№ | Параметры | Уровни | |||
низкий | средний | хороший | высокий | ||
Социализированность | |||||
Адаптированность: ориентация на нормы и правила | |||||
Активность: наличие внутренней потребности в деятельности | |||||
Автономность: ориентация на свои интересы, настойчивость в достижении успеха | |||||
Социальная направленность: Ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, высокая совестливость | |||||
Экспертное мнение учителей | |||||
Школьные успехи | |||||
Участие во внеклассных делах | |||||
Общение с учителями | |||||
Общение со сверстниками | |||||
Поведение | |||||
Школьная мотивация | |||||
Школьная мотивация | |||||
Общественное мнение | |||||
Доброжелательность | |||||
Умение владеть собой | |||||
Терпимость к различиям | |||||
Любознательность | |||||
Трудолюбие | |||||
Сформированность самосознания | |||||
Принятие себя | |||||
Принятие других | |||||
Самостоятельность в достижении цели | |||||
Эмоциональный комфорт | |||||
Ценностные ориентации | |||||
К семье | |||||
К Отечеству | |||||
К труду | |||||
К культуре | |||||
К знаниям | |||||
К человеку как к иному |
Тест-опросник «Оценка социализированности учащихся», разработанный М.И. Рожковым, дает возможность получать информацию о процессе и результатах развития личности учащегося в коллективе. Кроме того, он имеет существенные преимущества перед другими тестами своей компактностью и простотой обработки.
|
|
Замеряемые параметры (интерпретация названия шкал изменена):
1.Социальная адаптированность - ориентация на нормы и правила поведения, принятие этих норм – приспособление
2. Социальная автономность – ориентация на свои интересы, обособление личности
3.Социальная активность – наличие внутренней потребности в социальной деятельности
4. Социальная направленность – ориентация на хорошие взаимоотношения с людьми, на сотрудничество
После анализа результатов возникает необходимость калибровки показателей по возрастам. Предложенный вариант в методике не отвечает требованиям практики.
Социализированность. Тест Рожкова
Нормы социализированности для выборки 85 учащихся 5 классов
уровни | Очень слабый | слабый | средний | хороший | высокий |
Адаптированность | 1,6-2,2 7чел | 2,4-2,6 12чел | 2,8-3,0 25чел | 3,2-3,4 24чел | 3,6-4 14чел |
Социальная активность | 1-1,2 9чел | 1,4-1,6 14чел | 1,8-2,6 29чел | 2,8-3,2 18чел | 3,4-4 12чел |
Автономность | 0,8-2 10чел | 2,2-2,4 15чел | 2,6-3 25чел | 3,2-3,4 14чел | 3,6-4 17чел |
Социальная направленность | 0,6-2 10чел | 2,2-2,4 16чел | 2,6-3 25чел | 3,2-3,4 16чел | 3,6-4 14чел |
Проведенный опрос на базе ГОУ ЦО 1423 в 2009-2011 годах показал следующие результаты (см. график результатов).
|
|
Рассогласование индивидуальных результатов с общими результатами могут рассматриваться как своеобразие развития и или завершение решения возрастных задач данного периода, готовность перехода ребенка к другим возрастным периодам или задержку в личностном развитии ребенка. Например, рассмотрим результаты ученика ххх (пятиклассник):
Социальная адаптированность – низкая
Социальная автономность - высокая
Социальная активность - хорошая
Социальная направленность - низкая
Эти результаты не соответствуют профилю пятиклассника. В большей степени они подходят для более старших школьников. По наблюдениям психолога и экспертной оценке классного руководителя с учеником ххх бывает непросто найти общий язык, хотя он учится хорошо, профессионально занимается хоккеем. Он упрям, настойчив, пользуется уважением одноклассников, демонстрирует протестные реакции при несогласии с оценкой его успехов.
Главной рекомендацией в работе с учеником ххх является необходимость перестройки отношений со взрослыми. Постепенно, но необходимо переходить на партнерские взаимоотношения с взрослеющим школьником, меньше выдвигать директивных требований, вводить систему договоров.
Полученные результаты позволяют составить психолого-педагогическую характеристику обследованных классов в целом.
Как видим, 5 класс «М» отличается от других классов самой высокой активностью и самой низкой социальной направленностью. Это демонстрирует классному руководителю, что школьники с удовольствием проявляют свою активность и с трудом уступают друг другу, ради своего успеха. Они готовы прилагать усилия и не готовы тратить свое время на других.
Данное распределение результатов по уровням проявления социализированности более ярко отражают картину в классе. Низкий уровень социальной направленности тем более удивителен, что с первого по четвертый класс учителем была проделана огромная работа по воспитанию коллективизма у учащихся. Полученный результат оказался неожиданным. К тому же с переходом в пятый класс активность учащихся очень часто была направлена на конфликтные отношения (см. гистограмму).
По итогам психолого-педагогического обследования в пятом «М» классе было решено провести целенаправленную работу по развитию коллективизма и формированию доброжелательных отношений между одноклассниками. Цикл классных часов был посвящен теме толерантности. Говорилось о том, что в первую очередь нужно думать, как воспитать, развить, сформировать в наших детях самое главное: основу основ взаимоотношений - самоуважение к себе и на его основе уважение к другому человеку.