Культурные практики (КП) детской деятельности в системе дошкольного образования -

это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребёнка, требующей и воспроизводящей определённый набор социально-нормативных характеристик на определенном возрастном этапе дошкольного детства на основе:

• правовые практики;

• практики культурной идентификации;

• практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка;

• практики свободы;

• практики расширения возможностей ребенка.

1. Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

.

Данные практики дают возможность:

• знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

• воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста,

• личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;

• формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

• воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека;

• вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.

• создают условия для развития у детей потребностей и способностей к:

· самопознанию - «Узнай себя»;

· самоопределению – «Выбирай себя»;

· самореализации – «Проявляй себя»;

· саморегуляции –«Контролируй себя»;

· совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».

Реализация правовых практик ребёнка предполагает знание детьми основных документов по защите прав: Конституции РФ, Конвенции прав по защите ребёнка.

Правовые практики помогают уберечь детскую психику от перегрузок, если ребёнок уже с младшего возраста познаёт нормы и правила поведения, сформированная готовность ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, реализовать в разных ситуациях (например, деление на

подведение итогов соревнований детьми (детский состав жюри); дети сами разрешают спорную ситуацию в том или ином состязании, отстаивают своё решение).

Содержание правовых практик:

- Освоение и реализация ребенком права на выбор содержания и форм познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

-Соблюдение правил поведения в процессе экспериментирования, на прогулке
- Бережное отношение к живым объектам окружающей среды (к другим детям тоже.

- Контроль за своим поведением в процессе познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности и вне их.

- Проявление уважения к сверстникам, воспитателю, объектам окружающей среды.

2.Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры. Данные практики способствуют:

· формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

· реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.

· интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.

Содержание практики КИ:

- формирование ребёнком представлений о мире через познавательно- исследовательскую и продуктивно-творческую деятельность детей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: