≪Поднятой целины≫ М. Шолохова. Существует, видимо,
Сложно опосредованная связь между опытом работы над совре95
Менной пьесой и пьесой классической, где-то в интуитивной глубине
Творческого сознания происходит перекличка идей, проливается
Новый свет на старое произведение. Не забывается,
естественно, и опыт работы над классикой. После ≪Идиота≫,
≪Варваров≫, ≪Горя от ума≫ встреча с Чеховым казалась неизбежной.
Размышления о личности человека, стремление познать
Нынешнюю духовность и нравственность, сегодняшние
Меры человечности по-особому остро соотнесены с миром чеховских
Героев, с поэтикой Чехова, его бесстрашным гуманизмом.
Из драм Чехова Товстоногов выбрал ≪Три сестры≫, ≪любимую
пьесу≫.
Приступая к работе над спектаклем, Товстоногов был озабочен
Тем, чтобы преодолеть силу сложившихся представлений
о чеховской драматургии, отказаться ≪от традиций, установленных
|
|
Критической литературой со сценическими интерпретациями
≫.1
Ближайшим спектаклем, воплощавшим традиции сценического
решения ≪Трех сестер≫, была постановка Вл. И. Немировича-
Данченко, осуществленная в 1940 году. Товстоногов не
Собирался оспаривать ее величие и ее новаторский смысл или
Полемизировать с методом, которым пользовался Немирович.
Он хотел только найти сегодняшнее ощущение трагедии героев
Чехова, которые все (кроме Наташи) были ему дороги, но все
вызывали ≪противоречивые чувства≫.2
Определяя в беседе с участниками мхатовских ≪Трех сестер≫
свое видение пьесы, Немирович-Данченко говорил: ≪Моя мысль
Всегда толкается вот в какую область: мечта, мечтатели, мечта
И действительность. И —тоска: тоска по лучшей жизни. И еще
Нечто очень важное, что создает драматическую коллизию,—это
Чувство долга. Долга по отношению к себе и к д р у г и м...
В них (в сестрах) очевидно одно —желание оторваться от
Той жизни, которая их сейчас окружает, глубокая и мучительная
Неудовлетворенность действительностью, несущей в себе пошлость,
Самую определенную,—пошлость не в смысле подлости
(надо взять глубже), а в смысле бескрылости, отсутствия
Мечты... Так вот, мечты и действительность, мечтатели среди
Тусклой действительности и пошлости —вот, по-моему, зерно
спектакля≫.3
Определяя идею своего спектакля, Товстоногов считал, что
режиссер ≪вправе задать вопрос: только ли время, окружающая
Действительность мешают людям жить умно, красиво, содержательно?
|
|
Сегодня, мне кажется, важно сказать, что не только
Что-то и кто-то извне, но и сами они, чеховские г е р о и,—умные,
Тонкие, страдающие —своей пассивностью, безволием губят друг