Трансактный анализ общения

Трансактный анализ принес совершенно новый взгляд на взаимодействие людей в процессе общения. Он позволил увидеть скрытые механизмы патологического поведения, в основе которого лежат неосознаваемые самим человеком запрограммированные игры и сценарии жизни.

Э. Берн говорит о том, что каждое человеческое существо нуждается в постоянных контактах с другими людьми для своего развития и здоровья (особенно в детстве). Эти контакты он называет поглаживаниями. Это могут быть действительно физические прикосновения, или слова, или жесты, которые обращены к другому человеку. Позитивные поглаживания сигнализируют, что человек приветствует существование другого человека в мире, одобряет его. Например, такая, казалось бы, приевшаяся формула: «Привет, привет. Как дела?» — является формой позитивного поглаживания. Отрицательные поглаживания (побои, оскорбления, игнорирование) являются формой выражения пренебрежительного отношения к существованию другого человека.

Человек нуждается в определенной порции положительных поглаживаний для своего выживания и хорошего самочувствия. Он обычно стремится к получению позитивных поглаживаний и склонен сохранять те формы поведения, за которые получал поглаживания. Например, если ребенок привык получать поглаживания за болезнь или печаль, то он склонен часто болеть или оставаться печальным.

Контакты совершенно необходимы для психического и даже физического здоровья индивида. Глубокие, положительные и искренние контакты приносят счастье. Однако в случае дефицита контактов человек иногда предпочитает отрицательные контакты, чем вообще не иметь контактов, так дети иногда нарочно вызывают на себя гнев родителей, лишь бы получить от них контакт как признание их существования.

Контакты могут различаться по степени доверительности, подлинности и глубине. Чем они более позитивны, подлинны и глубоки, тем больше удовлетворения получает личность, вступающая в такие контакты. К сожалению, подлинно глубокие и удовлетворительные контакты между людьми, приносящие чувство близости, по Э. Берну, довольно редки, и люди заменяют играми. Поэтому он формулирует цель трансактного анализа — установление возможно более открытых и подлинных взаимодействий между людьми, а также между внутренними компонентами личности.

Э. Берн постулирует три возможных состояния Я человека: это состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Он настаивает, это именно состояния одного и того же Эго (как вода бывает состоянии льда, жидкости и пара), а не части личности. Исходя из каждого состояния человек может актуализировать определенный спектр программ поведения и соответствующие эмоции.

Пояснить это можно так:

А. У каждого человека были родители, и каждый независимо oт возраста хранит в себе набор состояний-Я, повторяющих состояния-Я его родителей (как он их воспринимал). В каждом есть Родитель.

Б. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

В. Каждый когда-то был ребенком и хранит в себе детские состояния. Он несет в себе впечатления детских лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый хранит в себе маленького мальчика или девочку. В каждом есть Ребенок (Дитя).

Родительское состояние выражается:

а) в предубеждениях, т.е. в правилах поведения, нравственных догматах и установках;

б) в критике и поучениях;

в) в заботе.

Взрослое состояние ориентировано на восприятие реальности, получение объективной информации и принятие взвешенных решений. Оно хорошо приспособленное, смышленое, достаточно свободно от влияния предубеждений и прошлых переживаний.

Состояние Я ребенка представляет внутренний мир чувств, переживаний и адаптации. Это состояние может проявлять себя тремя способами.

Естественный Ребенок — нежный, необученный, импульсивный, выразительный, бесконтрольный, сосредоточенный на себе, непослушный и т.д. (такой, каким создала его природа).

Маленький Профессор — интуитивный, творческий, манипулятивный ребенок. Исходя из этого состояния, человек проявляет творческое начало. Хороший пример — Винни-Пух, который придумывает, как ему достать мед.

Приспособившийся (адаптированный) Ребенок — это та часть Эго-состояния ребенка, на которую оказали значительное влияние родители, обычно с помощью репрессивного воспитания. Например, если ребенок все время слышит: «... и не задавай мне глупых вопросов», то он может сформировать адаптацию, состоящую в страхе задавать кому бы то ни было любые вопросы.

Вариантов адаптации великое множество, но существуют достаточно общие формы адаптации: послушание, отдаление и промедление.

Послушание может приводить к отсутствию понимания со стороны индивида, что он на самом деле хочет. В крайних случаях (если родители требуют абсолютного послушания) это может привести к полному самоотрицанию и в результате к клинике. Для шизофрении, например, характерна полная потеря своего Я, что проявляется в деперсонализации и отсутствии контакта с реальностью.

Отдаление может быть либо физическим (подольше погулять на улице, чтобы не сталкиваться с давящим родителем), либо психологическим (не слышать, что он говорит). Многие матери просто бесятся, когда их ребенок не слышит их, но чем больше они бесятся, тем меньше он их слышит.

Промедление выражается в том, что ребенок тянет с выполнением родительских поручений: делать уроки, идти обедать или спать и т.д. С возрастом такая адаптация переходит во внутреннюю борьбу с самим собой.

Пример: Многие студенты говорят, что никак не могут заставить себя писать курсовую или начать готовиться к экзаменам. Садятся за подготовку в последний день в 10 часов вечера, занимаются всю ночь и сдают на тройку. «Буквально за волосы тяну себя за стол, чем сильнее тяну, тем сильнее сопротивляюсь...», — говорят некоторые.

Наиболее эффективным приемом для коррекции этого состояния является парадоксальное разрешение не готовиться к экзаменам, которое субъект дает своей сопротивляющейся части личности. Удивительно, но энтузиазм появляется моментально, если, конечно, человек не лицемерит в этом разрешении.

Именно с адаптированным внутренним ребенком наиболее часто и ведется работа, цель которой помочь ему снова стать естественным ребенком.

Трансакцией называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Трансакция, по Э. Берну, не просто направлена от одного человека к другому, но исходит из одного состояния Я человека (Детского, Взрослого или Родительского) и обращена к тому или другому состоянию Я партнера. Подробный анализ процесса человеческого общения как последовательности таких трансакций вскрывает причины тех или иных проблем и сбоев в человеческих взаимодействиях. При анализе трансакций используются специальные диаграммы взаимодействий (подробнее см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб., 1992).

На рис. 2 (а, б, в) изображены примеры диаграмм дополнительных, пересекающихся и скрытых трансакций, приводимые примеры соответствуют диаграммам.

а б в

Рис. 2

В случае дополнительных трансакций {а) отклик приходит из того Эго-состояния, куда был направлен первичный стимул и адресован исходному состоянию того человека, который его «отправил». В этом случае коммуникации остаются открыты и люди могут продолжать взаимодействовать друг с другом. Например, сын спрашивает: «Папа, я правильно решил задачу?» Отец отвечает: "Да, но есть более простое решение». Реплика сына направлена из его детского состояния к взрослому состоянию отца и ответ ей соответствует.

Пересекающиеся трансакции (б) возникают в тех случаях, когда ответ приходит из другого Эго-состояния партнера, чем-то, куда был направлен стимул. Человек не получает ожидаемого ответа, он чувствует, что ему перечат, возникает конфликт или общение прерывается. Например, жена говорит мужу: «Я хотела бы заехать в пятницу поболтать к сестре». Муж отвечает: «Черт возьми! Для меня у тебя никогда нет времени».

Скрытые трансакции {в) характеризуются тем, что включают более двух состояний Эго, и скрытое сообщение (пунктирная линия) маскируется под социально приемлемой трансакцией. Скрытое сообщение может содержать намек, оскорбление, провокацию и т.д. Например, продавец машин, улыбаясь, говорит своему клиенту: «Это наша самая великолепная спортивная модель, но она, наверное, слишком дорога для Вас». Подспудно он обращается к Эго-состоянию Ребенка в человеке с подначкой: «Слабо купить?»

Скрытые трансакции непременно присутствуют в психологических играх. Игру можно определить как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешне разумное обоснование, или более кратко, как серию трансакций с уловкой. Игра отличается от нормального, открытого и спонтанного поведения своей нечестностью, сокрытием истинных мотивов и репродуктивным воспроизведением одних и тех же ситуаций и типов взаимодействия. Нечестность таких игр проявляется прежде всего в том, что явно выраженные, протекающие на внешнем плане трансакции являются как бы ширмой, а основное значение имеют скрытые, протекающие на психологическом уровне трансакции, преследующие обычно не совсем благовидные и неосознаваемые цели. Так, например, в игре «Дай мне пинка» внешне неуклюжие, но «невинные» действия прикрывают желание быть жертвой, испытать мазохистское удовлетворение и снять с себя ответственность за собственные неудачи. Кроме основной цели игра приносит ведущему еще много дополнительных выгод.

Как правило, игра усваивается в детстве, часто на примере собственных родителей, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. В детстве ребенок привыкает испытывать некоторые чувства, и игра позволяет вновь и вновь испытать это старое привычное чувство (например, чувство вины) и ничего не менять в своем поведении. Часто человек стремится собирать «ярлыки», еще и еще раз убеждая себя в привычном отношении к себе или другим.

Пример:

«Одна из игр, которую исполняют для сбора ярлыков неполноценности, называется «Тупица».

Сын. Я тупица!

Отец. Ты не тупица.

Сын Нет, я такой.

Отец. Ты не такой. Помнишь, каким ты был находчивым в летнем лагере? Тренер считал тебя одним из самых способных.

Сын. Откуда ты знаешь, что он так считал?

Отец. Он говорил мне об этом.

Сын. Ха, как же так получилось, что он все время называл меня тупицей?

Отец. Он просто подшучивал над тобой.

Сын. Я тупица, и знаю это. Посмотри на мои оценки в школе.

Отец. Ты только должен больше стараться.

Сын. Я уже старался, и это не помогло. У меня не хватает мозгов.

Отец. Ты способный, я уверен в этом.

Сын. Нет, я знаю, что я тупица.

Отец (громко). Ты не тупица!

Сын. Нет, я именно такой.

Отец. Как ты не можешь понять, что ты не тупица? Тупица!».

Э. Берн составил целую картотеку разнообразных игр, которые часто встречаются в психотерапевтической практике: «Дай мне пинка», «Если бы не ты...», «Загнанная домохозяйка», «Алкоголик», «Скандал», «Попался, сукин сын», «Бедный я» и т.д.

В других играх общения может быть три и более ролей. Наиболее часто используемыми и «выгодными» ролями являются роли «жертвы», «преследователя» и «спасителя», причем индивид может по ходу игры переходить из одной роли в другую.

Преследователь действует по установке «Я-хороший, ты-плохой» Ведущие себя таким образом люди часто бывают придирчивы, мелочны, им не терпится бросить «заткнись!», по своей природе они склонны играть на недостатках других. Какой бы свой труд вы не положили им на стол, они все равно найдут в вашей работе ошибку и не преминут ее запомнить, чтобы удостовериться, что вы обязательно ее совершите еще раз. Такие «преследователи» считаются экспертами в знании того, какие люди и что делают неверно, а не того, в чем они сильны. Их стиль руководства можно назвать «управление посредством исключения» - внимание уделяется тому, что делается не так. Если что-либо выходит за определенные рамки, то такие люди не преминут сделать замечание. В беседе скоры на возражения, и их умение слушать часто имеет целью отметить, что делается не так или что не срабатывает. При этом у многих после общения с такими людьми возникает ощущение, что Вас считают глупыми детьми или полными идиотами.

Спасители – это любители давать советы. Как правило, они взваливают на себя чужие заботы и проблемы. Собираются «спасать» того, кто в спасении не нуждается, не желает, чтобы его выручали и не просит об этом, но они все равно бросаются «на выручку», так как находят в этом свое удовольствие! Они принимают на себя чужие обязанности даже в тех случаях, когда было бы лучше, чтобы каждый человек отвечал сам за себя. Такие люди действуют по установке «Я-хороший, ты-плохой», у них существует настоятельная потребность в своей «востребованости». Они указывают другим, что им следует делать, а когда выполнение их указаний оканчивается неудачей, то обижаются и переходят в категорию «жертв». «Спасатели» отличаются склонностью к выполнению чужих поручений – «я сам все сделаю!», в результате чего у них появляется ощущение «жертвенности», так как страдает их собственная работа. Часто случается так, что такие люди работают по 10-12 часов в день, тогда как остальные уходят домой с работы вовремя.

Подобное «чересчур заботливое» поведение приводит к возникновению между ними и другими людьми отношений зависимости, что мешает этим другим научиться самим решать свои проблемы, думать своей головой и самим принимать решения, что для них лучше, я что хуже. Действуя таким образом, принимая на себя чужие обязанности и выполняя работу за других, тогда как на свою работу не остается времени, они постепенно переходят в категорию «жертв».

Жертвы. Когда люди изначально ведут себя как «жертва», они действуют по установке «Я-плохой, ты-хороший». Всем своим поведением вынуждают себя «пинать» словесно или не словесно, эмоционально или физически. Их постоянно ругают за то, что они не слушают распоряжений, за то, что у них эмоциональность берет верх над рассудком и за то, что они вместо того, чтобы слушать, они заранее занимают оборонительную позицию.

Подобные «ОК - установки» играют решающую роль в поведении каждого человека. Они формируются в раннем детстве и являются отражением нашей самооценки, сказываясь на отношениях с другими людьми и влияя на эффективность или неэффективность процесса общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: