Этот вид субъектов информационного противоборства:
имеет интересы в информационном пространстве;
создает собственный (часто – закрытый) сегмент информационного пространства, стремится к захвату или контролю (а также к разрушению и замещению на собственный) сегментов национального и/или глобального информационного пространства;
создает в рамках своих или союзных структур силы, в функции и задачи которых входит ведение информационного противоборства;
создает и использует собственный научно-технический потенциал (редко, как правило, только для крупных организаций) и/или использует потенциал союзников, а также поддерживающих их стран, так или иначе связанных с деятельностью этого субъекта или (гласно или тайно) поддерживающих ее, для разработки и испытаний образцов и систем информационного оружия, средств его доставки и маскировки, принципов применения, а также приобретает при необходимости (чаще всего тайно) данные средства у союзников или третьей стороны;
разрабатывает и закрепляет на уровне своей официальной идеологии, концептуальные и идеологические положения, обосновывающие необходимость участия в информационном противоборстве, определяющие основные принципы и формы участия в нем для данного субъекта.
|
|
Транснациональные корпорации
Этот вид субъектов информационного противоборства обладает теми же характеристиками (признаками) субъектности, что и международные организации:
имеет, как правило, стабильные (постоянные) интересы в информационно-телекоммуникационном пространстве;
участвует в формировании глобального информационного пространства и частично контролирует национальные сегменты информационного пространства;
создает в рамках своих структур или использует национальные структуры государств, интегрированных в контролируемое данным субъектом информационное и телекоммуникационное пространство, в функции и задачи которых входит ведение информационного противоборства;
создает и использует собственный научно-технический потенциал и/или использует (стимулирует создание) потенциал стран, так или иначе интегрированных в сегмент информационного пространства, принадлежащего и/или контролируемого корпорацией, или принимающих участие в ее деятельности, для разработки и испытаний образцов и систем информационного оружия, средств его доставки и маскировки, принципов применения, а также приобретает при необходимости (тайно) данные средства у третьей стороны;
разрабатывает и закрепляет на официальном уровне, в том числе в виде ведомственных нормативных актов, концептуальные и идеологические положения, обосновывающие необходимость участия в информационном противоборстве, определяющие основные принципы и формы участия в нем для данного субъекта.
|
|
Особую роль в информационной борьбе владельцев информационно-телекоммуникационных сетей и разработчиков сетевых технологий – сетевых информационных корпораций и корпораций-провайдеров, обеспечивающих циркуляцию жизненно важных потоков информации, можно охарактеризовать следующим образом.
В информационном обществе условия диктует тот, в чьих руках находятся информационные сети, ресурсы и технологии. Контроль за сетевыми ресурсами сосредоточен в руках провайдеров, обеспечивающих доступ в открытые телекоммуникационные сети для других компаний, организаций и частных лиц и гарантирующих стабильность работы с информационными потоками и сетевыми ресурсами. Деятельность провайдеров может подвергаться контролю и давлению как со стороны частных фирм и корпораций, так и органов власти тех государств, на территории которых находятся их сервера, представительства и иные активы. Однако в тех случаях, когда сетевые ресурсы компании-провайдера находятся на территориях нескольких государств, обеспечивая стабильную работу государственных органов власти и других организаций с различной формой собственности, вмешательство органов власти одного государства в работу такой компании может нанести ущерб политическим и экономическим интересам других государств, что, с одной стороны, может привести к нежелательным осложнениям во внешнеполитических отношениях, с другой, – становится хорошей гарантией безопасности и стабильности для таких компаний, так как в случае нарушения их деятельности на защиту компании, обеспечивающей циркуляцию потоков информации, обязательно придут правительственные структуры и законы тех стран, которые заинтересованы в надежной работе этого канала обмена информацией и информационного воздействия. Такие условия существования крупных информационных компаний, контролирующих сети и потоки циркулирующей в них информации, во многом сходны с условиями деятельности банковской системы Швейцарии, которые обеспечили безопасность и неприкосновенность границ этой небольшой альпийской страны в течение двух мировых войн. Таким образом, компании, контролирующие открытые информационные сети и информационные потоки в них, все больше приобретают черты транснациональных государств-корпораций, интересы которых лежат на территориях различных стран с различными законами, традициями, геополитическим положением и государственным устройством.
