Дискриминация по половому признаку сквозь призму лояльности

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть».

А. С. Пушкин

Все мы знаем, что дискриминация - это ущемление прав личности.

 
 

Нет в природе явления более отвратительного, чем дискриминация по половому признаку. Чаще всего дискриминации подвергаются представительницы слабого пола, хотя не исключаются жертвы среди сильного. Представьте себе, как чувствует себя сотрудница на рабочем месте, если, несмотря на ущемление прав, ее призывают к лояльности.

Почему слабый пол чаще подвергается дискриминации? Ответ на этот сложный вопрос мы найдем, если совершим еще одно путешествие в далекие незапамятные времена.

Наверняка вам приходилось наблюдать интересный спор на тему (или участвовать в нем): «А был ли матриархат?» Были ли женщины когда-нибудь сво­бодными и независимыми или дочерям Евы велением фатума предначертано покорно нести цепи рабства и довольствоваться ролью второй скрипки?

Первыми занятиями наших далеких предков, только что вышедших из тьмы животного мира, стали собирательство и земледелие. Пока мужчины с факелами в руках отгоняли хищников от стоянок племени, женщины искали съедобные корешки и ягоды. Хранительницами очага были те же предста­вительницы слабого пола. Природа создала женщи­ну более терпеливой и выносливой, взвалив на ее хрупкие плечи основную задачу по продолжению ро­да человеческого.

Родить ребенка в то время было рискованным удовольствием: женщина и малыш очень часто поги­бали, так как кругом было полно хищников и враж­дебных племен. Возможно, следующее мое утверж­дение кое-кому покажется фантастическим и ли­шенным научных оснований, но моя книга не пре­тендует на строго научную интерпретацию имеющих место фактов. Естественный отбор, открытый Ч. Дарвином, существовал задолго до легендарной Ат­лантиды, он и пережил атлантов.

Даже если женщина быстро поправлялась после рождения малыша, то вырастить его без проблем опять-таки было трудно: взять хотя бы проблему столбняка, ведь прививки в ту пору были неизвестны. И тем не менее, рождение детей было счастьем и благодатью. Неслучайно древние художники рисовали на скалах картины счастливой жизни: очаг и женщины с детьми.

Со временем женщина стала символом цвету­щей и плодоносящей природы. Как только в древ­нем человеке пробудились утлые и невзрачные ростки созидания, он сразу же обожествил Мать-Землю, подарившую жизнь. Неслучайно первей­шим божеством всех времен и народов стала боги­ня земли, дающая жизнь, пищу и принимающая на­зад умерших. Только древние египтяне оказались большими оригиналами: богом Земли стал Геб, а богиней Неба - Нут.

Дочери Евы стали хранительницами обычаев, ле­генд. Как только люди осознали, что у них есть Роди­на, они тут же стали сочинять предания о ней. И, об­ратите внимание, слово «Родина» - женского рода. Даже бледный лик Луны на ночном небосклоне был по-женски таинственным. Неслучайно первым календарем человечества стал лунный (в котором месяц равняется 28 лунным дня), а не солнечный.

Луна и Земля вошли во все мифологии, приобре­тя в них неповторимые женские образы. Так в гре­ческой мифологии божеством Луны стала Селена, которая затем трансформировалась в другую «лун­ную» и роковую красавицу - Елену Троянскую. (Сравните: Селена - Елена.) Как показали исследо­вания ученых, в Лаксии (области Греции) был най­ден храм богини Елены Древесной, покровительни­цы растительности. Ее священным деревом был платан. В храм богини приносили слабеньких и невзрачных детишек, чтобы «лунно-древесная» кра­савица сотворила с ними чудо. Какие разные обра­зы! Женщина - подательница благ (Елена Древес­ная) и роковая разрушительница чужих жизней и го­родов (Елена Троянская).

Если бы женщина никогда не удостаивалась поч­тения, то, вероятно, божество Земли было бы суще­ством мужского пола. Факт поклонения божествам женского рода является самым главным доказа­тельством существования в глубокой древности об­ществ, живущих по матриархальным установкам.

