Индивидуально-личностный профиль ученика 7 класса

Параметры Уровни
низкий средний хороший высокий
Социализированность
  Адаптированность: ориентация на нормы и правила        
  Активность: наличие внутренней потребности в деятельности        
  Автономность: ориентация на свои интересы, настойчивость в достижении успеха        
  Социальная направленность: Ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, высокая совестливость        
Экспертное мнение учителей
  Школьные успехи        
  Участие во внеклассных делах        
  Общение с учителями        
  Общение со сверстниками        
  Поведение        
Школьная мотивация
  Школьная мотивация        
Общественное мнение
  Доброжелательность        
  Умение владеть собой        
  Терпимость к различиям        
  Любознательность        
  Трудолюбие        
Сформированность самосознания
  Принятие себя        
  Принятие других        
  Самостоятельность в достижении цели        
  Эмоциональный комфорт        
Ценностные ориентации
  К семье        
  К Отечеству        
  К труду        
  К культуре        
  К знаниям        
  К человеку как к иному        

Тест-опросник «Оценка социализированности учащихся», разработанный М.И. Рожковым, дает возможность получать информацию о процессе и результатах развития личности учащегося в коллективе. Кроме того, он имеет существенные преимущества перед другими тестами своей компактностью и простотой обработки.

Замеряемые параметры (интерпретация названия шкал изменена):

1.Социальная адаптированность - ориентация на нормы и правила поведения, принятие этих норм – приспособление

2. Социальная автономность – ориентация на свои интересы, обособление личности

3.Социальная активность – наличие внутренней потребности в социальной деятельности

4. Социальная направленность – ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, на сотрудничество

После анализа результатов возникает необходимость калибровки показателей по возрастам. Предложенный вариант в методике не отвечает требованиям практики.

Социализированность. Тест Рожкова

Нормы социализированности для выборки 85 учащихся 5 классов

уровни Очень слабый слабый средний хороший высокий
Адаптированность   1,6-2,2 7чел 2,4-2,6 12чел 2,8-3,0 25чел 3,2-3,4 24чел 3,6-4 14чел
Социальная активность   1-1,2 9чел 1,4-1,6 14чел 1,8-2,6 29чел 2,8-3,2 18чел 3,4-4 12чел
Автономность   0,8-2 10чел 2,2-2,4 15чел 2,6-3 25чел 3,2-3,4 14чел 3,6-4 17чел
Социальная направленность   0,6-2 10чел 2,2-2,4 16чел 2,6-3 25чел 3,2-3,4 16чел 3,6-4 14чел

Проведенный опрос на базе ГОУ ЦО 1423 в 2009-2011 годах показал следующие результаты (см. график результатов).

Рассогласование индивидуальных результатов с общими результатами могут рассматриваться как своеобразие развития и или завершение решения возрастных задач данного периода, готовность перехода ребенка к другим возрастным периодам или задержку в личностном развитии ребенка. Например, рассмотрим результаты ученика ххх (пятиклассник):

Социальная адаптированность – низкая

Социальная автономность - высокая

Социальная активность - хорошая

Социальная направленность - низкая

Эти результаты не соответствуют профилю пятиклассника. В большей степени они подходят для более старших школьников. По наблюдениям психолога и экспертной оценке классного руководителя с учеником ххх бывает непросто найти общий язык, хотя он учится хорошо, профессионально занимается хоккеем. Он упрям, настойчив, пользуется уважением одноклассников, демонстрирует протестные реакции при несогласии с оценкой его успехов.

Главной рекомендацией в работе с учеником ххх является необходимость перестройки отношений со взрослыми. Постепенно, но необходимо переходить на партнерские взаимоотношения с взрослеющим школьником, меньше выдвигать директивных требований, вводить систему договоров.

Полученные результаты позволяют составить психолого-педагогическую характеристику обследованных классов в целом.

Как видим, 5 класс «М» отличается от других классов самой высокой активностью и самой низкой социальной направленностью. Это демонстрирует классному руководителю, что школьники с удовольствием проявляют свою активность и с трудом уступают друг другу, ради своего успеха. Они готовы прилагать усилия и не готовы тратить свое время на других.

Данное распределение результатов по уровням проявления социализированности более ярко отражают картину в классе. Низкий уровень социальной направленности тем более удивителен, что с первого по четвертый класс учителем была проделана огромная работа по воспитанию коллективизма у учащихся. Полученный результат оказался неожиданным. К тому же с переходом в пятый класс активность учащихся очень часто была направлена на конфликтные отношения (см. гистограмму).

По итогам психолого-педагогического обследования в пятом «М» классе было решено провести целенаправленную работу по развитию коллективизма и формированию доброжелательных отношений между одноклассниками. Цикл классных часов был посвящен теме толерантности. Говорилось о том, что в первую очередь нужно думать, как воспитать, развить, сформировать в наших детях самое главное: основу основ взаимоотношений - самоуважение к себе и на его основе уважение к другому человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: