Групповая работа

Организация самостоятельной работы учащихся.

1 Группа. Личность Емельяна Пугачева. Приложение1.

1.Какие черты характера Пугачева привлекали к нему людей?

2.Можно ли сказать, что Пугачев - лидер? Докажите.

3.Какие таланты Пугачева раскрылись во время восстания?

4.Могли ли восставшие одержать победу под руководством такого предводителя? Подчеркните те качества,которые необходимы предводителю восставших.

Задание оформить в виде таблицы.

Положительные качества личности Отрицательные качества личности
   
   
   
   

Анализируя биографические сведения о Е.И. Пугачеве. Класс отвечает на вопросы:

  1. Какие черты характера Пугачева привлекали к нему людей?
  2. Можно ли сказать, что Пугачев – лидер?
  3. Какие таланты Пугачева раскрылись во время восстания?

Во время работы учащиеся сталкиваются с проблемой роли личности в истории, на основе анализа противоречивых сведений они составляют своё суждение о Пугачеве и делают вывод. Учащиеся дают характеристику Пугачева, выделяя его лидерские качества – организаторские способности, умение повести за собой людей, смелость, отвагу, энергию, ум, природную сметку, хорошие военные навыки, предприимчивость, могучую волю. Они делают вывод о том, что человек, подобный Пугачеву, мог повести за собой людей. На слайде портреты Пугачева.

Двойной портрет.????

? В XVIII веке заказать портрет могли позволить себе только знатные особы, в том числе императрица. Портрет стоил недёшево. Почему же до нас дошло столь много портретов бунтовщика Емельяна Пугачева, относящихся в данной эпохе, ведь вы понимаете, что заказать он их просто не мог?

Учащиеся делают заключение о популярности Пугачева в народе и большой любви народа к нему, «спасителю», «избавителю». У Пугачева никогда не было недостатка в людях». ПОЧЕМУ?

2 Группа. Документы эпохи Пугачева. Приложение 2

«Манифесты» Е. Пугачева

1. К каким слоям населения обращены Манифесты?

2. От имени кого они написаны? Почему Пугачев решился на такой шаг? Почему принял имя именно Петра III?

3. Чем Пугачев прельщал людей в своё войско? Пошли бы за ним люди?

4. Какие строки Манифестов свидетельствуют о жестокости Пугачева? Чем он оправдывает свою жестокость? Какую реакцию могла вызвать эта жестокость в рядах противников Пугачева?

Что предлагал Пугачев восставшим взамен старых порядков

На слайде состав восставших и их требования.

Модельный ответ. «Манифесты» Е. Пугачева», анализируя документы эпохи, созданные при участии вождя народного восстания и названные А.С. Пушкиным «образцом народного красноречия».

-«Именной указ» Е.И. Пугачева от 17 сентября 1773 г.», обращенный к казачеству

-отрывок из «Манифеста» Е.И.Пугачева от 29 декабря 1773 г., обращенный ко всем людям, встающим под знамена Пугачева.-Это «Манифест от 28 июля 1774 г.», обращенный к крестьянству.

Учащиеся делают вывод, что Манифесты написаны практически ко всем участникам восстания - казакам, башкирам, крестьянам - от имени «амператора» Петра III. Пугачев принял это имя не случайно, Петр III в глазах народа был «добрым царем». В 1762 г. он подписал «Манифест о вольности дворянства», а волю крестьянам дать не успел, умер при странных обстоятельствах. Теперь, воскресший, он даровал волю всем, кто желал её получить. Поэтому за Пугачевым-Петром III и пошел народ.

Пугачев прельщал людей в своё войско обещаниями вольности и свободы, многочисленными пожалованиями (см. Манифесты– учащиеся цитируют строки документов) и прощением всех прежних вин. Учащиеся предполагают, что Манифесты способствовали привлечению в войско Пугачева огромных масс населения

? Можно ли говорить на основе Манифестов о жестокости Пугачева? Чем она объясняется?

Учащиеся приводят в доказательство строки источников, свидетельствующие о жестокости Пугачева, и предполагают, что это – воззмездие, ответ на подобные же действия со стороны властей и помещиков (вспоминают Дарью Салтыкову – Салтычиху).

Жестокостьбунтовщиков проявилась в огромных масштабах во время III-го периода восстания, когда Пугачев, преследуемый правительственными войсками, прорвался в Поволжье. А.С. Пушкин в «Истории Пугачевского бунта» очень ярко характеризует этот этап: «Пугачев бежал; но бегство его казалось нашествием»...

А когда до этого в русской истории применялось понятие «нашествие»?

Учащиеся вспоминают «монгольское, батыево нашествие»

? Актуализация прежних знаний.

? Какие ассоциации возникают у вас с этим нашествием?

Учащиеся называют дань, иго, жестокость, гибель огромного количества ни в чем не повинных людей, уничтожение городов и сел и т.п.

3 Группа. Особенности организации восстания. Приложение 3

1.Что необычного было в организации восстания Е. Пугачева?

2.Какие структуры создал Пугачев для руководства восставшими? Что они копировали?

3.Почему Пугачев предпочел копирование, а не создал нечто новое?

4.Могли ли восставшие победить, организовав подобным образом свою деятельность?

Ответ офомить в виде схемы и кластера


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: