Схема интегративных связей

При подготовке к занятиям необходимо восстановить приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов биологии, гистологии, физиологии, патофизиологии, патанатомии и объединить их с настоящим материалом.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студентов.

5.1. Формулировка вопроса:

1. Сроки и особенности формирования сердечно-сосудистой системы в эмбриональный период.

2. Особенности кровообращения плода.

3. Кровообращение новорожденного.

4. Анатомические особенности сердца и сосудов.

5. Частота пульса у детей.

6. Особенности измерения артериального давления у детей, показатели АД в различные возрастные периоды.

7. Особенности сбора анамнеза, осмотра у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.

8. Границы относительной сердечной тупости у детей различного возраста, особенности их определения.

9. Особенности аускультативных данных у детей младшего возраста.

10. Функциональные и органические шумы, их дифференциальная характеристика.

11. Особенности аускультации сосудов.

12. Методы обследования сердечно-сосудистой системы: лабораторные, инструментальные.

13. Синдромы основных поражений сердца: аритмии, воспалительные заболевания сердца, врожденные и приобретенные пороки сердца.

14. Синдром сердечной недостаточности.

6. Рекомендуемая литература.

1. «Детские болезни» под редакцией А.А. Баранова, М., 2007г.

2. Лекции по педиатрии. М.В.Эрман, 2001 Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 2001

3. Пропедевтика детских болезней. Под редакцией ак. РАМН А.А. Баранова, 1998.

4. Лекции по педиатрии. М.В. Эрман, 2001.

5. Детские болезни. А.В. Шабалов, 2001.

6. Кардиология детского возраста, Киев, 1986.

7. Врожденные пороки сердца, А.О. Мутафьян, 2001.

8. Непосредственное исследование здорового и больного ребенка: методические рекомендации для студентов.-С.Ставрополь.Изд.: СГМА, 1999

9. Зернов Н.Г., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: руководство для врачей.- Л.: Медицина, 1984.

10. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование: Справочник /Козлова С.И., Семанова Е.Н., Демикова Н.С., Блинникова О.Е.- Л.: Медицина, 1987.- 320 с.

11. Лекции по кардиологии детского возраста. И.В. Леонтьева, Москва, 2005, 535 с.

12. Белоконь Н.А. Неревматические кардиты у детей. М.: Медицина, 1984. 221 с.

13. Моисеев В.С. Кардиомиопатии и миокардиты (достижения и переспективы) // Кардиология, 1996.8:74-84

14. Белозеров Ю.М. Кардиология и ревматология детского возраста. М.: Медпрактика- М, 2004. С. 228-332

15. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей. Мю: Медицина, 1987.

16. Секреты педиатрии. Ричард А. Полин, Марк Ф. Дитмар. С-П., Невский диалект, 1999, 783 с.

17. Справочник педиатра. В.О. Быков, Л.И. Марочкина, Ставрополь, 1999.

Аннотация.

Сердечно-сосудистая система включает сердце, коронарные сосуды, магистральные сосуды (аорта, легочный ствол), капилляры. Важнейшими функциями органов кровообращения являются поддержание постоянства внутренней среды организма: доставка кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям, удаление и выделение углекислоты и других продуктов обмена из организма.

Сердечно-сосудистая система начинает закладываться на 2 – 3 неделе внутриутробного периода. К концу 1 месяца начинается, а в течение 2 месяца продолжается формирование обоих половин сердца. В конце 4 недели начинают формироваться межпредсердная и межжелудочковая перегородки. На 7 неделе рядом с первичной межпредсердной перегородкой формируется вторичная, прекрывающая первичное овальное отверстие таким образом, что ток крови становиться возможным только в одном направлении – из правого предсердия в левое. Клапанный аппарат сердца возникает после образования перегородок. С конца 5 недели начинает функционировать первичная система кровообращения эмбриона.

Кровообращение плода имеет хориальный тип и является автономным по отношении к кровообращению матери. Оксигинированная кровь по пупочной вене попадает к плоду, где направляется к печени. Перед вхождением в нее через широкий и короткий венозный (аранциев) проток отдает существенную часть крови в нижнюю полую вену, а затем соединяется с воротной веной. Пройдя через печень, смешанная кровь через нижнюю полую вену попадает в правое предсердие, а затем через овальное окно в левое предсердие, левый желудочек и по аорте в большой круг кровообращения. Другая часть смешанной крови из нижней полой вены попадает через правое предсердие в правый желудочек и по легочному стволу направляется к легким. Через артериальный проток, соединяющий легочную артерию с аортой, большая часть крови сбрасывается в большой круг кровообращения. Кровь нисходящей аорты, отдавшая кислород, по пупочным артериям возвращается в капиллярную сеть хориальных ворсинок плаценты.

При рождении происходит перестройка кровообращения:

- прекращается плацентарное кровообращение;

- закрываются основные фетальные сосудистые коммуникации;

- в полном объеме включается сосудистое русло малого круга кровообращения;

- из-за увеличения потребности в кислороде нарастают сердечные выброс и системное сосудистое давление.

Сердце у новорожденного относительно велико, правый и левый желудочек относительно равны. Предсердия и магистральные сосуды имеют несколько большие размеры по сравнению с желудочками. Увеличение массы и объема сердца наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни и подростковом возрасте – от 12 до 14 лет, а также от 17 до 20 лет. Отделы сердца увеличиваются неравномерно, более интенсивно до 2 лет растут предсердия, с 2 до 10 лет – все сердце в целом, после 10 лет увеличиваются преимущественно желудочки. До 6 лет форма сердца шарообразная. До 2 – 3 лет сердце расположено горизонтально. Границы сердца у детей сравнивают с возрастными нормами по группам: до 2 лет, от 2 до 7 лет, с 7 до 12 лет.

Миокард у новорожденного представляет собой недифференцированный синцитий. Мышечные волокна тонкие, слабо отграничены друг от друга. Слабо выражены продольная фибрильность и поперечная исчерченность. До 2 лет происходит редукция мышечных волокон и увеличение диаметра проводящих моноцитов. К 7 – 8 годам происходит окончательная тканевая дифференцировка сердца. К 14 – 15 годам заканчивается развитие гистологических структур проводящей системы сердца.

До 4-летнего возраста сердечная деятельность регулируется в основном симпатической нервной системой, с чем частично связана физиологическая тахикардия у детей первых лет жизни. Под влиянием блуждающего нерва урежается сердечный ритм и могут появиться синусовая аримия, удлинение интервалов между сердечными сокращениями.

Кровеносные сосуды новорожденных тонкостенные, мышечные и эластические волокна в них развиты недостаточно. С возрастом у детей растет систолическое давление, диастолическое имеет только тенденцию к повышению. К 12 годам структура сосудов такая же, как у взрослых.

Анатомически сердце новорожденного расположено более краниально, чем у детей старшего возраста, что частично обусловлено более высоким стоянием диафрагмы. Большая ось сердца лежит почти горизонтально. Форма сердца шарообразная. По мере роста ребенка (грудной возраст) происходит поворот сердца справа налево и вниз, что приводит к постепенному изменению границ сердца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: