все громче и громче неслось пение узниками ≪Интернационала≫.
Чрезвычайно важной в этом акте была сцена встречи Фучика и
Надзирателя Колинского, который передавал заключенному карандаш
И бумагу, одна из самых впечатляющих сцен спектакля
По контрасту суровой внешней интонации и глубоко скрытому
Чувству дружбы двух людей, объединенных общей борьбой и
Общим риском.
Центральной в третьем акте была едва ли не самая известная
сцена этого спектакля —в ресторане ≪Флора≫, куда следователь
Бем привозит Фучика, надеясь видом любимой Фучиком Праги,
Мгновением свободной жизни сломить его сопротивление. Тут
Была идейная кульминация спектакля, моральная победа
В схватке с фашистами. Сцена заканчивалась сообщением об
Объявленной в Германии неделе траура по случаю разгрома немецких
войск под Сталинградом. Последняя реплика Фучика:
≪Едем в тюрьму, Бем≫ —заключала ясный и глубокий подтекст.
|
|
Стилевое качество спектакля вырастало из самых различных
Художественных составных: открытая метафора, публицистический
Прием, тонкий психологизм и гротеск, почти карикатура
В изображении некоторых персонажей —все это было скреплено
Единым внутренним действием.
≪Дорога бессмертия≫ указывала на движение новых тенденций
В режиссуре. Время подтвердило, что это движение было необратимым,
В его основе лежали не личные, но всеобщие потребности
Искусства, требующего новых красок и приемов, более активного
режиссерского ≪строительства≫. Два пространственных
плана спектакля, соответствующие настоящему и прошедшему
Времени действия, выглядят сейчас уже старомодно. Ни один
Режиссер не стал бы сегодня так строить спектакль, а, использовав
Накопленные приемы условных решений и положившись на
Воображение зрителей, воспитанное за последние годы, сыграл
бы оба временных плана на планшете сцены. Однако и в то время
Решение, предложенное Товстоноговым, далеко не во всем казалось
закономерным, в нем виделась ≪подмена логического раз-
1 Г. Т о в с т о н о г о в. Режиссерский замысел.—В кн.: ≪Дорогой бессмертия
≫, с. 14.
Вития образа его дробным показом в двух параллельных плоскостях
≫.1
Спектакль ≪Дорогой бессмертия≫ был одной из первых разведок
В области нового режиссерского языка, почти спровоцированный
Тем, что режиссер имел дело с особенной, менее всего
Рассчитанной на театр, литературной основой. Однако главный
|
|
итог работы над ≪Дорогой бессмертия≫ был не случайным, а
Глубоко закономерным —режиссура училась расширять и использовать