Речь младшего школьника

Задание 44. Составьте интеллект – карту, используя материал по теме «Особенности развития письменной речи младшего школьника».

(опорный материал)

По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Учащегося IV класса – до 6000. Человек с высшим образованием знает порядка 10000 слов, эрудиты до 50 тыс. слов.

Словарный запас человека, прежде всего, зависит от его возраста. Приведем данные количественного запаса слов детей в возрасте от 1 до 6 лет по таблицам В. Штерна: возраст 1,6 года – 100 слов; 2 года – 300–400 слов; 3 года – 1000–1100 слов; 4 года – 1600 слов; 5 лет – 2200 слов; 6 лет – 2500–3000 слов. По таблицам Ш. Бюллера большой разброс данных: 1,6 года – от 44 до 383 слов; 2 года – от 45 до 1227 слов; 3–4 года – от 598 до 2346 слов. Интересны данные распределения слов детского словаря по частям речи и тематическим группам. По таблицам Е. А. Аркина (1948 г.), это 50,2 % существительных, 27,4 % глаголов, 11,8 % прилагательных, 5,8 % наречий; преобладают в словаре детей конкретные существительные, обозначающие предметы окружающей среды.

Почти одновременно с овладением навыками чтения происходит и овладение навыками письма. Если при овладении навыками чтения ребенок идет от букв к звукам, то формирование навыков письма совершается в обратном порядке, т. е. от звуков к буквам. Формирование навыков письма проходит три стадии (исследование Е. В. Гурьянова).

На первой стадии — элементарной — внимание ребенка сосредоточивается преимущественно на написании элементов букв, на правильной осанке, на движении руки, на пользование тетрадью.

На второй стадии — буквенной, — когда Действия, связанные с написанием элементов букв и техническими правилами письма, постепенно автоматизируются и становятся нетрудными для ребенка, его внимание переключается на правильное изображение букв. На третьей стадии формируются навыки связного письма. Здесь внимание школьника сосредоточено на правильном соединении букв в слова и на соблюдении требований написания самих букв в слове по их величине, наклону, нажиму, расстановке и положению на линейке.

Все эти три стадии навыка письма являются подготовительными для последующего овладения связным и скорописным письмом. Основные трудности при овладении техникой письма обусловлены тем, что мелкая мускулатура руки ребенка развита еще недостаточно: рука быстро утомляется, ребенок жалуется, что он устал писать.

Слабая гибкость пальцев руки и особенно плохое противопоставление большого пальца остальным пальцам создают значительные трудности в овладении орудием письма — ручкой. И, наконец, затрудняет овладение техникой письма отставание в развитии мышц-разгибателей от мышц-сгибателей (в частности, движение руки слева направо).

Все эти существенные причины приводят к следующим, наиболее распространенным недостаткам в графическом письме обучающегося писать школьника: 1) почерк длительное время остается крупным, медленным и угловатым; 2) вследствие неустойчивости наклона и нажима при написании букв форма букв не всегда правильная; 3) расстояния между буквами, словами и строчками не всегда равномерны; 4) к правой стороне страницы строчки часто скашиваются (наклон вниз).

Для устранения перечисленных недостатков можно рекомендовать следующее: 1) не разрешать ребенку писать длительное время (к сожалению, многие родители заставляют для улучшения почерка писать своих детей сверх меры); 2) упражнять мелкую мускулатуру кисти руки первоклассника, давая ему задание по лепке, рисованию, плетению, шитью и т. п.; 3) практиковать списывание с образца: причем дети должны постоянно зрительно контролировать каждую написанную букву и особенно буквы, выходящие за строчку, как наиболее трудные; 4) добиваться того, чтобы школьники понимали дефекты своего письма и достигнутые успехи в их устранении; 5) очень важно воспитать у школьника бережное отношение к своей тетради.

Известно, что дети на новой, т. е. чистой, тетради пишут более старательно и красиво; чем аккуратнее тетрадь, тем лучше в ней каллиграфическое начертание отдельных букв и целых слов.

Скорость письма у учащихся разных классов растет неравномерно. У первоклассника — самые высокие темпы в развитии скорости письма. Во II и III классах темп овладения письмом снижается, а затем вновь повышается у школьников IV класса (при свободном письме он достигает в среднем 60—70 букв в минуту).

