Задания к практическим занятиям в 3 семестре 2015-2016 учебного года по дисциплине
«Теория обучения и педагогические технологии»
Направление подготовки 040105 Педагогическое образование,
Профиль подготовки Начальное образование и дополнительное образование, форма обучения - заочная
Практическое занятие №1. Организационная структура содержания образования
Вопросы и задания
1) Раскройте суть и функции стандартизации образования [5].
2) Раскройте сущность, задачи, виды требований федеральных государственных образовательных стандартов [1].
3) Познакомьтесь с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) [2, 3].
3.1 Рассмотрите раздел «Общие положения», укажите
- в чем заключается сущность ФГОС,
- какие виды требований включает в себя стандарт,
- как понимается роль начального общего образования,
- каков нормативный срок освоения ООП НОО,
- на что направлен стандарт,
- какой подход лежит в основе стандарта, в чем он заключается,
- каковы задачи начального общего образования,
3.2 Рассмотрите раздел «Требования к результатам освоения ООП НОО», укажите
- на какие блоки результатов сориентирован стандарт,
- в чем их сущность,
- структуру, виды действий, входящих в первый и второй блок (4) по следующему образцу
Таблица 1 – Структура результатов освоения ООП НОО
Блок | Структура, виды действий |
Личностный | 1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение |
2. | |
3. | |
Метапредметный | |
3.3 Рассмотрите раздел «Требования к структуре основной образовательной программы НОО», укажите
- что определяет ООП НОО, на что она направлена
- какие части содержит ООП НОО
- какие разделы содержит ООП НОО), что в них входит (с учетом изменений ФГОС НОО, внесенным приказом Минобрнауки от 22.09.2011 № 2357), заполните таблицу 2
Таблица 2 – Структура ООП НОО
Раздел | Состав |
1. Целевой раздел | 1. Пояснительная записка |
2. | |
3. |
3.4 Рассмотрите раздел «Требования к условиям реализации основной образовательной программы НОО», укажите
- к каким условиям реализации ООП НОО выдвигает требования стандарт, что является интегративным результатом реализации указанных требований, какие возможности должны обеспечивать данные условия.
4) Раскройте сущность учебного плана, его типы.
5) Познакомьтесь с базисным учебным планом начального общего образования, являющегося частью «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа». Раскройте
- что определяет базисный учебный план, в чем его «рамочный характер»,
- каковы его части, что в них входит, как может быть использовано время, отводимое на вторую часть,
- в каких вариантах он существует,
- какие предметные области, учебные предметы он включает,
- как базисный учебный план связан с учебным планом образовательной организации,
- что отражается в учебном плане образовательной организации.
6) Раскройте сущность, функции, виды учебных программ, способы их построения, структуру.
7) Рассмотрите сущность, функции, структуру, требования к учебнику.
Список основных источников
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Доступ с сайта Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения 22.01.2014).
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: [официальный сайт]/ Издательство «Просвещение. – М., 2008. - URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 18.11.2013).
3) Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: [официальный сайт]/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2011. - URL:
http://минобрнауки.рф (дата обращения: 18.11.2013).
4) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Воло дарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: просвещение, 2011. – 152 с.
5) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
6) Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин; Междунар. Академия наук пед. образов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. – 567 с.
Список дополнительных источников
1) Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ ред. П. И. Пидкасистый. - М.: Высшее образование, 2008. - 430 с.
2) Педагогика [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2007. – 429 с.
3) Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: учебник / И. П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2007. – 540 с.
4) Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2006. – 517 с.