От Синагоги к Церкви

Первое здание церкви было воздвигнуто в Сирии в 201 г. н. э. Чем большую роль начинали играть христианские дома поклонения в социальной жизни общества, тем большую они обретали политическую силу. В 325 г. н. э. на Никейском соборе, на котором председательствовал сам римский император, собрались руководители церквей, чтобы выработать и утвердить единые христианские учения. Еврейские епископы намеренно не были приглашены на это собрание. Было решено отказаться от любых еврейских традиций и утвердить обычаи римские. Целью собора было запретить христианам обрезание, соблюдение субботы, следование законам кошерной пищи и официально принять догмат Троицы. Концепция триличной природы Бога не имела всеобщего одобрения, и в некоторых случаях епископам стали угрожать расправой, чтобы достигнуть «согласия». Новая энциклопедия Фанка и Уогнэллза (том 15, статья «Евреи и появление христианства») описывает этот период, когда произошло превращение синагоги в церковь:

Последнее столетие древнего еврейского государства было отмечено религиозным и политическим переворотом. На заре христианской эры еврейское население древнего мира насчитывало 8 миллионов человек, которые проживали за пределами Иудеи, в основном в Александрии, Киренее (Северная Африка), Вавилоне, Антиохии, Эфесе и Риме. В дополнение к эллинистическому движению рассеяние породило еще несколько течений, угрожавших иудаизму. Одно из них было направлено против всех иудеев и приняло форму анти-иудейства, вызванного деловой конкуренцией, религиозными различиями и политическими привилегиями, которыми пользовались многие евреи, достигшие высокого положения. Второе течение зародилось внутри самого иудаизма в виде христианства. Греческие евреи, поверившие в Иисуса (евр. Йешуа) как в обещанного Мессию, превосходили числом иудеян, принявших Иисуса.

Более того, ученики Иисуса, путешествуя по древнему миру, обращали в новую веру все больше и больше язычников. Изначально христианство считалось иудейской сектой, но после того, как к нему присоединилось большое количество язычников, образ и проповедь Иисуса были, фактически, полностью изменены. С другой стороны, иудеи оставались в основном иудео-христианами. Ответом иудеев на эти новые течения стал полный запрет на отказ от традиционных религиозных форм и на их изменение. В течение I века н. э. религиозные конфликты перерастали в кровавые побоища. Римские правители Иудеи отличались деспотизмом и не питали дружеских чувств по отношению к иудейской религии. В 66 г. н. э. вспыхнул мятеж против Рима, руководителями которого стали зелоты, фанатичная иудейская секта. Нерон, бывший тогда императором, послал римского генерала Веспасиана (который позже стал императором) положить конец конфликту. В 70 г. мятеж был подавлен, Храм разрушен, а Иерусалим распахан; Масада, последняя крепость, пала в 73 г. Номинально Иудея продолжала существовать как провинция. Центр иудейской науки переместился в Явне, и его возглавил великий мудрец Йоханан бен Заккай. Следующее поколение Иудеи жило в более или менее мирных условиях под строгим контролем со стороны Рима. Затем римский император Адриан приказал перестроить Иерусалим в языческий город и назвал его Элия Капитолина в честь Юпитера; в это же время он издал указ, запрещающий обрезание. Это двойное оскорбление привело к негодованию как среди иудеев диаспоры, так и среди жителей Иудеи. В Иудее вспыхнуло жестокое восстание под предводительством Симона Бар Кохвы. В 132 – 135 гг. иудеи отчаянно сопротивлялись римским легионам, и какое-то время им сопутствовала удача. Когда восстание, наконец, было подавлено Римом, Иудея пала окончательно. По приказу императора само название провинции были изменено, теперь она называлась Сирия Палестина. Иерусалим стал языческим городом, а всякому иудею, который осмелился бы войти в его врата, предписывалась смерть. Преследование иудеев стало обычным явлением во всей империи. Более того, падение Иудеи усугубило разрыв между иудеями и христианами. Иудеи видели в нем бедствие, а христиане считали его знамением того, что Бог покинул иудеев, и теперь они, христиане, становились носителями Божьей благодати. В течение первых трех столетий христианской эры христианство обрело большое влияние. После 313 года, когда Константин I, император Рима, принял новую религию лично и сделал ее официальной для всей империи, христианское неприятие евреев, а также их преследование стали широко распространенным явлением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: