Организация самостоятельной работы учащихся.
1 Группа. Личность Емельяна Пугачева. Приложение1.
1.Какие черты характера Пугачева привлекали к нему людей?
2.Можно ли сказать, что Пугачев - лидер? Докажите.
3.Какие таланты Пугачева раскрылись во время восстания?
4.Могли ли восставшие одержать победу под руководством такого предводителя? Подчеркните те качества,которые необходимы предводителю восставших.
Задание оформить в виде таблицы.
Положительные качества личности | Отрицательные качества личности |
Анализируя биографические сведения о Е.И. Пугачеве. Класс отвечает на вопросы:
- Какие черты характера Пугачева привлекали к нему людей?
- Можно ли сказать, что Пугачев – лидер?
- Какие таланты Пугачева раскрылись во время восстания?
Во время работы учащиеся сталкиваются с проблемой роли личности в истории, на основе анализа противоречивых сведений они составляют своё суждение о Пугачеве и делают вывод. Учащиеся дают характеристику Пугачева, выделяя его лидерские качества – организаторские способности, умение повести за собой людей, смелость, отвагу, энергию, ум, природную сметку, хорошие военные навыки, предприимчивость, могучую волю. Они делают вывод о том, что человек, подобный Пугачеву, мог повести за собой людей. На слайде портреты Пугачева.
Двойной портрет.????
? В XVIII веке заказать портрет могли позволить себе только знатные особы, в том числе императрица. Портрет стоил недёшево. Почему же до нас дошло столь много портретов бунтовщика Емельяна Пугачева, относящихся в данной эпохе, ведь вы понимаете, что заказать он их просто не мог?
Учащиеся делают заключение о популярности Пугачева в народе и большой любви народа к нему, «спасителю», «избавителю». У Пугачева никогда не было недостатка в людях». ПОЧЕМУ?
2 Группа. Документы эпохи Пугачева. Приложение 2
«Манифесты» Е. Пугачева
1. К каким слоям населения обращены Манифесты?
2. От имени кого они написаны? Почему Пугачев решился на такой шаг? Почему принял имя именно Петра III?
3. Чем Пугачев прельщал людей в своё войско? Пошли бы за ним люди?
4. Какие строки Манифестов свидетельствуют о жестокости Пугачева? Чем он оправдывает свою жестокость? Какую реакцию могла вызвать эта жестокость в рядах противников Пугачева?
Что предлагал Пугачев восставшим взамен старых порядков
На слайде состав восставших и их требования.
Модельный ответ. «Манифесты» Е. Пугачева», анализируя документы эпохи, созданные при участии вождя народного восстания и названные А.С. Пушкиным «образцом народного красноречия».
-«Именной указ» Е.И. Пугачева от 17 сентября 1773 г.», обращенный к казачеству
-отрывок из «Манифеста» Е.И.Пугачева от 29 декабря 1773 г., обращенный ко всем людям, встающим под знамена Пугачева.-Это «Манифест от 28 июля 1774 г.», обращенный к крестьянству.
Учащиеся делают вывод, что Манифесты написаны практически ко всем участникам восстания - казакам, башкирам, крестьянам - от имени «амператора» Петра III. Пугачев принял это имя не случайно, Петр III в глазах народа был «добрым царем». В 1762 г. он подписал «Манифест о вольности дворянства», а волю крестьянам дать не успел, умер при странных обстоятельствах. Теперь, воскресший, он даровал волю всем, кто желал её получить. Поэтому за Пугачевым-Петром III и пошел народ.
Пугачев прельщал людей в своё войско обещаниями вольности и свободы, многочисленными пожалованиями (см. Манифесты– учащиеся цитируют строки документов) и прощением всех прежних вин. Учащиеся предполагают, что Манифесты способствовали привлечению в войско Пугачева огромных масс населения
? Можно ли говорить на основе Манифестов о жестокости Пугачева? Чем она объясняется?
Учащиеся приводят в доказательство строки источников, свидетельствующие о жестокости Пугачева, и предполагают, что это – воззмездие, ответ на подобные же действия со стороны властей и помещиков (вспоминают Дарью Салтыкову – Салтычиху).
Жестокостьбунтовщиков проявилась в огромных масштабах во время III-го периода восстания, когда Пугачев, преследуемый правительственными войсками, прорвался в Поволжье. А.С. Пушкин в «Истории Пугачевского бунта» очень ярко характеризует этот этап: «Пугачев бежал; но бегство его казалось нашествием»...
А когда до этого в русской истории применялось понятие «нашествие»?
Учащиеся вспоминают «монгольское, батыево нашествие»
? Актуализация прежних знаний.
? Какие ассоциации возникают у вас с этим нашествием?
Учащиеся называют дань, иго, жестокость, гибель огромного количества ни в чем не повинных людей, уничтожение городов и сел и т.п.
3 Группа. Особенности организации восстания. Приложение 3
1.Что необычного было в организации восстания Е. Пугачева?
2.Какие структуры создал Пугачев для руководства восставшими? Что они копировали?
3.Почему Пугачев предпочел копирование, а не создал нечто новое?
4.Могли ли восставшие победить, организовав подобным образом свою деятельность?
Ответ офомить в виде схемы и кластера