В спектаклях Товстоногова классика всегда выступала сегодняшней
Сценической реальностью глубинных представлений
Каждого зрителя о его духовной и культурной родословной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
____________Искусство Товстоногова базируется на прочном фундаменте
Старой театральной культуры и отстоявшихся, проверенных
Временем идейно-художественных основах советской сцены.
Новатор и традиционалист —это противоречие снято в его
творчестве удивительным образом. Критики говорили о ≪миссии
≫ Товстоногова, понимая под этим его способность обновлять,
Не ломая, утверждать новое как актуальное развитие
Старых принципов. В годы, когда мастерство подчас опасно
Подменялось злободневностью, —он сохранил высокий профессионализм,
создав стиль ≪динамичного академизма≫, который
Уравновешивающим образом влияет на нашу режиссуру.
Критик М. Строева сравнивает его общетеатральную режиссерскую
Роль с миссией Вл. И. Немировича-Данченко, который
Сращивал открытия театральных экспериментаторов с устойчивой
Традицией. Это справедливо, ибо в режиссуре Товстоногова
Поразительна непринужденность сочетания новейших веяний
И исконного опыта сцены. Его собственные открытия и находки,
Его стиль и метод творческого мышления, его художественные
Взгляды можно заимствовать, они общеупотребимы,
Ибо в индивидуальной форме выражают общие нужды и художественные
Запросы, рождаемые логикой развития искусства.
За каждым его спектаклем ощущаешь могучее дыхание художественного
Фона —океана русской и мировой сценической
Культуры.
Товстоногов придал психологическому реализму современн
Ую интеллектуальную напряженность и значительность. Путь
К типизации, художественному обобщению пролегает у него
Через подробную разработку характера, скрупулезный учет
Предлагаемых обстоятельств, реальных житейских примет быта.
Товстоногов остро понимает опасность творческой замкнутости,
Генерализации какого-либо одного направления, по свежей
Памяти зная, как легко в этом случае возникает нивелировка.
С практической художнической заинтересованностью он
Относился к творческому опыту Вс. Мейерхольда, Сандро Ахме142
Тели, драматургии и теории Бертольта Брехта, поискам Ю. Л ю бимова,
А. Эфроса и опыту современного зарубежного театра.
Можно сказать, что по многим идейно-художественным проблемам
Театра нашего времени Товстоногов представил свои
Индивидуальные решения, проверенные практикой и закрепленные