Закона, так и основа комедии —на к о м и ч е с к о й
Борьбе, возбуждающей смех; однако ж в этом смехе слышится
Не одна веселость, но и мщение за униженное человеческое
Достоинство, и таким образом, другим путем, нежели в трагедии,
Но опять-таки открывается торжество нравственного
закона≫.3
По сути дела трагедийное звучание предложил сам автор,
Но в такой форме, которая не позволила принять авторскую
Подсказку даже верным и ближайшим его друзьям.
Речь идет о ≪Развязке ≪Ревизора≫. Мистический смысл ≪душевного
города≫ чиновников —наших пороков оттолкнул от
≪Развязки≫ всех, кто так или иначе соприкасался с комедией
Гоголя, начиная от М. С. Щепкина и кончая современными
исследователями. Клеймо, легшее на ≪Развязку≫, мешало беспристрастно
Всмотреться в нее и, откинув мистические мотивы,
Понять, чем именно была продиктована такая форма гоголевского
Художественного сознания.
В ≪Развязке ≪Ревизора≫ содержится много ценного для того,
Кто сегодня захочет узнать, как сам автор понимал свою пьесу
И —главное —как соотносится в ней комическое и трагическое.
≪На меня ни одна трагедия не производила такого печального,
Такого тягостного, такого безотрадного чувства, —говорит
в ≪Развязке≫ Петр Петрович. Так что я готов подозревать даже,
Не было ли у автора какого-нибудь особенного намерения произвести
такое действие последней сценой своей комедии≫.
Первый комический актер, говорящий от имени автора, соглашается
с этим утверждением. Нельзя не увидеть в ≪Развязке
≫ мучительной попытки автора осознать действительный
Смысл своей комедии, низведенной до водевильного уровня на
Петербургской сцене, что вызвало страдания Гоголя, равные,
Н. В. Г о г о л ь. Собр. соч., т. 4. М., 1951, с. 113.
2 Ю. М а н н. Комедия Гоголя ≪Ревизор≫. М., 1966, с. 101.
В. Г. Белинский о Гоголе, с. 119.
Видимо, тем, что испытал позднее Чехов после премьеры
≪Чайки≫ в Александринском театре.
Лишь в последнее время И. Вишневская сделала попытку
рассмотреть ≪Развязку≫ в контексте истории, в связи с логикой
Творческого пути Гоголя и дальнейшим развитием русской литературы.
Исследователь приходит к выводу, что ≪душевный
город≫ из ≪Развязки ≪Ревизора≫ и ≪строительство внутреннего
человека≫ во втором томе ≪Мертвых душ≫ —звенья одной цепи,
Это подходы Гоголя —через ошибки и протори —к краеугольным
камням новой литературы≫.1
Нравственная, гуманистическая тема русской литературы,
Мучительные искания единства истины и личности, завершенные
Чеховым, были начаты в мистической, утопической и для
того времени политически реакционной форме Гоголем. ≪Сатира