Характерные ошибки, которые допускают учащиеся начальных классов в письменных изложениях и сочинениях.

1. В содержании, в том числе пропуск букв.

2. В структуре:

· нарушение логической последовательности;

· отсутствие связи между фактами;

3. В речевом оформлении:

· в определении границ предложения;

· в построении предложений разных типов;

· нарушение порядка слов;

· повторы слов;

· неправильный выбор и употреблении слов.

4. Допускают орфографические ошибки на изученные и неизученные правила.

(При правильно организованной помощи со стороны учителя случаи ошибок на неизученные правила могут быть сведены к единичному).

Орфографически грамотное письмо зависит от самоконтроля, т. е. умения школьника проверять правильность написанного. При воспитании самоконтроля необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка.

Самоконтроль зависит от уровня развития мышления учащихся разного возраста. У школьников I—II классов, вследствие недостаточного развития их мышления, самоконтроль еще очень плохо развит. У учащихся III—IV классов самоконтроль уже достаточно развит, и учитель может опираться на него при обучении детей этого возраста орфографии.

Развитие и воспитание орфографического самоконтроля зависит также от некоторых черт характера младших школьников, от типа их нервной деятельности. Обычно плохо себя контролируют при письме и пишут неграмотно школьники несдержанные, торопливые и неосторожные, а также учащиеся, относящиеся безответственно к учению, неспособные критически оценить свою учебную деятельность.

Развитие письменной речи не исчерпывается знанием орфографических правил. Умение в письменной форме излагать свои мысли связанно и логически последовательно опирается на более широкое знание грамматики — на усвоение системы грамматических понятий.


Задание 45. Заполните таблицу «Психологические причины трудностей овладения письменной речью». Укажите психический процесс, который лежит в основе причины. Таблица 33.1.

Педагогическая симптоматика трудностей Причины Психический процесс
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр. “зуки” вместо “жуки”, “шапоги” вместо “сапоги”, “панка” вместо “банка”) Недоразвитие фанетико-фонематического анализа. Недостатки в произношении  
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания  
Несформированность звукобуквенных ассоциаций.  
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр. “трва” вместо “трава” Недостаточность звукобуквенного анализа  
Неустойчивость внимания  
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, б-д и др.) Недостаточность зрительного анализа  
Несформированность анализа пространственных отношений  
Добавление гласных букв, (напр. “галака” вместо “галка”, “тарава” вместо “трава” Несформированность звукобуквенного анализа  
Неустойчивость произвольного внимания  
Перестановка букв и слогов в словах, (напр. “звял” вместо “взял” Недостаточность зрительного анализа, звукобуквенного анализа  
Неустойчивость произвольного внимания  
“Зеркальное” написание букв, не узнавание букв в перевёрнутом виде Недостаточность зрительного анализа развития анализа пространственных отношений  
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы  
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки Слабо развита тонкая моторика руки  
Не сформированы зрительно-двигательные координации  
Недостаточность развития анализа пространственных отношений  
Не усвоено понятие “рабочая строка”  

Психологические причины трудностей обучения Таблица 33.2.

Симптоматика трудностей Психологические и другие причины Психический процесс
Неряшливое письмо, грязь в тетради, не умение правильно “надавливать” на ручку или карандаш Недоразвитие макро- и микро- моторики  
Неумение дифференцировать мышечные усилия  
Не сформированы зрительно-двигательные координации  
Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности  
Очень медленный темп письма Не сформированы зрительно-двигательные координации  
Недоразвитие микромоторики  
Трудности в произвольном управлении движениями  
С ошибками списывает с доски Несформированность процессов зрительного анализа  
Неустойчивость произвольного внимания  
Неумение поэлементно воспроизводить образец  
Слабое развитие кратковременной зрительной памяти  
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти  
Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании  
Недостатки в развитии произвольного внимания  
Тремор (дрожание руки) при письме Трудности в произвольном управлении микромоторикой  
Неумение дифференцировать мышечные усилия  
Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций  
Появление или возрастание ошибок к концу работы Постепенное ослабление самоконтроля Ослабление процессов произвольного внимания Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: