Задание 44. Составьте интеллект – карту, используя материал по теме «Особенности развития письменной речи младшего школьника».
(опорный материал)
По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Учащегося IV класса – до 6000. Человек с высшим образованием знает порядка 10000 слов, эрудиты до 50 тыс. слов.
Словарный запас человека, прежде всего, зависит от его возраста. Приведем данные количественного запаса слов детей в возрасте от 1 до 6 лет по таблицам В. Штерна: возраст 1,6 года – 100 слов; 2 года – 300–400 слов; 3 года – 1000–1100 слов; 4 года – 1600 слов; 5 лет – 2200 слов; 6 лет – 2500–3000 слов. По таблицам Ш. Бюллера большой разброс данных: 1,6 года – от 44 до 383 слов; 2 года – от 45 до 1227 слов; 3–4 года – от 598 до 2346 слов. Интересны данные распределения слов детского словаря по частям речи и тематическим группам. По таблицам Е. А. Аркина (1948 г.), это 50,2 % существительных, 27,4 % глаголов, 11,8 % прилагательных, 5,8 % наречий; преобладают в словаре детей конкретные существительные, обозначающие предметы окружающей среды.
Почти одновременно с овладением навыками чтения происходит и овладение навыками письма. Если при овладении навыками чтения ребенок идет от букв к звукам, то формирование навыков письма совершается в обратном порядке, т. е. от звуков к буквам. Формирование навыков письма проходит три стадии (исследование Е. В. Гурьянова).
На первой стадии — элементарной — внимание ребенка сосредоточивается преимущественно на написании элементов букв, на правильной осанке, на движении руки, на пользование тетрадью.
На второй стадии — буквенной, — когда Действия, связанные с написанием элементов букв и техническими правилами письма, постепенно автоматизируются и становятся нетрудными для ребенка, его внимание переключается на правильное изображение букв. На третьей стадии формируются навыки связного письма. Здесь внимание школьника сосредоточено на правильном соединении букв в слова и на соблюдении требований написания самих букв в слове по их величине, наклону, нажиму, расстановке и положению на линейке.
Все эти три стадии навыка письма являются подготовительными для последующего овладения связным и скорописным письмом. Основные трудности при овладении техникой письма обусловлены тем, что мелкая мускулатура руки ребенка развита еще недостаточно: рука быстро утомляется, ребенок жалуется, что он устал писать.
Слабая гибкость пальцев руки и особенно плохое противопоставление большого пальца остальным пальцам создают значительные трудности в овладении орудием письма — ручкой. И, наконец, затрудняет овладение техникой письма отставание в развитии мышц-разгибателей от мышц-сгибателей (в частности, движение руки слева направо).
Все эти существенные причины приводят к следующим, наиболее распространенным недостаткам в графическом письме обучающегося писать школьника: 1) почерк длительное время остается крупным, медленным и угловатым; 2) вследствие неустойчивости наклона и нажима при написании букв форма букв не всегда правильная; 3) расстояния между буквами, словами и строчками не всегда равномерны; 4) к правой стороне страницы строчки часто скашиваются (наклон вниз).
Для устранения перечисленных недостатков можно рекомендовать следующее: 1) не разрешать ребенку писать длительное время (к сожалению, многие родители заставляют для улучшения почерка писать своих детей сверх меры); 2) упражнять мелкую мускулатуру кисти руки первоклассника, давая ему задание по лепке, рисованию, плетению, шитью и т. п.; 3) практиковать списывание с образца: причем дети должны постоянно зрительно контролировать каждую написанную букву и особенно буквы, выходящие за строчку, как наиболее трудные; 4) добиваться того, чтобы школьники понимали дефекты своего письма и достигнутые успехи в их устранении; 5) очень важно воспитать у школьника бережное отношение к своей тетради.
Известно, что дети на новой, т. е. чистой, тетради пишут более старательно и красиво; чем аккуратнее тетрадь, тем лучше в ней каллиграфическое начертание отдельных букв и целых слов.
Скорость письма у учащихся разных классов растет неравномерно. У первоклассника — самые высокие темпы в развитии скорости письма. Во II и III классах темп овладения письмом снижается, а затем вновь повышается у школьников IV класса (при свободном письме он достигает в среднем 60—70 букв в минуту).
Характерные ошибки, которые допускают учащиеся начальных классов в письменных изложениях и сочинениях.
1. В содержании, в том числе пропуск букв.
2. В структуре:
· нарушение логической последовательности;
· отсутствие связи между фактами;
3. В речевом оформлении:
· в определении границ предложения;
· в построении предложений разных типов;
· нарушение порядка слов;
· повторы слов;
· неправильный выбор и употреблении слов.
4. Допускают орфографические ошибки на изученные и неизученные правила.
(При правильно организованной помощи со стороны учителя случаи ошибок на неизученные правила могут быть сведены к единичному).
Орфографически грамотное письмо зависит от самоконтроля, т. е. умения школьника проверять правильность написанного. При воспитании самоконтроля необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка.
Самоконтроль зависит от уровня развития мышления учащихся разного возраста. У школьников I—II классов, вследствие недостаточного развития их мышления, самоконтроль еще очень плохо развит. У учащихся III—IV классов самоконтроль уже достаточно развит, и учитель может опираться на него при обучении детей этого возраста орфографии.
Развитие и воспитание орфографического самоконтроля зависит также от некоторых черт характера младших школьников, от типа их нервной деятельности. Обычно плохо себя контролируют при письме и пишут неграмотно школьники несдержанные, торопливые и неосторожные, а также учащиеся, относящиеся безответственно к учению, неспособные критически оценить свою учебную деятельность.
Развитие письменной речи не исчерпывается знанием орфографических правил. Умение в письменной форме излагать свои мысли связанно и логически последовательно опирается на более широкое знание грамматики — на усвоение системы грамматических понятий.
Задание 45. Заполните таблицу «Психологические причины трудностей овладения письменной речью». Укажите психический процесс, который лежит в основе причины. Таблица 33.1.
Педагогическая симптоматика трудностей | Причины | Психический процесс |
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр. “зуки” вместо “жуки”, “шапоги” вместо “сапоги”, “панка” вместо “банка”) | Недоразвитие фанетико-фонематического анализа. Недостатки в произношении | |
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания | ||
Несформированность звукобуквенных ассоциаций. | ||
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр. “трва” вместо “трава” | Недостаточность звукобуквенного анализа | |
Неустойчивость внимания | ||
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, б-д и др.) | Недостаточность зрительного анализа | |
Несформированность анализа пространственных отношений |
Добавление гласных букв, (напр. “галака” вместо “галка”, “тарава” вместо “трава” | Несформированность звукобуквенного анализа | |
Неустойчивость произвольного внимания | ||
Перестановка букв и слогов в словах, (напр. “звял” вместо “взял” | Недостаточность зрительного анализа, звукобуквенного анализа | |
Неустойчивость произвольного внимания | ||
“Зеркальное” написание букв, не узнавание букв в перевёрнутом виде | Недостаточность зрительного анализа развития анализа пространственных отношений | |
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы | ||
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки | Слабо развита тонкая моторика руки | |
Не сформированы зрительно-двигательные координации | ||
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | ||
Не усвоено понятие “рабочая строка” |
Психологические причины трудностей обучения Таблица 33.2.
Симптоматика трудностей | Психологические и другие причины | Психический процесс |
Неряшливое письмо, грязь в тетради, не умение правильно “надавливать” на ручку или карандаш | Недоразвитие макро- и микро- моторики | |
Неумение дифференцировать мышечные усилия | ||
Не сформированы зрительно-двигательные координации | ||
Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности | ||
Очень медленный темп письма | Не сформированы зрительно-двигательные координации | |
Недоразвитие микромоторики | ||
Трудности в произвольном управлении движениями | ||
С ошибками списывает с доски | Несформированность процессов зрительного анализа | |
Неустойчивость произвольного внимания | ||
Неумение поэлементно воспроизводить образец | ||
Слабое развитие кратковременной зрительной памяти | ||
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) | Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти | |
Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании | ||
Недостатки в развитии произвольного внимания | ||
Тремор (дрожание руки) при письме | Трудности в произвольном управлении микромоторикой | |
Неумение дифференцировать мышечные усилия | ||
Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций | ||
Появление или возрастание ошибок к концу работы | Постепенное ослабление самоконтроля Ослабление процессов произвольного внимания Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции |