Рекомендации по ведению: В рамках данной темы будут рассмотрены основные принципы общения с одной из групп пострадавших – жертвой – пострадавшими, временно изолированными в очаге ЧС. Знакомство с остальными группами пострадавших, а так же основные принципы общения с каждой из них, будут рассмотрены в рамках темы: «Экстренная психологическая помощь».
Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется демонстрация видео – фрагмента «Интервью об оказании ЭПП пострадавшей». После просмотра проводится обсуждение. Примерные вопросы:
- Как Вы поняли, что было важным для пострадавшей при взаимодействии со спасателями?
- Как Вы предполагаете, сколько времени понадобилось спасателю, чтобы оказать пострадавшей психологическую поддержку?
- Как бы развивалась ситуация, если бы пострадавшей не была оказана психологическая поддержка? Могло ли это осложнить работу спасателя?
- Если описывать работу спасателя с пострадавшей поэтапно, то какие этапы можно выделить?
- Нужно ли общаться с пострадавшими в подобных ситуациях? Почему?
|
|
Жертвы – одна из групп пострадавших, к которой относятся люди, временно изолированные в очаге ЧС (пострадавшие, находящиеся под завалами обрушенной конструкции, заблокированные в автомобиле, на крыше горящего дома и т.п.).
Взаимодействие с данной группой пострадавших подчиняется основным правилам общения с пострадавшими, а так же имеет определенную специфику. Общение с временно изолированными людьми предполагает общение с ними до начала АСДНР и в течение их, включает в себя 3-и этапа:
1 этап. Работа с жертвой до приезда спасателей. Этот этап включает в себя информирование людей о том, что они не одни, их не бросают, помощь идет. Как правило, на данном этапе с жертвой общаются родственники, свидетели и очевидцы события.
2 этап. Работа с жертвой в течение аварийно-спасательных работ. На этом этапе общение с жертвой берут на себя специалисты, участвующие в проведении АСДНР.
3 этап. Работа с «жертвой» после ее извлечения. Завершающий этап работы с жертвой, имеющий свои сложности и предполагающий «правильную» передачу медицинским работникам или родственникам.
Рекомендации по ведению: В подаче материала можно использовать схему.
| |||
Рекомендации по ведению: Далее более подробно рассматриваются 2-й и 3-й этапы работы с жертвой.
Основные принципы работы с жертвой (без тяжелых физических травм, в сознании) в течение АСДНР:
1. Стараться держать человека в сознании.
2. При общении быть «заговаривающим» лицом, т.е. один из специалистов общается с жертвой в течение проведения АСДНР.
|
|
3. При возможности – поддерживать физический контакт, т.е. при возможности взять человека за руку, за ногу.
4. Сбор информации, информационная поддержка изолированного человека.
5. Поиск ресурса, построение перспективы на будущее.
Сбор информации о жертве, включает в себя:
1. Имя пострадавшего.
2. Информацию о его физическом самочувствии (что болит, как дышит).
3. Информацию о том, что вокруг (звуки, запахи, свет, температура).
4. Информацию о том, кто был с ним во время трагедии.
5. Информацию о том, кто может находиться поблизости с ним.
Информация для жертв включает в себя:
1. Информацию о том, что специалисты прибыли и делают всё для его спасения.
2. Информацию о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие, т.к. это одно из главных средств к его спасению.
3. Информацию о том, что пострадавший не должен принимать каких-либо физических усилий к самостоятельной эвакуации.
4. Информацию о необходимости максимальной экономии собственных сил, что можно достичь с помощью:
- закрытых глаз для большей экономии физических сил;
- медленного, неглубокого и через нос дыхания, что поможет сэкономить влагу и кислород в организме, и кислород в окружающем воздухе.
5. Информацию о том, что высвобождение из «плена» может занять больше времени, чем хочется пострадавшему («Будьте мужественными и терпеливыми, Вы не один!»).
6. Комментирование действия спасателей по извлечению пострадавшего, что необходимо для понимания человеком, что происходит вокруг.
7. Комментирование состояния самого пострадавшего.