При выполнении уборочных работ обслуживающий персонал обязан выполнять требования по санитарному содержанию помещений гостиницы
Последовательность выполнения ежедневной текущей уборки. При уборке номеров необходимо прежде всего их проветрить. В трехкомнатном номере соблюдается такая последовательность уборки: сначала убирают спальню, затем — гостиную, кабинет, прихожую и санузел. В двухкомнатном номере сначала убирают спальню, затем гостиную и санузел. Уборку в однокомнатном номере следует начинать с обеденного стола. Если на столе осталась пища, остатки ее следует убрать в холодильник или накрыть салфеткой. Если пища подавалась в номер из ресторана, посуду передают официанту, а принадлежащую гостинице — следует тщательно вымыть, протереть и поставить в шкаф или сервант.
Поверхность стола во многих гостиницах покрыта пластиком — ее надо протереть сначала влажной, а потом сухой ветошью. Если стол полированный, его протирают мягкой ветошью, если же он покрыт скатертью, ее надо вытряхнуть, а при необходимости — заменить.
|
|
Затем горничная приступает к уборке кровати. Здесь существуют различные «ритуалы» уборки, но целесообразно соблюдать такую последовательность — подушку, одеяло, простыню кладут на стул, а перинку переворачивают для того, чтобы она проветрилась. Если есть необходимость сменить простыню, наматрасник, их заменяют. Простыню расстилают так, чтобы один край — к внутренней стороне кровати — был подвернут под перинку, а другой — внешний — доходил до царги кровати, закрывая матрац. Затем стелют одеяло, расправляют его в пододеяльнике, особенно углы, и подгибают с двух сторон так, чтобы центр находился посередине. Если белье подлежит замене, то одеяло раскладывается так, чтобы к голове был обращен один и тот же конец. Подушка взбивается и кладется клапаном к изголовью кровати. Во многих гостиницах горничные, накрывая кровать покрывалом, кладут его так, чтобы края кровати образовывали острый угол, «под линейку».
Администрация гостиницы должна постоянно следить за тем, какое белье используется. В номерах недопустимо мятое белье, с ржавчиной, дырочками или пятнами. Белье и постельные принадлежности должны быть безупречно выстираны, безукоризненно подкрахмалены и отлично выглажены.
При обнаружении дефектов белья его необходимо заменить и сдать в бельевую, но ни в коем случае не смешивать с грязным бельем. Если белье испорчено по вине проживающего, горничная должна доложить об этом дежурной по этажу и заведующей этажом. Уборку этого номера с заменой белья необходимо проводить в присутствии гостя, выяснив конфликтную ситуацию.
|
|
Если требуется ремонт белья, работники бельевой должны его ремонтировать, а белье, испорченное пятнами, ржавчиной или ветхое, отложить для списания. Смена белья производится горничными или старшими горничными. Для этого на этажах рекомендуется иметь 20% запаса белья от общего числа мест на этаже. Если этот порядок соблюдается, горничная имеет возможность сменить белье в любое время суток. Хранить сменное белье необходимо в отдельном шкафу. В целях экономии расходования средств нельзя менять белье ранее установленных сроков, но нельзя удлинять сроки его эксплуатации, так как это приведет к снижению уровня обслуживания.
Есть еще одно незыблемое правило: нельзя производить смену белья в присутствии гостя или разрешать ему ставить вещи в неубранный номер.
Как правило, стирка гостиничного белья производится городскими прачечными. Работники бельевых принимают от поэтажного персонала использованное белье и выдают им чистое. Белье с этажей складывают в специальные мешки по наименованиям и отправляют в стирку в прачечную по накладной, просматривают его после стирки и в случае обнаружения дефектов по вине прачечной предъявляют ей иск. В других случаях дефектное белье предъявляется комиссии для решения вопроса о дальнейшем его использовании.
Белье и все постельные принадлежности требуют хорошего ухода за ними. Своевременная стирка и ремонт, умелая эксплуатация, бережное отношение к ним самих проживающих создают условия для их длительной сохранности.
После уборки кровати горничная приступает к уборке письменного стола. На столе могут лежать учебники, рукописи, деловые бумаги, которые ни в коем случае нельзя трогать и рассматривать. Если поверхность стола покрыта пластиком, его нужно протереть влажной чистой тряпкой. Если стол полированный, его протирают мягкой ветошью. В случае нарушения полировки ее можно восстановить, протерев тампоном из чистой белой материи, смоченной полиролью. Затем, дав поверхности высохнуть в течение 15 — 20 мин, протереть ее до блеска мягкой ветошью. Иногда письменный стол покрыт зеленым сукном, на котором лежит настольное стекло. Настольное стекло должно быть всегда чистым и прозрачным, его надо чистить специально предназначенными для этой цели средствами.
