Роль и функции государства в трансформационной экономике

В трансформационной экономике государство, как ее институт, противоречиво соединяет три основных качества. Во-первых, оно выступает как центр бюрократического управления огосударствленной экономикой (и это качество должно постепенно отмирать). Во-вторых, государство должно играть роль института, устанавливающего «правила игры» в рыночной экономике. И если эта экономика будет «экономикой для человека», то государство, должно будет, в-третьих, стать институтом, координирующим демократическое регулирование и программирование экономической жизни. Итак, три качества государства позволяют охарактеризовать его как центральный институт трансформационной экономики.

Рассмотрим систему функций, которые должно выполнять социальное государство в трансформационной экономике.

Первая функция социального государства в трансформационной экономике - регулирование и программирование производства и обмена (в частности, рынка). Эта функция связана с наличием рыночных и пострыночных механизмов организации и самоорганизации социально-экономической жизни. Т.е. государство должно, во-первых, осуществлять регулирование рынка. Государство должно также устанавливать и защищать институционально-правовые «правила движения» в условиях становящегося рынка, наказывая экономически и административно (а может быть, и в уголовном порядке) всех тех, кто нарушает эти правила. Это, прежде всего, определенные институциональные нормы и правовые ограничения различного рода трансакции, которые характерны для рыночной экономики, и правила реакции на экстерналии, которые возникают в экономической жизни, а также формирование и гарантии жизнедеятельности экономических институтов, регулирование денежного обращения, обеспечение безопасности национального хозяйства. Во-вторых, задачей государства является разработка и реализация социально-экономических нормативов, в частности создание своего рода нормативных границ производства и стимулов рыночных отношений. В-третьих, необходимо формирование системы селективного государственного воздействия на производство, обмен, распределение и потребление. Ими могут быть методы как прямого, так и косвенного регулирования, которые должны обеспечить реализацию общенародных интересов, выраженных в целевых программных установках. Такого рада «установкой» может быть, например, переход от экономики «реального социализма» к «экономике для «человека». В-четвертых, важнейшей задачей государства как института, осуществляющего функцию регулирования производства, обмена и распределения является разработка и реализация долгосрочных целевых программ, в частности программ структурной перестройки экономики, социальной ориентации и т.д.

Вторая функция социального государства связана с институциональным оформлением и регулированием сложной системы отношений собственности, в частности, статусом государства как представителя народа, являющегося соб­ственником части ресурсов в смешанной экономике, и регулятора развития отношений собственности в той части экономической жизни, где домини­рующими формами собственности являются частная, акционерная или кол­лективная. Важнейшими задачами по реализации этой- функции государства стано­вятся следующие. Во-первых, важнейшая функция государства как института, представляю­щего интересы народа, - деятельность по спецификации прав собственности. Эта спецификация должна развиваться по мере усложнения социально-­экономических отношений, научно-технического прогресса и т.д., что явля­ется особенно важным в условиях экономики, где происходит трансформация одной системы отношений собственности в другую и соответственно одной системы правомочий в другую. Во-вторых, должно быть институтом, гарантирующим демократические механизмы взаимодействия различных форм собственности и их изменений (на­ционализация, приватизация, кооперирование и др.). В частности, необхо­димы поддержка механизмов ассоциирования частной собственности, коопе­рирования, превращения акционерных обществ в коллективные предприятия и т.д., обеспечение демократических механизмов разгосударствления или же, напротив, национализации частных предприятии. Во всех этих случаях проблемой является последовательное соблюдение, как «правил игры», характерных для рыночной экономики, так и реальной защиты социально-экономических интересов народа, что является прямой функцией такого института, как государство в трансформационной эконо­мике. В-третьих, задачей государства является создание механизмов, обеспечи­вающих практическое участие рядовых членов общества в осуществлении таких функций, как использование, распоряжение и присвоение достояния, которое на­ходится в государственной собственности. Для этого необходимы как мини­мум система самоуправления на государственных предприятиях и система общественного контроля за функционированием институтов государства, осуществляющих функции собственника, начиная с местных органов власти и заканчивая центральными.

Третья функция социального государства связана с наличием системы отношений, подчиняющих развитие трансформационной экономики зада­чам прогресса человека, обеспечения благосостояния, свободного, всесто­роннего развития личности. Это функция обеспечения социальных приорите­тов в экономике. Прежде все­го, при помощи традиционных косвенных и прямых методов регулирования производства и обмена, в том числе рынка, регулирования отношений собст­венности, программирования экономики и т.д. Иными словами, обеспечение социальных приоритетов - это, по сути дела, функция государства по фор­мированию и обеспечение реализации целевых установок. Именно государство как особый институт должно стать центром организации соци­альной защиты, но не монополизировать все функции по осуществлению этой деятельности, будучи не более чем мотором и мозгом, призванным ини­циировать и регулировать самозащиту населения как наиболее эффективный механизм осуществления этой функции. В-третьих, важнейшей задачей государства является регулирование соци­ально-трудовых отношений. В рамках этого блока особо выделим такую функ­цию как обеспечение социальной справедливости в сфере функционирования на­емного труда, коллективного труда и труда в государственном секторе. При этом социальная справедливость - это тот механизм, который, так же как и социальная защита, и обеспечение рав­ных стартовых возможностей, призван соединить решение задачи роста эко­номической эффективности и обеспечения справедливого (иными словами, адекватного задачам развития человека и его нравственным установкам) ме­ханизма распределения. Одной из конкретных функций, обеспечивающих решение этой задачи, становится установление минимальной заработной платы, особенно актуальное в условиях инфляционных процессов. Не менее важно, в-четвертых, регулирование социальной структуры и процессов социальной дифференциации с целью смягчения социальных противо­речий. Наконец, в-пятых, важнейшей задачей государства в рамках рассматри­ваемой функции становится выработка и реализация мер по преодолению и пре­дотвращению социальных кризисов, особенно опасных в условиях трансформа­ционной экономики. Если говорить более конкретно, то для наших обществ важнейшей функцией государства стало обеспечение выживания населения и проведение такой политики распределения доходов, которая обеспечила бы возможность сохранения нации, сохранения народа как общественной, гума­нитарной целостности.

Четвертый блок функций социального государства связан с его участием в осуществлении политики накопления и воспроизводства общественного богат­ства. Важнейшей задачей государства в этой сфере становится не только корректировка стихийного процесса воспроизводства, характерного для ры­ночной экономики, но и переход к программированию воспроизводства с це­лью обеспечения нового качества социально-экономического роста. Во-первых, государство осуществляет нормативное ограничение экологически или социально вредных и опасных воспроизводственных тенденций, в том числе инвестиционных процессов. Это может означать прямой запрет на строительство различного рода объектов (химических производств, опасных типов ядерных электростанций и т.д.). Во-вторых, государственный сектор может регулировать величину накопления прямо, через определение пропорции, в которой государственный бюджет будет распределяться на фонд накопления и фонд потребления, таким же образом может регулироваться пропорция накопления для государственных предприятий. Для остальной части экономики такое регулирование может идти на основе предоставления льгот или, наоборот, каких-либо механизмов ограничения для накопления или потребления, для стимулирования экономической активности или, наоборот предотвращения перегрева экономики. Для этого нужно использовать весь спектр косвенного регулирования. В-третьих, важнейшим механизмом обеспечения названных выше приоритетов должна стать государственная политика структурной перестройки экономики и стимулирования научно-технического прогресса, что может осуществляться также при помощи прямых государственных инвестиций.

Пятая функция – регулирование внешнеэкономической деятельности, решение геоэкономических задач и обеспечение экономической безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: