И как бы отвечая на их молчаливое недоумение, городничий
(К. Лавров) просто объясняет: ≪Я пригласил вас, господа,
С тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам
едет ревизор≫.
На минуту объединенные общим испугом, оглушенные известием
о ревизоре, ≪да еще с секретным предписанием≫, чиновники
Оказываются в состоянии глухой и лютой вражды друг
С другом и все вместе, разве кроме Хлопова и Гибнера, с городничим.
Быстро обмениваются понимающими взглядами и усмехаются
Многозначительно Земляника (В. Кузнецов) и Ляпкин-
Тяпкин (В. Медведев). Городничий перехватывает их взгляды,
Спиной чувствуя, как злорадствуют коллеги, пересчитывая его
Грехи. Атмосфера действия мгновенно накаляется, ибо традиционный
Совет грешников, дружно готовящихся спрятать концы
В воду, предстает здесь осиным гнездом, где каждый норовит
Ужалить другого. Умный городничий сразу почувствовал, что
≪друзья≫ готовы вцепиться ему в горло, напомнить ревизору
О всех делах и делишках Антона Антоновича. И его фразы,
Адресованные Землянике и Ляпкину-Тяпкину, содержат в себе
ясный подтекст: смотрите, и ваши ≪грешки≫ мне известны. Первое
Явление поставлено как драка, яростная схватка, сведение
Счетов. Не найдя, что ответить судье на его слишком прозрачный
намек: ≪если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да
супруге шаль...≫, городничий реванширует, заметив судье, что
Тот в бога не верует и в церковь не ходит.
Городничий взвинчен до такой степени, что при очередном
Невнятном бормотании Христиана Ивановича бросается на него
С кулаками. Христиан Иванович привычно удирает, но тут же
Возвращается со стаканом воды, который и предлагает для
Успокоения городничему.
Чуть раньше послышался колокольчик, и вдали, в вышине,
Увидели зрители дорожную коляску, вертящееся колесо и седока
В черных очках и темном платье. Это материализовалось
Внутреннее видение городничего, чиновников, обозначилась
важнейшая тема спектакля: тема ≪растревоженной совести≫.
Первое явление, начавшееся в рамках бытовой комедии, хотя
И с острым внутренним ходом, заканчивается внебытовым приемом
—на последней реплике первого явления (≪.. а подать
сюда Ляпкина-Тяпкина...≫) раздается зловещая музыка (композитор
С. Слонимский), омерзительным скрипом скрипит и
Сама собой открывается дверь. Леденящий ужас, инфернальный
Страх охватывают присутствующих, и прежде всего городничего.
С этого момента действие пойдет как бы в двух планах — реальном, строго историческом, верном быту, и в плане фантасмагории,