Убирая пепел из пепельницы, нужно внимательно посмотреть, нет ли там посторонних предметов. Затем влажной тряпкой протереть телефонный аппарат, настольную лампу; сухой — книги, журналы, телевизор. Ящики письменного стола тоже необходимо внимательно просмотреть, вытряхнуть их, протереть от пыли. В случае обнаружения их дефектов (плохо закрываются или есть поломки) — сделать заявку на вызов столяра.
Затем горничная приступает к чистке ковров, ковровых дорожек, прикроватных ковриков, штор, драпировок, мягкой мебели, а также к удалению пыли со стен и пола пылесосом. При этом применяются специальные насадки: для мебели — щетка с ворсом, для стыков мебели — щелевая насадка без щетки; для драпировок — щетка с длинным мягким ворсом (этой же щеткой удаляется пыль со стен и потолков); пол обрабатывается большой щеткой с коротким жестким ворсом.
Работая с пылесосом, горничная должна соблюдать правила безопасности. Не рекомендуется убирать под кроватью металлической трубой со щеткой, так как она может повредить царги деревянной кровати. Лучше всего отодвинуть кровать от стены и затем произвести уборку.
Если в гостинице нет пылесосов, ковры, дорожки и прикроватные коврики можно подмести влажным веником — движениями, направленными по ворсу. Подметать надо аккуратно, чтобы вода не попадала на паркет. Если ковры сильно загрязнены, их моют капроновыми щетками раствором мыльного порошка в теплой воде. Заниматься этим следует на улице или в специально отведенных для этого местах. Когда ковер подсохнет, его нужно пропылесосить, чтобы приподнять ворс.
|
|
Работая с пылесосом, необходимо следить, чтобы в него случайно не попали посторонние предметы.
После работы с пылесосом горничная должна протереть от пыли плинтусы, подоконники, радиаторы. Пыль между секциями радиатора извлекают специальной узкой щеткой, затем сухой ветошью протирают перекладины и ножки столов и стульев, а также полированные поверхности мебели. Платяной шкаф надо ежедневно открывать и проветривать, следить, чтобы в нем было достаточно плечиков для одежды. В номере на определенном месте всегда должны лежать щетки для одежды и обуви, ключ для открывания бутылок.
После окончания уборки в номере, а ее, как уже отмечалось ранее, рекомендуется проводить по или против часов стрелки, чтобы ничего не было пропущено, надо тщательно проветрить исправность технических устройств, розеток, выключателей, вилок, электросветильников, телефона, телевизора.
Горничная обязана следить за работой холодильников, радиоточек и радиоаппаратуры. При обнаружении неисправности она должна сообщить об этом старшей горничной или дежурной по этажу.
При уборке номеров типа общежитий горничная должна следить, не хранят ли гости в номерах чемоданы, так как правилами это запрещается. Вещи должны храниться только в камере хранения.
Генеральная уборка. Целью проведения генеральной уборки является следующее:
· осуществить полную тщательную уборку с применением уборочного инвентаря, материалов, машин;
· охватить уборкой те объекты и места жилого номера, которые не подвергаются ежедневной уборке и уборке после выезда гостя;
· произвести санитарно-гигиенические мероприятия, которые по нормативным срокам совпадают с проведением генеральной уборки;
· осуществить мероприятия косметического ремонта в номере (подкраску, подклейку обоев и т.д.);
· убедиться в пригодности номера к проживанию путем осмотра и выявления неполадок различных коммуникационных систем.
|
|
В объем работ, производимых в генеральную уборку, входят:
· мытье стен, протирка их насухо;
· чистка вентиляционных решеток;
· чистка драпировок, матрасов, перин;
· чистка, мытье окон и дверей;
· дополнительные работы: мытье полов, ковровых дорожек, покраска полов, натирание полов;
· механизированная уборка потолка, стен, вентиляционных решеток;
· мытье оконных внутренних рам 2 раза в год; механизированная уборка и чистка штор; стирка гардин;
· мытье осветительных приборов.
Генеральная уборка производится 1 раз в 7—10—14 дней. Как правило, в гостинице за каждой горничной закреплено определенное число номеров, в которых она обязана проводить генеральную уборку в установленные сроки.
Уборка забронированных номеров. Целью проведения уборочных работ является следующее:
· обеспечить полную готовность номера к приезду гостя, забронировавшего данный номер.
В цепи последовательности проведения всех видов уборочных работ на день уборка забронированных номеров осуществляется в первую очередь.
Этот вид уборки производится накануне дня приезда вечером или ночью, в день приезда гостя рано утром, ежедневно 1 раз в сутки за определенное число дней перед приездом гостя.
В объем уборочных работ забронированных номеров входят:
· сухая протирка;
· влажная протирка;
· влажная уборка пола.
· Экспресс-уборка
Этот вид уборки производится по просьбе проживающего за отдельную плату.
В объем работ экспресс-уборки входят:
· удаление мусора из номера;
· уборка и мытье посуды; протирка обеденного стола; перестил постельного белья; смена постельного белья;
· уборка в санузле индивидуального пользования: мытье раковин, ванной, унитаза; приготовление ванны; смена полотенец;
· мытье пола или механизированная уборка пола.
Все виды уборочных работ, проводимых в номерах гостиницы, осуществляются с обязательным применением уборочного инвентаря и уборочных материалов. Правильное использование уборочного инвентаря и материалов, а также хранение и уход за ними являются важным мероприятием в соблюдении норм санитарно-эпидемиологического режима.
Технология уборки помещений общего пользования. К местам общего пользования относятся: вестибюли, холлы, коридоры, гардероб, административные, служебные и подсобные помещения, лестницы и места для отдыха и проведения массовых мероприятий.
Основная особенность содержания группы этих помещений состоит в многочисленном потоке посетителей. Основная уборка мест общего пользования производится рано утром, поздно вечером или ночью. В течение дня места общего пользования убираются по мере загрязнения.
Объем уборочных работ мест общего пользования включает в себя:
· мытье полов с моющими средствами;
· механизированная уборка полов;
· натирание металлических деталей и оборудования специальными средствами;
· чистка стекол, дверей, подножных щеток, решеток, подоконников и зеркал;
· удаление мусора из мусорных корзин, урн и бачков;
· удаление мусора и мытье пепельниц;
· удаление пыли и обработка столов, стоек.
Уборка помещений общего пользования осуществляется в следующей последовательности:
· проветривание помещений;
· удаление пыли с кресел, диванов, журнальных столиков, под-цветочниц, зеркал и т.д.;
· удаление пыли с помощью пылесоса (влажным веником) с паркетных полов, тафтинговых покрытий в холлах и гостиных;
· мытье всех остальных полов и в вестибюле по мере необходимости.
Через день протирается электроарматура, предварительно выключенная из сети.
Еженедельно протираются насухо отжатой тряпкой паркетные полы, обрабатывается пылесосом мягкая часть мебели, протираются влажным способом оконные блоки с подоконниками.
Не реже одного раза в месяц моют двери, батареи, протираются эстампы, литографии, картины и т.д., потолочные и настенные светильники.
Каждые два месяца необходимо протирать поверхность стен, обметать потолки, менять шторы, протирать карнизы.
Не менее двух раз в год моются окна (весной и осенью). Паркетные полы натираются по мере необходимости.
В дневное время суток уборщики и швейцары следят за чистотой вестибюля, входных дверей, окон, остекления, а также за накоплением мусора в корзинах, пепельницах, чистотой стоек и т.д.
Уборка санузлов (в номерах и общего пользования). Уборка санузлов индивидуального пользования. К уборке санузла горничная приступает, закончив уборку жилых комнат номера. Перед тем как приступить к уборке, она должна надеть спецодежду — прорезиненный фартук, резиновые или капролактамовые перчатки, косынку.
Уборка санузла осуществляется в следующей последовательности:
· зеркало;
· стеклянная туалетная полочка и туалетные принадлежности;
· умывальник;
· ванна;
· кафельные плитки стен;
· унитаз;
· биде;
· пол.
Зеркало протирают влажной тряпкой, а затем вытирают насухо. Туалетную полочку с обеих сторон моют мыльным раствором, а затем вытирают сухой тряпкой. Так же моют туалетный стаканчик и мыльницу.
Умывальник натирают пастой или другим чистящим средством для удаления загрязнений, промывают горячей водой, ополаскивают дезинфицирующим раствором, еще раз ополаскивают водой и вытирают насухо. Также моются унитаз, биде, ванна. Краны, смесители и гибкий шланг чистят тряпкой с мелом, из сливного отверстия вынимают волосы. Ни в коем случае нельзя пользоваться раствором соляной кислоты. Это опасно. Кроме того, от кислоты фаянсовая поверхность ванны и раковины разрушается и темнеет.
Кафельные плитки стен над ванной при текущей уборке ежедневно протираются чистой белой тряпкой для удаления следов мыльной пены. При генеральной уборке моется вся поверхность стены.
Последним моется унитаз. Для этого горничная обязательно должна надеть перчатки. Сначала горячей водой обливают внутренние стенки унитаза, затем натирают их чистящей пастой с помощью ерша, промывают горячей водой и ополаскивают дезинфицирующим раствором. Так же раствором хлорки промывают крышку и ручки унитаза, держатель для туалетной бумаги и дверные ручки. В случае утечки воды или других неисправностей горничная сообщает старшей горничной или дежурной по этажу о необходимости вызова сантехника.
Резиновый коврик в душевой несколько раз промывают горячей и холодной водой, а затем ополаскивают хлоркой.
В номерах высшей категории в ванной комнате должны стоять табурет с легкодезинфицируемым покрытием и подставка для чистки обуви. Они моются влажной тряпкой и тоже дезинфицируются.
После окончания уборки горничная проверяет наличие в санузле туалетной бумаги и фирменного мыла, исправность розетки для бритвы и чистоту полотенец (при необходимости их заменяют на новые).
Уборка санузлов общего пользования. В комплекс ежедневной уборки санузлов общего пользования входят:
· протирание навесных стеклянных полочек с зеркалами;
· мытье умывальников, унитазов, писсуаров;
· протирание кафельных плиток вокруг сантехприборов;
· протирание дверей и перегородок, мытье пола.
По мере необходимости, но не реже одного раза в неделю, полностью моются кафельные стены, перегородки, двери, а также ежемесячно протираются светильники.
При ежедневной уборке душевых общего пользования соблюдается следующий порядок:
· протираются зеркала в комнатах для раздевания;
· удаляется пыль с банкеток, вешалок для одежды;
· протираются банкетки с легкодезинфицирующим покрытием;
· моются настенные мыльницы, резиновые коврики;
· протираются кафельные стены;
· удаляется мусор из педальных ведер с последующим их мытьем, моются полы.
Подготовка горничной к работе. Нормативы проведения уборочных мероприятий
Для того чтобы горничная могла начать свой рабочий день, она должна принять соответствующий вид и произвести ряд необходимых действий: надеть форменную одежду (ее вид зависит от гостиницы), обувь; получить у старшей горничной список-задание на уборку с указанием номеров и видов уборочных работ; получить ключи от номеров; проверить наличие и состояние инвентаря; получить чистое белье; получить рекламные материалы; укомплектовать тележку горничной
Укомплектованная тележка горничной должна включать в себя уборочный инвентарь:
· швабра, совок;
· 2 ведра;
· мешок для грязного белья;
· мешок для мусора;
· щетки;
· ветошь;
· резиновые перчатки;
уборочные материалы:
· чистящие средства;
· моющие средства;
· дезинфицирующие средства;
· средства для отмывания всех видов поверхностей;
· средство для полов с любым видом покрытия;
· воскосодержащие средства для натирания;
· жирорастворяющие средства;
· средства для чистки пластиковых поверхностей;
· средство для обработки деревянной мебели;
· дезодорирующие средства;
· устройство для мытья окон;
· съемные насадки для мытья и дезинфекции;
· хлопчатобумажные съемные насадки для уборки;
· прорезиненный фартук;
набор принадлежностей индивидуального пользования:
· туалетная бумага;
· набор гигиенических салфеток;
· бумажные полотенца;
· жидкое мыло;
· туалетное мыло; чистое белье;
· набор рекламных материалов.
Горничная должна знать временные нормативы осуществления всех видов уборочных работ. Это поможет ей исполнить необходимый объем работ с минимальными затратами сил и времени.
Нормативы проведения уборочных мероприятий (расчет на 1 м2). Сухая протирка:
35 с; |
· зеркало — 37 с;
· кровать — 39 с;
· стенка — 6 мин; с
· тол письменный — 53 с;
· стол обеденный — 53 с;
· стул — 20 с;
· телевизор — 42 с;
· холодильник — 24 с;
· платяной шкаф — 82 с.
Влажная протирка:
· зеркало — 90 с;
· кровать — 128 с;
· плинтус — 12 с;
· стеклянная полочка стена — 50 с;
· стена кафельная — 65 с;
· холодильник — 50 с.
Мытье:
· плинтус — 19 с;
· стенка кафельная — 122 с;
· сервиз на 12 персон — 21 мин;
· холодильник — 6 мин.
Чистка пылесосом:
· диван — 45 с;
· кровать — 45 с;
· кресло — 22 с;
· подушка — 39 с;
· перина — 77 с;
· шерстяное одеяло — 185 с.
Шторы сдаются в химчистку 2 раза в год.
Прежде чем приступить к выполнению какого-либо вида уборочных работ, горничная должна четко знать правила поведения в номере. Культура поведения горничной и вообще персонала является важным критерием для определения уровня культуры обслуживания в данном заведении. Нарушение этих правил наказуемо вплоть до увольнения.
Горничной, работающей в номере, запрещается:
· закрываться в номере;
· смотреть телевизор, слушать музыку;
· пользоваться туалетом, ванной, оборудованием данного номера;
· курить в номере; сидеть в номере без дела; сидеть с гостем;
· оставлять тележку в коридоре перед дверью номера;
· трогать личные веши проживающего, выбрасывать с письменного стола бумаги (самостоятельно).
Горничная должна уметь правильно войти в номер, грамотно и четко ответить на вопросы проживающего (в том числе на иностранном языке).