Однако опыт работы над сатирическим спектаклем не пропал
Даром. Товстоногов вообще рачительный хозяин своих режиссерских
богатств. ≪Помпадуры и помпадурши≫ в собственно
Сценическом смысле обладали той степенью четкости, резкости
Формы, той жанровой определенностью и последовательностью,
Которые в это время только лишь входили в театральный обиход.
Это был важный для режиссуры принцип. В этом смысле
≪Помпадуры и помпадурши≫ стояли рядом с ≪Клопом≫ и ≪Баней
≫ С. Юткевича, В. Плучека, Н. Петрова, с ≪Тенями≫ Н. Акимова.
Принцип касался не только спектаклей сатирического
жанра, он проявлялся в ≪Грозе≫ Н. Охлопкова, ≪Фоме Гордееве
≫ Р. Симонова, во многих других памятных спектаклях
Первой половины 1950-х годов.
≪Помпадуры и помпадурши≫ были для Товстоногова разведкой
Боем в поисках смелых, обостренных сценических положений,
Тех красок, которых так недоставало тогда театру,
|
|
Утерявшему в значительной степени вкус к театральности, к сценической
Яркости и только-только заговорившему о том, что
Театральность нужно вернуть в театр.
В творчестве самого Товстоногова сатирические краски звучали
Потом часто, разумеется, соотнесенные с новым драматургическим
материалом и новым режиссерским замыслом,— в горьковских ≪Варварах≫, в ≪Горе от ума≫, в спектакле ≪Правду!
Ничего, кроме правды!..≫, в спектакле ≪На всякого мудреца
довольно простоты≫. Последний был поставлен в варшавском
театре ≪Вспулчесны≫ под названием ≪Записки подлеца, написанные
им самим≫ и получил высокую оценку польской критики.
В письме к художнику К. Дашевскому, оформлявшему
спектакль, Товстоногов подчеркивал: ≪Из всех оттенков комедийного
Сегодня при сценическом воплощении произведения
Островского мы должны предпочесть сатиру. История возвышения
Глумова должна быть не только смешной, но и страшной.
Все характеры, все эмоции надо предельно обострить и
Довести до степени фантасмагории. Пьеса Островского относится
К позднему периоду его творчества и содержит все, из
Чего выросла драматургия Салтыкова-Щедрина и Сухово-Кобы-
лина≫.1
В 1973 году, на совершенно ином этапе своего творчества,
Товстоногов вновь обратился к произведению Салтыкова-Щедрина:
поставил с коллективом театра ≪Современник≫ спектакль
≪Балалайкин и компания≫. Пьесу по мотивам ≪Современной
идиллии≫ Щедрина написал для ≪Современника≫ С. Михалков.
|
|
Это произойдет почти через двадцать лет, а тогда встреча
С Щедриным поощряла смелость постановочной мысли, тут воспитывался