За последние 30 лет проблемы, связанные с навигацией, и прежде всего, с ориентацией птиц, изучались с помощью все более совершенной техники и приборов. Широко применялось искусственное перемещение окольцованных птиц в ближние или дальние местности, где их выпускали на волю, а затем контролировали хоминг, т. е. возвращение к родным местам обитания. Ориентация птиц изучалась также посредством прямых наблюдений сразу же после выпуска на волю. Разумеется, такой путь поиска имеет ограниченное применение, но, тем не менее он дал значительные результаты. Передвижения птиц прослеживались и с борта самолета, а в последние годы подопытных особей оснащали небольшими радиопередатчиками.
Прежде чем мы перейдем к разбору важнейших результатов опытов, необходимо отметить три типа ориентации при хоминге.
Ориентация, при которой путь распознается по ландшафтным особенностям. Птица при этом часто совершает круговые облеты, до тех пор, пока не достигнет знакомой ей местности.
|
|
Ориентация, при которой птица выдерживает определенный курс перелета и над неизвестной областью, но при хоминге нередко бывает ошибочной и птица попадает в чуждую ей область.
Сразу же после выпуска на волю в неизвестном районе птица выбирает примерно правильное направление перелета, которое приводит ее к родному местообитанию.
Очень трудно судить о том, насколько большую роль для ориентации птиц при хоминге играют ландшафтные особенности. Однако имеется много данных, свидетельствующих о значении «путевых ориентиров» при возвращении домой птиц, которые были пойманы, а затем выпущены на волю в других местностях. С другой стороны, К Шмидт-Кениг утверждал, что из этих данных вовсе не следует, что ландшафтные особенности имеют значение для ориентации птиц, скорее всего, они просто помогают птицам опознать родную местность
Очень многие виды птиц, оказавшись на большом расстоянии от знакомых для них территорий, обладают способностью находить обратный путь в родные места. Однако приведенные цифры показывают также и то, что многие особи тех же видов не возвращаются домой, правда, это нередко зависит от недостатков в учете. Перевозка в период гнездования птиц в неизвестные им места и их возвращение домой — это перемещения, проведенные в искусственно созданных условиях, резко отличающихся от нормальных перелетов.
Пингвины Адели, которые перемещались из разных районов антарктического ледникового покрова и окружающих паковых льдов. Эти пингвины при солнечном освещении смогли выбрать правильный курс и выдержать его, но, когда солнце было скрыто за облаками, они не могли ориентироваться. Из района Южного полюса, как и из других местностей, где условия солнечного освещения во время эксперимента были постоянными, пингвины Адели нашли правильное направление пути.
|
|
Как выяснилось к настоящему времени, у морских птиц способность к возвратной ориентации проявляется даже при большой удаленности от родных местообитаний. Темноспинный альбатрос в этом отношении побил рекорд: из Сиэтла (штат Вашингтон, США), Японии и Филиппин он возвращался обратно на остров Мидуэй в Тихом океане, причем расстояние от этого острова до Сиэтла составляет 5120 км, а до Филиппин — 6400 км. В первом случае перелет продолжался 10 суток, а во втором — 12. Обыкновенные буревестники, которые с острова Скокхолм у побережья полуострова Уэльс были перевезены в Бостон и Венецию, вернулись назад соответственно за 12 и 14 дней. Расстояние между Скок-холмом и Бостоном около 5 тыс. км, тогда как из Венеции эта морская птица, вероятно, возвращалась отнюдь не кратчайшим, а более длинным путем — через Адриатическое и Средиземное моря и Атлантический океан. Однако выяснилось, что другая морская птица — северная качурка при сходном эксперименте летела домой кратчайшим путем над сушей.
Способность почтовых голубей находить родные местообитания хорошо известна, и поэтому они использовались для передачи посланий. Исследования полностью подтвердили незаурядную способность к ориентации этих птиц, и, кроме того, выяснилось, что дикие птицы в еще большей степени наделены этой способностью. Даже птицы, которые были увезены спящими или помещенными в закрытые, постоянно вращавшиеся клетки, без труда находили правильный путь в родное местообитание.
Однако для птицы недостаточно только выбрать правильный курс и придерживаться его на пути к дому. При перелетах через обширные морские акватории с беспрестанно дующими ветрами велика опасность сбиться с пути. Такие отклонения и происходят нередко, но большинство перелетных птиц при обычных перелетах способны исправлять отклонения от курса. Очевидно, птицы, увезенные в незнакомые места и выпущенные там на волю, тоже обладают этим свойством.
Другой интересный результат опытов по перемещению птиц сводится к тому, что перелетные птицы лучше находят путь к родному местообитанию по сравнению с оседлыми птицами. Например, такие оседлые птицы, как домовые воробьи, могут вернуться в родные места, удаленные на расстояние до 10 км, а полевые воробьи — до 35 км, тогда как кочующие птицы, например, серебристые чайки, обладают способностью к возвратной ориентации на расстоянии до 1,4 тыс км.
Увезенные из мест зимовок и выпущенные на волю птицы тоже могут возвратиться обратно. Подобные опыты проводились с чайками и лысухами. Зимовавшие в Копенгагене сизые и обыкновенные чайки были перевезены в Стокгольм и там выпущены на волю. Большая часть птиц вернулась в Копенгаген или была встречена в раз ных местностях на юге Швеции. В Америке увезенные речные певуны (Seiurus noveboracensis) вернулись в места зимовок в Венесуэле, однако в этом случае, как и в других, молодые особи не смогли долететь до исходного пункта.
Приведенные примеры, иллюстрирующие способность птиц из неизвестных для них мест снова прилетать в родные местообитания, — это лишь незначительная часть из массы экспериментов по искусственному перемещению птиц. Накопленный опыт ясно свидетельствует о том, что птицы могут находить путь к летним и зимним местообитаниям независимо от заученных «путевых ориентиров» и от значительной удаленности от дома. Это неопровержимо указывает на высокоразвитую у них способность к навигации. Кроме того, становится очевидным, что птицы ориентируются также с помощью физических «путевых ориентиров» а, возможно, и других восприятий. Чтобы нагляднее осветить проблемы навигации и ориентации, они рассматриваются порознь для дневных и ночных мигрантов.