С понятием матриархата путают термин «матрилокальность». Последний обозначает счет родства по материнской линии.

Чтобы понять причину дискриминации по поло­вому признаку явления, нужно всего лишь посмот­реть на то, как общались мужчины и женщины в да­лекой древности. Женщина, как правило, придер­живалась принципа постоянства, а мужчина уходил, приходил и опять внезапно исчезал. Чтобы челове­чество не погибло от вирусов и прочих естествен­ных врагов, мать Природа наградила людей более сильным, чем животных, либидо. Последнее требо­вало немедленной реализации, так как проблема выживания вида всегда была актуальной. Любовь и верность (преимущественно с женской стороны) были изобретением позднейших времен. На заре человеческого сознания было достаточно всевлас­тия инстинкта.

 
 

Решив проблему продолжения рода с одной жен­щиной, мужчина часто уходил в другое место (пла­чевное, с демографической точки зрения), а на его место приходил другой представитель сильного пола.

 
 

И так могло продолжаться довольно долго. Понятно, что установить отцовство было трудно. А иногда - невозможно, зато было ясно, кто мать. Тут уже не перепутаешь. Нам такое положение дел кажется странным, потому как непривычным.

Представьте себе: вас бы звали не Михаил Петрович (Михаил, сын Петра), а Михаил Еленович (Михаил, сын Елены). Даже богов иногда называли по имени матери. Так красавец Аполлон, греческий бог малоазийского происхождения, прозывался Летоидом, или сыном Леты. Эта богиня была древнейшим малоазийским божеством, причем нас­только старым, что специалисты не могут ответить на вопрос, богиней чего она была. По более позд­ним данным, у Аполлона был папа - бог Зевс. Но. видимо, культ Аполлона уходит своими корнями во времена матрилокального брака, когда было невозможно установить факт отцовства. Время матриар­хата запомнилось человечеству как всевластие дочерей Евы, их независимостью и неограниченной свободой в выборе временного спутника. Дети зва­лись по матери, отец же оставался для них чужеродцем. При определенных обстоятельствах дети мог­ли запросто убить папу или принести его в жертву Великой богине. Если сын или дочь лишали жизни отца, то не несли никакого наказания: они ведь жи­ли в материнской общине. Конечно, им могли отомстить мама отца, его тетки и сестры, но это другой вопрос. Если же ребенок убивал мать, то он совершал тягчайшее преступление и нес соответ­ствующее наказание.

Взрослая дочь чаще всего оставалась с матерью, сын же, напротив, иногда покидал родное племя.

Делалось это по банальной, старой, как мир, причине - в целях предотвращения кровосмешения. И необязательно с ближайшими родственника ми. Кровнородственная община нуждалась в посто­янном притоке свежего генетического материала: без него племя с эндогамной организацией было обречено на тяжелые болезни и постепенную дег­радацию. Свежую струю генов вносили пришлые мужчины.

Так когда же мужчины отобрали у женщин пальму первенства? Терпение. Столетия летели вдаль. Долго ли, коротко... Наступил бронзовый век.

Работа по выплавке металла требовала грубой силы. Как бы женщина ни была вынослива и терпе­лива, мужчина обладал большей физической силой.

Потом мужчины заметили: убивать металлом проще, чем камнем. Добавьте сюда их природную агрессивность, склонность к переменам места и по­лучите воина-завоевателя. Мужчина уходил вдаль, убивал мужчин из чужих племен и оставался без женщины.

Мужчин той поры пронзала мысль о своем подчи­ненном положении и жгучее желание отомстить гос­поже и хозяйке. Племенные легенды, верования и мифы оберегали власть женщины. Если бы сын Адама покусился на священную особу в своем племени, его бы прокляли и уничтожили. Значит, надо попы­тать счастья в другом месте.

Мужчины собирались в ватаги и уходили в чужие края. Драться, реализовывать природную агрессив­ность и необузданность, потому что дома матриар­хальные установки контролировали каждый их шаг. В жесточайших столкновениях они побеждали соб­ратьев из враждебных племен и приходили на их земли, пылая яростью, испытывая жажду крови и страдая от нереализованного основного инстинкта.

Женщины поначалу благосклонно встречали чужаков, но те, опираясь на оружие, чувствовали себя свободными от мучительниц и не желали встретить новых.

С той поры, когда мужчина начал обрабатывать священный и презренный металл, он стал покушаться на права женщины.

Но власть обычаев крепка: мужчины еще долго боролись за лидерство и не всегда выигрывали.

Так чтобы стать царем в Элиде (области в Древ­ней Греции), нужно было жениться на царевне-нас­леднице, поскольку власть передавалась по женской линии. В женихи попадали не с улицы, а после выигрыша в беге на колесницах у прежнего царя -одновременно мужа и папы красавицы. Если же не везло, то голова незадачливого искателя приключений украшала частокол.

Наконец, где-то во II тысячелетии до н. э. перед сторонниками полярных взглядов встал вопрос, сформулированный задолго до В. Шекспира: «Быть или не быть». Я попробую проиллюстриро­вать, как развивались события, с помощью мифов троянского цикла.

Чтобы поход греков под Трою был удачным, царь Агамемнон (ярый защитник патриархата) приносит в жертву дочь Ифигению. Мать девушки, царица Клитемнестра (сторонница матриархата) клянется отомстить. Через 10 лет Агамемнон возвращается с победой, и Клитемнестра с помощью кузена мужа Эгиста (у того были свои счеты с царем) убивает Ага­мемнона. Старый раб убитого уводит на чужбину сына царя - Ореста. Он живет у сестры погибшего отца, через 7 лет возвращается в Микены и убивает мать.

Это не мифическая экзотика, а вполне реальная ситуация. Подобное происходило по всей микенс­кой Греции, пока на ее территорию не хлынули дорийские племена с севера.

Присмотримся к мифу. Кто прав, кто виноват... Агамемноном двигала великая цель завоевания Трои. Как сторонник патриархальных идей, он за­махнулся на жизнь дочки. Царь полагал: жена долж­на стерпеть. Клитемнестра же выросла в традициях матриархата (к ней обращались «дочь божествен­ной Леды»), муж был для нее чужеродцем, не вызы­вающим доверия и уважения. Отцу-патриарху в то время ничего не стоило убить дочь; сына он бы не тронул, так как считал бы его наследником. Почув­ствуйте разницу с матриархатом.

Бедная мать и царица ждала долгих 10 лет. Клитемнестра убила мужа секирой в ванной комнате, после чего стала единовластной властительницей Микен. Как видите, не все микенцы разделяли пат­риархальные взгляды. В противном случае царица бы стала жертвой мятежа. На этой трагической ноте кончился второй акт драмы.

Третий акт наступил через 7 лет. Натасканный теткой по отцу, царевич Орест прибыл поквитаться с мамой. Орест нашел союзницу в своей сестре Электре, страдающей от противоестественной люб­ви к убитому родителю.

Кстати, 3. Фрейд предложил ввести в психоана­лиз «комплекс Электры», равно как и «комплекс Эдипа» (ненормальную любовь к матери).

Вернемся к нашим героям. Брат и сестра замыс­лили извести мать и осуществили злодеяние. Ореста тут же постигла кара: он впал в безумие. Клитем­нестра из Аида наслала на него Эригий, трех богинь мести. Они мучили матереубийцу.

Эригий были служанками Матери-Земли. Это древнейшее божество защищало священное право родительницы. Вернулся Орест к нормальной жиз­ни? Да, но чего ему стоило возвращение? Драма­турги, описывающие миф в своих трагедиях (Со­фокл, Еврипид), жили в то время, когда патриар­хальные установки победили женщину.

Муж считался главой семьи, детей называли по отцу. Афинские граждане, не смущаясь, заявляли: «Для развлечения - гетеры». Древнегреческая гете­ра - среднее арифметическое между японской гейшей и французской куртизанкой. Кроме эффектной внешности, гетера обладала тонким умом и хоро­шим образованием. Случались и курьезы. Так афинский стратег Перикл (V в. до н. э.) влюбился в гетеру Аспасию до такой степени, что оставил жену и двух сыновей.

Итак, во II тысячелетии до н. э. матриархат сдает свои позиции, и женщины попадают под власть муж­чин. Мужчина мог нарушать супружескую верность, женщина - нет, иначе ее могли забить камнями или казнить. Ее функция сводилась к одному - рожде­нию законных детей.

На рубеже XIX-XX вв. все чаще слышатся голоса эмансипированных женщин, требующих избирательного права и прочих свобод. Женщины устали от прелестей половой дискриминации.

Но так как их не желают слышать, то всю накопив­шуюся ярость дочери Евы выплескивают на... одеж­ду и прическу.

В XX в. женщины отвоевали у мужчин брюки, галстуки и короткую стрижку. Отвоевал ли слабый пол свои попранные права? Вопрос, конечно, инте­ресный...

 
 

Женщина уступает мужчине только в силе, и руки у нее слабее, и центр тяжести в ином, нежели у мужчины, месте. По остальным показателям женщина ничуть не уступит сыну Адама.

Женщин мало в науке, мало в политике. Хотя при­родная сдержанность слабого пола, их способность продумывать и просчитывать ходы на 100 лет впе­ред были бы весьма кстати при решении вопросов государственного управления. Но, выбирая между плохими мужчинами и хорошими женщинами, изби­ратели (а большинство из них мужчины) предпочи­тают худшего из мужчин лучшей из женщин.

Я не хочу обидеть руководителей мужчин, читающих эту книгу. Среди них очень много грамотных, хороших управленцев, по достоинству ценящих работу, выполняемую женщинами-подчиненными.

Но, к сожалению, очень много и тех, кто игнори­рует талантливость работников женского пола толь­ко потому, что они родились женщинами. Как будто факт рождения мужчиной - твердая гарантия гибко­го ума и головы на плечах.

Почему мужчины-руководители продолжают гре­шить «половым» шовинизмом? Мне доводилось слышать следующие речи: «Вот я умный, талантли­вый, сильный, не то, что вы, женщины». Когда я слышу первые аккорды из подобной музыкальной пьесы «Вот я...», то ненароком замечаю: «Конечно, ведь тебя родила женщина»[20].

Давно подмечено: мужчин-руководителей, кри­тикующих женщин-работниц, отличает страх перед женским обаянием и магнетизмом. Чтобы не обна­ружить уязвимых мест, мужчина бросается развенчивать королеву, мать, богиню.

Я ограничусь пожеланием: «Мужчины-руководители, не позволяйте стереотипам управлять вами! Рабство идей самое страшное и вредное. Нельзя сужать свой кругозор до мужских замшелых мифов».

 
 

Рис. 4.12. Проявления дискриминации по половому признаку на производстве

Но сколько бы ни рассуждали на эту тему, в офи­сах и конторах трудятся талантливые сотрудницы. Несмотря на все признаки половой дискриминации, они отличаются высокой степенью лояльности.

1. Необъективная оценка сотрудницы.

«Эти женщины! Да что они могут?! Только болта­ют и красят ресницы...»

Видя перед собой интересную женщину, мужчи­на-руководитель как-то само собой делает вывод о «куриных мозгах». Наполеон не раз заявлял: «Назна­чение бабья - плясать и рожать детей». Интересно, какого он был мнения о себе необыкновенном, ког­да проиграл сражение под Ватерлоо?

Необъективная оценка личности сотрудницы ме­шают последней проявить себя. Ведь, высказывая неодобрение, руководитель подавляет творческую инициативу женщины еще в самом начале. Как мож­но работать с человеком, который изначально заго­няет личность в рамки и клеит ярлыки?

2. Нерациональное распределение работ. Руководители-ретрограды, как бы они ни критиковали женщину изначально, склонны тем не менее заг ружать ее работой по полной программе. «Что-то эта стрекоза порхает без работы». «Стрекоза», может быть, оторвала голову от работы первый раз за пос­ледние 5 часов. Строгость в сочетании с неоправдан­ной жестокостью и стремлением подавить не стиму­лируют желание работать. Такая тактика больше похо­жа на целенаправленное выживание неугодного лица.

3. Тарифные нарушения.

Не секрет, что женщина, работающая за троих, по­лучает меньше, чем мужчина, с трудом выполняющий работу за одного. Миф «Я мужчина и я умнее» так же живуч, как миф «Я старше и я умнее». Принимая на равноценные должности мужчину и женщину, мужчи­на-руководитель будет платить последней меньше.

4. «Медленная» карьера.

Женщина-сотрудник работает интенсивнее муж­чины-работника, но ее карьера продвигается очень медленно. Дело в избитых психологических уста­новках, в мужской солидарности, выраженной одной строкой: «Не верю я в то, что баба умнее мужика».

Мужчина делает блестящую карьеру с нуля за 5 лет, женщина - за 15.

5. «Игнорирование» сотрудницы. Женщина-служащий получила задание. Призвав

на помощь эрудицию, волю, железную логику и ин­туицию, работница нашла рациональное решение и не одно.

На совещании начальник понял, «глупая баба» оказалась умнее, чем предполагалось. И руководитель с его узостью подхода чувствует себя, как бы поточнее выразиться, «морально поцарапанным».

С тех пор, если он хоть немного за мужское превос­ходство, он будет игнорировать «глупую бабу» и да­вать легкие, оскорбляющие умную женщину задания.

Как вести себя сотрудницам, если требования к их лояльности задевают чувство собственного дос­тоинства? Как сказала жена американского прези­дента Т. Рузвельта Элеонора, «никто не может выз­вать у нас чувство неполноценности без нашего на то согласия». Золотые слова. Чаще их вспоминайте.

Женщина-служащий, с проблемой дискриминации по половому признаку, задала вопрос: «Что мне делать?»

Уйти, уволиться, исчезнуть вы все всегда успеете. Может, стоит побороться за себя как за лич­ность? Как бы там ни было, смысл жизни в борьбе. Ни с кем-то, а с чем-то. С глупостью, догматизмом, устаревшими методами управления.

Можно ли идти в подобной борьбе до конца? Вам решать, ведь вы хозяйка своей жизни. Только стоит ли сломанная стена разбитой головы?

Вы вправе задать мне вопрос: почему я говорила о половой дискриминации женщин и ни слова не сказала о дискриминации мужчин? Данный фено­мен также не из области фантастики. Довольно час­то встречается в нашей средней полосе.

Как правило, мужчина подвергается дискримина­ции по половому признаку, если в качестве руково­дителя - этакая амазонка...

Обычно женщин-руководителей, практикующих практику дискриминации коллег мужчин по полово­му признаку, называют на бытовым уровне фемини­стками. Это не совсем верно.

Кто такая феминистка? Это женщина, верящая в женский ум, активно делающая карьеру и рассчиты­вающая только на собственные силы. Да, она часто грешит тем, что предъявляет к мужчинам очень вы­сокие требования, постоянно завышая планку. Ей нужен не кто-нибудь, не какой-никакой, «пара брюк», а умный, добрый, сильный и красивый муж­чина, твердо стоящий на ногах. Бывает по-другому: женщина ненавидит мужчин, всячески старается им напакостить. Феминизмом здесь не пахнет: это са­мый обычный женский шовинизм. Женщины, как и мужчины, очень разные.

Довольно часто молодые люди сталкиваются с плохим отношением начальниц. Критика без малей­шего на то основания, придирки по пустякам. Будьте честной сама с собой: не хотите, чтобы этот мо­лодой (или не очень) специалист работал в вашей фирме, скажите прямо: «Петр (Василий, Степан и т. д.), уйдите по-хорошему».

Дискриминация по половому признаку запреще­на «де-юре», но она процветает «де-факто». Можно сидеть и жаловаться на низкую корпоративную куль­туру, на новую экономическую реальность и бездей­ствовать. А можно пойти путем малых дел, попы­таться установить хорошие деловые отношения с лицами противоположного пола.

Но иногда руководитель не ограничивается диск­риминацией по половому признаку.

Следующая тема - больная, нелицеприятная и жест­кая. Но говорить о ней нужно - корректно и тактично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: