Заключение, изменение и расторжение договора

Порядок заключения договора определяется в гл. 28 Гражданского кодекса РФ.

Договор считается заключенным, если между сторонами в тре­буемой форме достигнуто соглашение по всем существенным усло­виям договора. Законодательство определяет два момента, необхо­димых для признания договора заключенным:

· оформление соглашения в соответствующей форме;

· наличие соглашения по всем его существенным условиям.

Договор может быть заключен в любой форме, предусмотрен­ной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

В соответствии со ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц меж­ду собой и с гражданами, а также сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный зако­ном минимальный размер оплаты труда, должны совершаться в простой письменной форме
(за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения).

Если в соответствии с законом для заключения договора необ­ходима передача имущества, то договор считается заключенным с момента такой передачи.

Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Если в договоре не указано место заключения договора, то он признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту.

Договор в письменной форме может быть заключен путем состав­ления одного документа, подписанного сторонами, а также обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, теле­фонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно уста­новить, что документ исходит от стороны по договору.

Несоблюдение простой письменной формы договора влечет его недействительность только в случаях, прямо предусмотренным зако­ном. Например, при несоблюдении простой письменной формы со­глашения о неустойке, залоге, поручительстве будут признаны недей­ствительными.
В остальных случаях такое несоблюдение не ведет к признанию недействительным. Однако для подтверждения факта за­ключения договора необходимо предъявить любые письменные и ве­щественные доказательства, свидетельствующие о волеизъявлении сторон (например, счет, отгрузочные документы и др.).

Предприниматели в большинстве случаев совершают между со­бой сделки, исполняемые при самом их совершении, в устной форме (например, розничной купли-продажи, когда передача товара осуще­ствляется одновременно с его оплатой). Предприниматели не могут заключать между собой договор розничной купли-продажи исходя из сути этого договора
(ст. 492 ГК РФ), а форма этого публичного дого­вора оговорена в ст. 493 ГК РФ.

Письменная форма договора считается соблюденной, если лицо, получившее оферту, в срок, установленный для ее акцепта, совер­шило действия по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.). Такое действие считается акцеп­том, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми акта­ми или не указано в оферте.

В ст. 432 ГК РФ перечисляются следующие существенные усло­вия договора:

· о предмете договора;

· названные в законе или иных правовых актах как сущест­венные или необходимые для договоров данного вида;

· относительно которых по заявлению одной из сторон долж­но быть достигнуто соглашение.

Офертой (ст. 435 ГК РФ) признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора. Ре­клама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются, как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заклю­чить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 433 ГК РФ).

Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Он должен быть полным и безоговорочным. Молча­ние не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая или из прежних деловых отношений сторон (ст. 438 ГК РФ).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установлен­ный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней ус­ловий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцеп­том, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми акта­ми или не указано в оферте.

По срокам, установленным для акцепта, возможны три случая, определенные ст. 440-443 Гражданского кодекса РФ:

· когда в оферте определен срок для акцепта, договор считает­ся заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту в пределах указанного в ней срока;

· когда в письменной форме не определен срок для акцепта, до­говор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направив­шим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, то в течение нормально необходимого для этого времени;

· когда своевременно направленное извещение об акцепте по­лучено с опозданием, акцепт не считается опоздавшим, если сторо­на, направившая оферту, немедленно не уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием.

Если сторона, направившая оферту, немедленно сообщит другой стороне о принятии ее акцепта, полученного с опозданием, то до­говор считается заключенным.

Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ призна­ется отказом от акцепта, и в то же время новой офертой.

В ряде случаев закон требует от стороны, для которой обяза­тельно заключение договоров, выполнения определенных действий.

Заключение договора в обязательном порядке. В случаях, когда в соответствии с законодательством для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных усло­виях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней со дня получения оферты (ст. 445 ГК РФ).

Сторона, направившая оферту и получившая извещение об ак­цепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту догово­ра), вправе передать разногласия, возникшие при заключении дого­вора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения та­кого извещения либо истечения срока для акцепта.

В тех случаях, когда заключение договора обязательно для сторо­ны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сто­рона обязана
в течение 30 дней со дня получения протокола разно­гласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении прото­кола либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая его, вправе передать разногла­сия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Если сторона, для которой заключение договора обязательно,
ук­лоняется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд
с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, не­обоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна воз­местить другой стороне причиненные этим убытки.

Заключение договора на торгах. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (ст. 447 ГК РФ).

В качестве организатора торгов может выступать собственник ве­щи, либо обладатель иного имущественного права на нее, либо
спе­циализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом. В указанных в законода­тельстве случаях договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги прово­дятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукцио­не признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а выиг­равшим по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участ­ник, признаются несостоявшимися.

Изменение и расторжение договора. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не преду­смотрено законодательством или договором (ст. 450-453 ГК РФ).

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

· при существенном нарушении договора другой стороной;

· в иных случаях, предусмотренных законодательством или до­говором.

Основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исхо­дили при заключении договора.

Существенным признается нарушение договора одной из сто­рон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчи­тывать при заключении договора.

Односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично, в случае, когда такой отказ допускается законом или со­глашением сторон, является основанием, соответственно, для рас­торжения или изменения договора.

К договорам в сфере предпринимательской деятельности следу­ет относить договоры, одной из сторон или сторонами в которых выступают юридические лица и (или) индивидуальные предприни­матели.

Договоры по реализации продукции и товаров (договор поставки для государственных и муниципальных нужд; договор поставки для внутреннего и внешнего рынков; договор мены; договор контрактации; договор энергоснабжения)

Правовыми формами реализации продукции являются договоры
по­ставки, мены, контрактации, энергоснабжения. Они относятся к дого­ворам, направленным на передачу имущества в собственность, и их ре­гулирование осуществляется мерами, определенными в гл. 30 и 31 ГК РФ. Целью таких договоров является получение прибыли, пред­метом, как правило, имущество, предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности.

Договор поставки для государственных и муниципальных нужд.

Заключение и исполнение договора для государственных и
му­ниципальных нужд регулируется ст. 525-534 ГК РФ и иными
нор­мативными актами.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципаль­ного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним догово­ров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государ­ственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обя­зуется обеспечить оплату поставленных товаров. Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на по­ставку товаров для государственных или муниципальных нужд, раз­мещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о раз­мещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В частности, Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муници­пальных нужд» от 21 июля 2005 г.
№ 94-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.), а также Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г. № 53-Ф3 (в ред. от 19 июля 2011 г.) определяют такие особенности.

Государственный и муниципальный заказ производится в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников
фи­нансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствова­ния деятельности органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Поставки продукции для федеральных государственных нужд
осу­ществляются в целях создания и поддержания государственных
матери­альных резервов Российской Федерации, поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения
между­народных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств Российской Федерации; реализации федеральных целевых программ.

Формой удовлетворения государственных потребностей являют­ся заказы на закупку и поставку продукции для государственных и муниципальных нужд. Установлены три уровня формирования и раз­мещения заказов:

· Федеральный - для обеспечения за счет средств федерально­го бюджета и внебюджетных источников финансирования потреб­ности Российской Федерации, государственных заказчиков в това­рах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых про­грамм, в которых участвует Российская Федерация (федеральные нужды).

· Региональный - для обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации потребности субъектов Россий­ской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов Российской Федерации).

· Муниципальный - для обеспечения за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребно­сти муниципальных образований, муниципальных заказчиков в то­варах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов мест­ного значения и осуществления отдельных государственных полно­мочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Федеральные и государственные нужды финансируются из
госу­дарственного бюджета и внебюджетных источников Российской Федерации, выделяемых для этих целей, региональные программы - из внебюджетных источников субъектов Федерации.

Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ Правительство РФ определяет государственных заказчи­ков, ответственных за выполнение этих программ, которым выде­ляются необходимые финансовые средства. Обычно государствен­ными заказчиками являются организации федеральной контрактной системы, формируемые для обеспечения реализации госнужд. Ос­новные функции таких организаций состоят в следующем:

· отбор поставщиков и заключение государственных контрак­тов
на поставку продукции и товаров для госнужд с изготови­телями путем проведения торгов в форме конкурсов, аукцио­нов или запросов котировок;

· предоставление поставщикам гарантий по оплате товаров, за­купаемых для госнужд и государственной поддержки отдель­ных отраслей и производств.

Госзаказчики формируют и размещают заказы на поставку про­дукции на добровольной основе посредством заключения с поставщи­ками государственных контрактов. Госконтракт является основным документом, определяющим права и обязанности госзаказчика и по­ставщика. Госзаказчик, являясь покупателем продукции, поставляемой для госнужд, не всегда является ее получателем. Он указывает постав­щику конкретного получателя продукции, поставляемой в соответст­вии с заключенным госконтрактом. Госзаказчик согласовывает с полу­чателем номенклатуру, объемы и сроки поставляемой ему продукции.

Законом установлено, что поставщикам продукции и товаров для госнужд могут предоставляться: льготы по налогу на прибыль, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях. В госконтракте устанавливаются конкретные льготы и условия, направленные на
сти­мулирование поставщиков продукции и товаров для госнужд.

Договор поставки для внутреннего и внешнего рынков.

Это одна из разновидностей договоров купли-продажи, широко применяемых в предпринимательской деятельности, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую дея­тельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпри­нимательской деятельности или
в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).

Договор поставки для внутреннего и внешнего рынков, в отли­чие от иных видов договоров купли-продажи, обладает следующими свойственными ему признаками:

· Правовой статус поставщика. В качестве продавца (поставщи­ка) в договоре поставки выступает предприниматель. Это может быть коммерческая организация - юридическое лицо либо гражданин (индивидуальный предприниматель). Поставщик продает либо
про­изводимые им товары, либо товары, закупленные им для продажи.

· Цель приобретения товара. Товар приобретается для использо­вания в предпринимательской деятельности или для деятельности, не связанной с личным, домашним, семейным его использованием.

· Срок исполнения обязательства поставки. Наряду с наименова­нием и количеством товара данный признак приобретает значение существенного условия договора.

· Возможна оптовая продажа товаров единовременно (в срок) либо отдельными партиями в течение длительного периода в обу­словленный срок.

· Момент заключения договора и момент его исполнения. Как правило, они не совпадают.

· Расчеты за поставленные товары. При заключении договора сто­роны выбирают любую форму расчетов. Если в договоре не указана форма расчетов, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

· Определение срока и порядка оплаты товаров. При этом может быть предусмотрена оплата как до, так и после передачи товара. Если в договоре предусмотрена предварительная оплата товаров, то стороны могут обусловить конкретную дату их передачи, исчисляе­мую со дня поступления денежной суммы на счет поставщика.

В случае отсутствия в договоре условий о предварительной оп­лате товаров оплата осуществляется непосредственно после их пе­редачи. Термин «непосредственно» можно трактовать как «незамед­лительно, в возможный кратчайший срок».

· Ответственность. Установленная законом или договором по­ставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательств.

· Отказ от исполнения договора. Односторонний отказ от ис­полнения договора поставки или одностороннее его изменение до­пускаются в случае существенных нарушений одной из сторон ус­ловий договора.
К таким нарушениям относятся:

· поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупа­теля срок;

· неоднократные нарушения сроков поставки товаров;

· неоднократные нарушения сроков оплаты товаров;

· неоднократно повторяющиеся случаи невыборки товаров.

Договор мены.

Это гражданско-правовой договор, по которому одна сторона обязуется передать в собственность другой стороне один товар в об­мен на другой. Заключение и исполнение договора мены регулирует­ся гл. 31 ГК РФ. К нему применяются основные правила о купле-продаже, поскольку эти договоры
по своей юридической природе близки друг к другу (ст. 567 ГК РФ). Каждая из сторон выступает одновременно и продавцом, и покупателем. Договор является консенсуальным, возмездным и взаимным. До перехода к рыночным отноше­ниям договор мены использовался очень редко, поскольку товарооб­менные сделки между предприятиями допускались в строго
ограни­ченных случаях.

Цель договора мены - получение товара, а не денежного экви­валента, как в договоре купли-продажи.

Сторонами договора мены выступают граждане и юридические лица. Государство к участию в таком договоре обычно не допуска­ется ввиду того, что натуральный обмен противоречит принципам бюджетного устройства страны.

Существенным условием договора мены служит условие о предмете договора. Поскольку ГК РФ не устанавливает в этом во­просе никаких ограничений, предметом такого договора могут быть не только любые вещи, находящиеся в гражданском обороте, но и имущественные права.

Цена договора мены - это стоимость каждого встречного
пре­доставления. Если из договора мены не следует иное, то товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом конкретном слу­чае стороной, несущей соответствующие обязанности. Если обмени­ваемые товары признаются неравноценными, то сторона, передающая товар, цена которого ниже, должна оплатить разницу в стоимости не­посредственно до или после передачи товара, если другой порядок не указан в договоре.

В международном торговом обороте договор мены обычно на­зывается бартерной сделкой.

Договор контрактации.

В соответствии с договором контрактации производитель обя­зуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйст­венную продукцию заготовителю - лицу, закупающему такую про­дукцию для переработки или продажи (ст. 535 ГК РФ).

Договор контрактации - разновидность договора купли-продажи и договора поставки, в силу чего к нему применимы пра­вила, относящиеся как к договору поставки, так и (в определен­ных случаях) к договору поставки товаров для государственных нужд.

Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготови­тель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производи­теля по месту ее нахождения и обеспечить вывоз этой продукции.

Договором может предусматриваться обязанность заготовителя, осуществляющего переработку продукции, возвращать производите­лю отходы от переработки с их оплатой, определенной по договору.

Производитель обязан передать заготовителю выращенную
(про­изведенную) продукцию в количестве и ассортименте, предусмот­ренном в договоре контрактации. Если производитель не исполняет или ненадлежащим образом исполняет договорные обязательства, то он несет ответственность только при наличии своей вины.

Договор энергоснабжения.

Это вид договора купли-продажи, родственный договору по­ставки
(ст. 539-548 ГК РФ). Будучи публичным договором, он за­ключается со всеми потребителями энергии, однако при наличии определенных предпосылок. Они обусловлены, прежде всего осо­бенностями и физическими свойствами предмета договора - энер­гии, процесс производства которой жестко связан с потреблением.

Например, электроэнергию невозможно накапливать в значи­тельных объемах, складировать, ее выработка практически равна по­требленной энергии. Этим определяются особенности договора энер­госнабжения, отличающие его от других видов договора купли-продажи, и, прежде всего от договора поставки.

Передавать энергию от энергоснабжающей организации до
по­требителя возможно лишь при наличии присоединенной сети. Энергоснабжающая организация объективно заинтересована, чтобы у партнера - потребителя энергии были исправными энергопотреб­ляющее оборудование, сети, приборы, соблюдался заданный режим потребления энергии. В этом заинтересован и сам потребитель, по­скольку иначе невозможно удовлетворить его потребность в энергии.

Заключение договора энергоснабжения возможно, если потреби­тель выполнил технические условия по присоединению энергопринимающего устройства к действующим энергетическим сетям, что должно быть удостоверено уполномоченными органами, а также, если у него обеспечен учет потребляемой энергии.

При заключении и исполнении договора энергоснабжения на­ряду с нормами ГК РФ (ст. 539) применяются общие положения о договоре, законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, а также правила пользования электрической энергией, уста­навливающие условия энергоснабжения. Так, Федеральный закон «Об электроэнергетике»
от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 (в ред. от 29.12.2014 г.) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государствен­ной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении дея­тельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии, а
так­же определяет особенности договорных отношений в сфере энерге­тики.

Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если ни одна из сторон не зависит от его прекращения или изменения либо от возможности заключения нового договора.

Абонент может передавать энергию, принятую им от энерго- снабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Государственное регу­лирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуще­ствляют Федеральная и региональные энергетические комиссии.

При нарушении обязательств по договору энергоснабжения ка­ждая сторона несет ограниченную ответственность. В ст. 547 ГК РФ устанавливается право стороны требовать в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энерго­снабжения возмещения только реального ущерба, т.е. понесенных расходов и стоимости поврежденного или утраченного имущества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: