При всей внешней патетичности спектакля, его внутреннем
Пафосе, активности в утверждении идей, именно этот спектакль
Был, пожалуй, первым в творческой практике Г. Товстоногова
(если не считать учебных спектаклей, поставленных со студентами
Грузинского театрального института), в котором применен
Этюдный метод репетиционной работы.
Исполнитель роли Бема М. Розанов вспоминал: ≪Постановщик
Спектакля Г. Товстоногов и режиссер А. Рахленко предложили
На первых порах метод этюдной разработки той или иной
Сцены... Роли откладывались в сторону, и мы должны были
Проделать простой этюд, оперируя своими словами. Вначале
Работа шла довольно робко, ощущалась связанность, не хватало
Нужных слов, но постепенно мы начали увлекаться этой задачей,
стали появляться нужные слова...≫2
Вряд ли это случайно. Тут двойная закономерность: сам режиссер
≪дозрел≫ до такого уровня творчества, и драматургический
|
|
Материал, тянувший исполнителей на внешний пафос, заставил
искать путь к передаче того ≪простого героизма≫ (слова
Пабло Неруды из речи по поводу присуждения Ю. Фучику Международной
Премии мира), который диктовался замыслом спектакля
И документальным характером литературного материала.
Внутренним, сквозным движением спектакля был путь Фучика
К победе над своими палачами, путь к победе коммунизма
Над фашизмом. Это был замысел спектакля, режиссерское ощущение
его действенной природы. ≪Мы поставили перед собой
Задачу показать в спектакле, как Юлиус Фучик превращается
Из узника в победителя, из обвиняемого в прокурора гневного
И беспощадного. Нам хотелось на всем протяжении спектакля,
От сцены к сцене, показать, что, чем меньше остается жить Фучику,
Тем больше начинают его бояться враги, тем сильнее становится
Он, ибо силы он черпает в правоте великого дела, за
Р. Б е н ь я ш. Георгий Товстоногов. Л.—М., 1961, с. 34.
2М. Р о з а н о в. Воплощение отрицательного образа.—В кн.: ≪Дорогой
бессмертия≫, с. 70.
которое борется≫,—писал Товстоногов.1 Эта внутренняя тема получала
Действенное развитие от акта к акту, каждый из которых
Имел свою кульминацию, свое сквозное действие, свою задачу
В решении общей картины спектакля. Первый акт, более других
Изобиловавший наплывами прошлого, заканчивался ключевой
репликой Фучика: ≪Мы будем бороться≫; второй акт, почти весь
Происходивший в тюремной камере, рассказывал о борьбе Фучика
|
|
За сплочение коллектива заключенных, заканчивался сценой
Встречи Первого мая. Раздвигался потолок тюрьмы, открывая