забронированных номеров входят:

· сухая протирка;

· влажная протирка;

· влажная уборка пола.

· Экспресс-уборка

Этот вид уборки производится по просьбе проживающего за отдельную плату.

В объем работ экспресс-уборки входят:

· удаление мусора из номера;

· уборка и мытье посуды; протирка обеденного стола; перестил постельного белья; смена постельного белья;

· уборка в санузле индивидуального пользования: мытье рако­вин, ванной, унитаза; приготовление ванны; смена полотенец;

· мытье пола или механизированная уборка пола.

Все виды уборочных работ, проводимых в номерах гостиницы, осуществляются с обязательным применением уборочного инвен­таря и уборочных материалов. Правильное использование убороч­ного инвентаря и материалов, а также хранение и уход за ними являются важным мероприятием в соблюдении норм санитарно-эпидемиологического режима.

Технология уборки помещений общего пользования. К местам общего пользования относятся: вестибюли, холлы, ко­ридоры, гардероб, административные, служебные и подсобные по­мещения, лестницы и места для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Основная особенность содержания группы этих помещений со­стоит в многочисленном потоке посетителей. Основная уборка мест общего пользования производится рано утром, поздно вечером или ночью. В течение дня места общего пользования убираются по мере загрязнения.

Объем уборочных работ мест общего пользования включает в себя:

· мытье полов с моющими средствами;

· механизированная уборка полов;

· натирание металлических деталей и оборудования специальны­ми средствами;

· чистка стекол, дверей, подножных щеток, решеток, подокон­ников и зеркал;

· удаление мусора из мусорных корзин, урн и бачков;

· удаление мусора и мытье пепельниц;

· удаление пыли и обработка столов, стоек.

Уборка помещений общего пользования осуществляется в следую­щей последовательности:

· проветривание помещений;

· удаление пыли с кресел, диванов, журнальных столиков, под-цветочниц, зеркал и т.д.;

· удаление пыли с помощью пылесоса (влажным веником) с паркетных полов, тафтинговых покрытий в холлах и гостиных;

· мытье всех остальных полов и в вестибюле по мере необходи­мости.

Через день протирается электроарматура, предварительно вы­ключенная из сети.

Еженедельно протираются насухо отжатой тряпкой паркетные полы, обрабатывается пылесосом мягкая часть мебели, протира­ются влажным способом оконные блоки с подоконниками.

Не реже одного раза в месяц моют двери, батареи, протирают­ся эстампы, литографии, картины и т.д., потолочные и настен­ные светильники.

Каждые два месяца необходимо протирать поверхность стен, обметать потолки, менять шторы, протирать карнизы.

Не менее двух раз в год моются окна (весной и осенью). Паркет­ные полы натираются по мере необходимости.

В дневное время суток уборщики и швейцары следят за чис­тотой вестибюля, входных дверей, окон, остекления, а также за накоплением мусора в корзинах, пепельницах, чистотой стоек и т.д.

Уборка санузлов (в номерах и общего пользования). Уборка санузлов индивидуального пользования. К уборке сануз­ла горничная приступает, закончив уборку жилых комнат номера. Перед тем как приступить к уборке, она должна надеть спецодеж­ду — прорезиненный фартук, резиновые или капролактамовые перчатки, косынку.

Уборка санузла осуществляется в следующей последовательности:

· зеркало;

· стеклянная туалетная полочка и туалетные принадлежности;

· умывальник;

· ванна;

· кафельные плитки стен;

· унитаз;

· биде;

· пол.

Зеркало протирают влажной тряпкой, а затем вытирают насухо. Туалетную полочку с обеих сторон моют мыльным раствором, а затем вытирают сухой тряпкой. Так же моют туалетный стаканчик и мыльницу.

Умывальник натирают пастой или другим чистящим средством для удаления загрязнений, промывают горячей водой, ополаски­вают дезинфицирующим раствором, еще раз ополаскивают во­дой и вытирают насухо. Также моются унитаз, биде, ванна. Краны, смесители и гибкий шланг чистят тряпкой с мелом, из сливного отверстия вынимают волосы. Ни в коем случае нельзя пользо­ваться раствором соляной кислоты. Это опасно. Кроме того, от кислоты фаянсовая поверхность ванны и раковины разрушается и темнеет.

Кафельные плитки стен над ванной при текущей уборке ежед­невно протираются чистой белой тряпкой для удаления следов мыль­ной пены. При генеральной уборке моется вся поверхность стены.

Последним моется унитаз. Для этого горничная обязательно должна надеть перчатки. Сначала горячей водой обливают внут­ренние стенки унитаза, затем натирают их чистящей пастой с по­мощью ерша, промывают горячей водой и ополаскивают дезин­фицирующим раствором. Так же раствором хлорки промывают крышку и ручки унитаза, держатель для туалетной бумаги и двер­ные ручки. В случае утечки воды или других неисправностей гор­ничная сообщает старшей горничной или дежурной по этажу о необходимости вызова сантехника.

Резиновый коврик в душевой несколько раз промывают горячей и холодной водой, а затем ополаскивают хлоркой.

В номерах высшей категории в ванной комнате должны стоять табурет с легкодезинфицируемым покрытием и подставка для чист­ки обуви. Они моются влажной тряпкой и тоже дезинфицируются.

После окончания уборки горничная проверяет наличие в санузле туалетной бумаги и фирменного мыла, исправность розетки для бритвы и чистоту полотенец (при необходимости их заменяют на новые).

Уборка санузлов общего пользования. В комплекс ежедневной убор­ки санузлов общего пользования входят:

· протирание навесных стеклянных полочек с зеркалами;

· мытье умывальников, унитазов, писсуаров;

· протирание кафельных плиток вокруг сантехприборов;

· протирание дверей и перегородок, мытье пола.

По мере необходимости, но не реже одного раза в неделю, полностью моются кафельные стены, перегородки, двери, а так­же ежемесячно протираются светильники.

При ежедневной уборке душевых общего пользования соблюдается следующий порядок:

· протираются зеркала в комнатах для раздевания;

· удаляется пыль с банкеток, вешалок для одежды;

· протираются банкетки с легкодезинфицирующим покрытием;

· моются настенные мыльницы, резиновые коврики;

· протираются кафельные стены;

· удаляется мусор из педальных ведер с последующим их мыть­ем, моются полы.

Подготовка горничной к работе. Нормативы проведения уборочных мероприятий

Для того чтобы горничная могла начать свой рабочий день, она должна принять соответствующий вид и произвести ряд необходи­мых действий: надеть форменную одежду (ее вид зависит от гостиницы), обувь; получить у старшей горничной список-задание на уборку с ука­занием номеров и видов уборочных работ; получить ключи от номеров; проверить наличие и состояние инвентаря; получить чистое белье; получить рекламные материалы; укомплектовать тележку горничной

Укомплектованная тележка горничной должна включать в себя уборочный инвентарь:

· швабра, совок;

· 2 ведра;

· мешок для грязного белья;

· мешок для мусора;

· щетки;

· ветошь;

· резиновые перчатки;

уборочные материалы:

· чистящие средства;

· моющие средства;

· дезинфицирующие средства;

· средства для отмывания всех видов поверхностей;

· средство для полов с любым видом покрытия;

· воскосодержащие средства для натирания;

· жирорастворяющие средства;

· средства для чистки пластиковых поверхностей;

· средство для обработки деревянной мебели;

· дезодорирующие средства;

· устройство для мытья окон;

· съемные насадки для мытья и дезинфекции;

· хлопчатобумажные съемные насадки для уборки;

· прорезиненный фартук;

набор принадлежностей индивидуального пользования:

· туалетная бумага;

· набор гигиенических салфеток;

· бумажные полотенца;

· жидкое мыло;

· туалетное мыло; чистое белье;

· набор рекламных материалов.

Горничная должна знать временные нормативы осуществле­ния всех видов уборочных работ. Это поможет ей исполнить не­обходимый объем работ с минимальными затратами сил и вре­мени.

Нормативы проведения уборочных мероприятий (расчет на 1 м2). Сухая протирка:

  35 с;

· зеркало — 37 с;

· кровать — 39 с;

· стенка — 6 мин; с

· тол письменный — 53 с;

· стол обеденный — 53 с;

· стул — 20 с;

· телевизор — 42 с;

· холодильник — 24 с;

· платяной шкаф — 82 с.

Влажная протирка:

· зеркало — 90 с;

· кровать — 128 с;

· плинтус — 12 с;

· стеклянная полочка стена — 50 с;

· стена кафельная — 65 с;

· холодильник — 50 с.

Мытье:

· плинтус — 19 с;

· стенка кафельная — 122 с;

· сервиз на 12 персон — 21 мин;

· холодильник — 6 мин.

Чистка пылесосом:

· диван — 45 с;

· кровать — 45 с;

· кресло — 22 с;

· подушка — 39 с;

· перина — 77 с;

· шерстяное одеяло — 185 с.

Шторы сдаются в химчистку 2 раза в год.

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо вида убо­рочных работ, горничная должна четко знать правила поведения в номере. Культура поведения горничной и вообще персонала явля­ется важным критерием для определения уровня культуры обслу­живания в данном заведении. Нарушение этих правил наказуемо вплоть до увольнения.

Горничной, работающей в номере, запрещается:

· закрываться в номере;

· смотреть телевизор, слушать музыку;

· пользоваться туалетом, ванной, оборудованием данного но­мера;

· курить в номере; сидеть в номере без дела; сидеть с гостем;

· оставлять тележку в коридоре перед дверью номера;

· трогать личные веши проживающего, выбрасывать с письмен­ного стола бумаги (самостоятельно).

Горничная должна уметь правильно войти в номер, грамотно и четко ответить на вопросы проживающего (в том числе на иност­ранном языке).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: