Режиссера вдохновляла любовь к блистательному и желчному
сатирику, без которого, по словам М. Горького, ≪невозможно
понять историю России во второй половине X I X века... ≫.
Эти слова стали эпиграфом спектакля, их читали зрители,
входя в зал театра. В ≪Современной идиллии≫ Товстоногову
Открывалась многообещающая возможность продолжить художественно-
Философское постижение духовной жизни России,
Ее преемственных связей с современностью, которая началась
с ≪Идиота≫ Достоевского. Здесь же крылась возможность связать
Наследие Салтыкова-Щедрина с нравственными задачами
Социалистического общества. Вопрос о содержании и значении
Этих связей вставал перед создателями спектакля, а прежде
Всего перед автором пьесы С. Михалковым, с первых шагов работы.
≪В чем же заключается живое значение Щедрина, в частности
его ≪Современной идиллии≫,—спрашивал себя автор
пьесы ≪Балалайкин и К0≫ С. М и х а л к о в,—для нашего общества?≫
И отвечал: ≪Конечно, не только и не столько в обличении царского
Самодержавия и его слуг, а также буржуазно-дворянских
Идеологических систем, в том числе идеологии российского либерализма.
Велики заслуги великого сатирика в борьбе с ними.
Но эти силы давно уже стали для нашей страны историческим
прошлым≫. Опытный драматург, тонко чувствующий потребности
сцены, С. Михалков понимал, что ≪возбудить интерес
Современного человека к Щедрину только на этой платформе
невозможно≫. Неиссякающая сила великого сатирика, его
Актуальность сегодня заключена —по Михалкову —в критике
≪общих норм общественного сознания и поведения с точки зрения
высших идеалов≫. Нужно отдать должное Михалкову — он глубоко определил значение ≪Современной идиллии≫ для
Нынешней социальной педагогики и создал цельную, драматургически
Крепкую пьесу, что было вовсе не так легко сделать,
Ибо сатирическое обозрение Щедрина не обладает единым драматургическим
Стержнем, оно трудно поддается обыкновенному
Инсценированию. Нужна была ясная задача и незаурядный
Опыт драматурга, чтобы получить тот выигрышный материал,
Который лег в основу спектакля Товстоногова.
Высвечивалась сцена, становились различимы разбросанные
По полусферическому заднику (художник И. Сумбаташвили)
Изображения орденов, памятников, полосатых будок — внешних атрибутов Российской империи, а в то же время как
Бы и конкретных примет тех площадей и улиц Петербурга, по