Основной результат развития личности школьника

Психологический мониторинг как средство развития

Личности школьников

Штукатурова В.М., психолог ГОУ СОШ № 1423

Формирование самосознания школьников как основной фактор личностного развития

В условиях поиска новых систем обучения мониторинг учебно-воспитательного процесса приобретает ведущую роль в сопровождении школьной жизни. Верные педагогические решения можно принимать на основе объективной информации о ходе учебно-воспитательного процесса. Психологический мониторинг личностного развития имеет развивающий воспитательный потенциал, поэтому его можно обозначить как психологический мониторинг как средство развития личности школьников

Личность – центральное понятие психолого-педагогической науки. В связи с этим нельзя не признать личность главным результатом образовательного процесса. В науке личность рассматривается как сложная психическая система, имеющая ряд подструктур.

В нашем представлении последние могут быть описаны такой схемой:

Мотивационная сфера личности Интересы, мотивы, установки, идеалы, направленность личности
Интеллектуальная сфера личности Мышление, знания, мировоззрение, ценностные ориентации
Эмоционально-волевая сфера личности Воля, чувства, эмоции
Психогенетическая подоснова личности (психофизиологические особенности) Врожденные особенности психики: ощущения, восприятие, память, темперамент, воображение, способности

Хотя процесс саморазвития начинается вместе с рождением, человек нередко всю жизнь не становится его субъектом. Для того, чтобы это произошло, необходима целенаправленная поддержка развитию субъектности человека. Решение одних возрастных задач и переход к решению других возрастных задач представляет собой этапы прохождения развития самосознания ребенка. Содержание и последовательность этапов можно представить в следующей модели.

Основной результат развития личности школьника

Начальная школа   Средняя школа   Старшая школа  
Статус школьника Овладение учебной деятельностью Социализация Овладение социальным взаимодействием, общением с другими людьми Самоопределение Активная жизненная позиция, целенаправленная деятельность по достижению целей

Общее представление о социализации, как о процессе и результате усвоения индивидами социальных и культурных образцов и норм поведения, не обладает диагностическими характеристиками, которые можно было бы замерить. Поэтому под социализацией можно понимать следующие процессы:

  1. Социализация как развития самосознания, формирования идентичности и образа «Я»;
  2. Социализация как адаптация, единство разнонаправленных процессов: приспособление и обособление индивида;
  3. Социализация как усвоение социальных норм и ролей.

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования представлены требования к личностным результатам обучения учащихся.

Проанализировав описательные характеристики ФГОС, можно выделить необходимый и достаточный перечень задач школы в воспитательной работе.

Федеральные государственные стандарты общего образования (ФГОС)   Задачи школы
1. (1) Воспитание российской идентичности; усвоение гуманистических демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества 2. (3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3. (8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни Формирование мировоззрения: ценностное отношение к миру  
4. (2) Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования Формирование мировоззрения: самосознания  
5. (4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции 6. (6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Формирование мировоззрения: нравственность  
7. (5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 8. (7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и общественно-полезной деятельности Практическая деятельность: коммуникативная компетентность  

Согласно этим требованиям можно предложить следующий психолого-педагогический инструментарий для оценки личностных результатов школьников (см. таблицу).

Таблица «Оценка социализации и нравственного развития школьников»

Задачи школы Параметры.   Методики Критерии оценки
Формирование мировоззрения: ценностное отношение к миру - гуманистические и демократические ценности - представления о мире, о людях     1. Опросник «Ценностные ориентации» П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова Характер отношений школьников · к семье · к Отечеству · к труду · к культуре · к знаниям · к человеку как к иному 2. Методика для изучения правосознания. Л.А.Ясюкова Сферы правосознания: Бытовая Деловая Гражданская Правовые знания
Формирование мировоззрения: самосознания - самосознание - мотивация обучения 1.Опросник «Социально-психологической адаптированности» К. Роджерса и Р. Даймондом, в адаптации Т. В. Снегиревой Модель отношений человека с социальным окружением и самим собой 1. Принятие себя - неприятие себя 2. Принятие других - неприятие других 3. Самостоятельность в достижении целей 4. Эмоциональный комфорт. 2.Опросник «Школьная мотивация» Н.Г. Лусканова Уровни школьной мотивации: высокий, хороший, средний, низкий, очень низкий
Формирование мировоззрения: нравственность - нравственный потенциал личности учащегося - нравственное поведение 1.Опросник «Размышляя о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова 1. Нравственная ориентация 2. Безнравственная ориентация 3. Несформированность нравственных отношений 2.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся 1. Школьные успехи 2. Участие во внеурочных делах 3. Общение с учителями 4. Общение со сверстниками 5. Поведение 3. Методика «Независимых характеристик» Лутошкин А.Н.
Практическая деятельность: коммуникативная компетентность - адаптация - обособление - активность - направленность 1. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожков Изучение процесса и результатов развития личности учащегося в коллективе 1. Социальная адаптированность 2. Социальная 3. Социальная автономность 4. Социальная направленность 2.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

Цель мониторинга - выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить, в первую очередь, для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Важным является вопрос: кто будет работать с этими методиками? Правильным в данной ситуации будет ориентация на пользователя классного руководителя, т.к. процесс социализации организует и проводит педагог, и именно ему необходим инструментарий для отслеживания успешности проведенной работы. Кроме того, указанные методики не требуют дополнительной подготовки.

В организационном плане можно рекомендовать следующий порядок проведения мониторинговых исследований воспитательного процесса в школе:

1. Мониторинговые исследования проводить в пятом, седьмом, девятом и одиннадцатом классе с целью составления психологического портрета ученика и класса в целом.

2. Полученные результаты по проводимым исследованиям можно представить в виде педагогической характеристики целого класса и индивидуально-личностного профиля.

Полученная информация характеризует особенности классного коллектива в целом, показывает успешно завершенные воспитательные задачи, а также формирует воспитательные задачи на следующий период жизни классного коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: