≪Грозы≫. ≪Театр стремился подчеркнуть обличительную направленность
пьесы≫,—привычно писал Евг. Кузнецов.1
Катерине в спектакле недоставало остроты трагической
Мысли, активности внутреннего действия. Самопожертвование
Было основой ее характера, в самопожертвовании видели режиссер
и актриса ≪форму доступного ей социального протеста≫.2
Единодушно отмечался успех Е. Лебедева в роли Тихона.
Общая стилистика спектакля была бытовой, что сказывалось
И в оформлении спектакля, и в режиссерском рисунке. Замысел
≪Грозы≫, художественные краски спектакля, при всей их
Академической выверенности и профессиональной добротности,
Были определены сложившимся стереотипом режиссерского
Мышления, от которого пока не было сил уйти.
Было ясно, что, ставя классику, нельзя избежать социального,
Конкретно-исторического анализа действительности, нельзя
Порывать с важнейшим принципом нашего театра. Дело
|
|
Заключалось в том, чтобы найти новую меру социального, понять
Его и как социально-психологическое единство характера.
Неполный успех такой одаренной актрисы, как Н. Родионова,
1 ≪Вечерний Ленинград≫, 1951, 12 декабря.
Там же.
Имел общие причины, ибо подход к характеру определялся его
Социальной функцией прежде всего. Социальное не раскрывалось
В характере, а существовало как нечто привнесенное, заданное,
Отдельное от предлагаемых конкретных обстоятельств
Пьесы.
Остановить инерцию привычного взгляда было не под силу
Одному человеку, это было общим делом искусства театра в целом.
Нужно было пересмотреть не только некоторые литературоведческие
Концепции (они вскоре будут обновлены), не только
Найти точки соприкосновения классики и сегодняшнего дня
(скоро придет этому время), но и многое уточнить в методологии
Режиссерского и актерского искусства.
Товстоногов с удовольствием принял предложение Театра
комедии поставить в 1954 году ≪Помпадуры и помпадурши≫
Салтыкова-Щедрина, одного из своих любимых авторов. Как
Это бывает почти всегда, режиссер активно включился в работу
Над инсценировкой, создав из сырого в драматургическом отношении
Материала довольно стройную сценическую композицию.
Спектакль этот привлекал остротой приема, саркастической
Интонацией, тонко угаданной в стиле писателя, рядом блестящих
Сценических находок. Изначально подход к Салтыкову-
Щедрину как к театральному писателю был свободен от казавшихся
|
|
Бесспорными сценических традиций, которые окружали
≪Грозу≫. Большой сценической истории у наследия Салтыкова-