Также можно прийти к выводу о том, что в ближайшем будущем в любом вооруженном конфликте будут задействованы силы и средства как минимум трех сторон – агрессора, жертвы агрессии и (одной или нескольких) корпораций, обеспечивающих бесперебойное функционирование ОТКС (являющихся полем деятельности сил специальных информационно-психологических операций государства-агрессора и государства-жертвы агрессии) и контролирующих циркулирующую в них информацию. Следует отметить, что, несмотря на то, что все три стороны, очевидно, являются активными участниками конфликта и имеют самое непосредственное к нему отношение, только две из них (агрессор и жертва) находятся в юридически оформленном и закрепленном состоянии войны, третья же сторона (компания-провайдер) придерживается нейтралитета. Учитывая, что без содействия (или хотя бы при невмешательстве) провайдера, контролирующего ОТКС, силы специальных информационно-психологических операций обеих сторон вряд ли добьются желаемых результатов, активная же позиция структур, контролирующих информационные сети, может стать решающей для обеспечения успешных действий наступающей или обороняющейся стороны.
|
|
Появление надгосударственных международных информационно-сетевых корпораций, располагающих сетевыми ресурсами, расположенными на территориях различных стран мира, может привести в случае проведения силами специальных информационно-психологических операций враждующих сторон активных боевых действий на каналах ОТКС и СМИ к нанесению по вооруженным силам, населению и коммуникациям противника ударов с территорий государств, не только являющихся нейтральными по отношению к этому конфликту (не имеющих в этом регионе своих интересов) и непосредственно не примыкающих территорией к театру военных действий, но и связанных с государствами-участниками конфликта дипломатическими соглашениями различного характера (внешнеполитическими и внешнеэкономическими, торговыми, социальными, культурными и др.). Нет сомнений, что внезапность таких ударов будет новым и достаточно важным фактором, способным повлиять на характер боевых действий в целом и, при определенной трактовке таких действий враждующими сторонами, может привести к расширению очага конфликта и вовлечению в конфликт новых участников.
При этом особую роль сетевых корпораций в информационно-психологической борьбе государств можно охарактеризовать следующим образом.
1. Транснациональные корпорации в информационном обществе обладают всеми признаками суверенного государства – территорией, определяемой ареалом распространения их сетевой инфраструктуры, стратегическими ресурсами (информацией и информационными потоками, циркулирующими в принадлежащих или подконтрольных им информационно-телекоммуникационных сетях), аналогом населения (штатом лояльных сотрудников и агентов влияния) и относительно полным суверенитетом, выражающимся в реальной возможности не только отстаивать собственные интересы на международном уровне с вовлечением в решение собственных политических вопросов субъектов международной политики, но и оказывать давление на субъекты международной политики, деятельность и состояние безопасности которых зависит от стабильного функционирования сетевой инфраструктуры, притока информационных и сетевых ресурсов и новых информационно-телекоммуникационных технологий).
|
|
2. Транснациональные сетевые корпорации в информационном обществе, разрабатывая новые информационные технологии, развивая принадлежащие им глобальные информационно-телекоммуникационные сети и контролируя циркулирующие по ним потоки, вообще говоря, не принадлежащей им информации, создают тот театр военных действий, на котором затем будут разворачиваться боевые действия между участниками информационно-психологического противоборства. Новые информационные и телекоммуникационные технологии дают враждующим сторонам тот арсенал сил и средств нападения и обороны, который затем и будет использован в информационно-психологическом конфликте. Таким образом, можно считать, что информационная война ведется субъектами информационного противоборства в сфере, искусственно создаваемой человеком в результате разработки новых средств воздействия (информационных технологий) и средств доступа к уязвимым объектам нападения (сетевой инфраструктуры), т.е., фактически, в условиях и по законам, определяемым разработчиками и владельцами сетей и технологий.
На фоне прогрессирующих процессов информационной, психологической, экономической, культурной глобализации развивается процесс вытеснения традиционных государств информационными сверхкорпорациями. Следует ожидать появления в ближайшие 10 – 15 лет частных компаний, обладающих признаками суверенных государств: экстерриториальность; наличие собственных легитимных вооруженных сил; участие в международных организациях, предусматривающих членство только для суверенных субъектов. Параллельно с этим будут развиваться и государственные образования традиционного типа.
Одновременное развитие как государств традиционного типа, так и экстерриториальных сверхкорпораций будет протекать какое-то время без силовых конфликтов между ними. Традиционная государственность получит свое дальнейшее развитие в тех регионах, где частный бизнес недостаточно развит, чтобы сформировать внутри себя экстерриториальный субъект негосударственного типа (сверхкорпорацию) – в Латинской Америке, Юго-Восточной и Центральной Азии, Африке. В постиндустриальных регионах (Северная Америка и Европа), процессы взаимодействия государства и сверхкорпораций будут происходить на базе имеющихся правовых механизмов.
В этих условиях национальные ОТКС (и степень их развитости на территории государства) можно рассматривать как один из важнейших факторов информационной геополитики, определяющих геополитический ландшафт в информационно-психологическом пространстве современного общества. В информационной сфере информационно-телекоммуникационные сети и сетевая инфраструктура, в которых циркулируют потоки важнейшего стратегического ресурса информационного общества – информации, определяют масштабы информационного пространства государства и при оценке мощи государства и его геополитического потенциала вытесняют по своей значимости на второй план размеры и географические особенности территории, акватории и воздушного пространства государства, степень развитости и эффективности его наземных, воздушных и морских коммуникаций.
Виртуальные социальные сообщества
Этот вид субъектов информационного противоборства обладает теми же характеристиками (признаками) субъектности, что и международные организации и транснациональные корпорации.
Виртуальные социальные сообщества – социальные системы, включающие в себя совокупность социальных систем различных типов и их отдельных элементов, сегментов информационного пространства, источников интеллектуальных и материальных ресурсов, распределенных по земному шару и объединенных в рамках достижения общей цели единой для всех элементов виртуальной системы идеологией, являющейся наряду с ОТКС, обеспечивающих для элементов системы взаимодействие между собой, главным системообразующим фактором.
Информатизация всех сфер деятельности современного человека и бурное развитие ОТКС создают все условия для реализации программ оперативного доступа к удаленным материальным и интеллектуальным ресурсам, распределенным по всему земному шару. Сегодня основная цель таких программ – создание универсального механизма решения особо сложных вопросов в науке, экономике, государственном управлении и иных сферах деятельности общества, требующих привлечения для решения этих задач групп, коллективов, сообществ высококвалифицированных специалистов в различных областях деятельности и широкого спектра материальных ресурсов и технологий, поставку которых в нужные (как правило, предельно сжатые) сроки ни одна коммерческая компания или группа компаний не может обеспечить в полном объеме – т.е. цель таких программ заключается в создании необходимых условий для объединения усилий большого количества творческих и производительных сил общества, деятельность которых непрерывно обеспечивается поступлением необходимых материальных ресурсов из любой точки мира.
В индустриальном обществе такое объединение в единую работающую структуру столь разнородных элементов, разделенных географическими расстояниями, границами, различиями в национальном законодательстве, языковыми барьерами, различиями в культуре, обычаях, традициях, а также в направлениях политики национальных правительств, потребовало бы значительных затрат времени и усилий, что ограничивало эффективность совместного участия различных сил общества в решении сложных задач в режиме цейтнота. Такая фактическая неповоротливость социальных систем индустриального общества делало его беззащитным перед любыми быстрыми изменениями структуры социальной организации и характера общественных отношений.
В информационном обществе, для которого характерны высокие скорости протекания социальных процессов, нередко приводящих к кардинальным изменениям структуры отдельных частей информационного пространства и неожиданным изменениям в системе информационно-психологических отношений социальных систем, ОТКС позволяют устранить основные разделяющие барьеры, мешающие установлению деловых отношений и взаимодействию различных субъектов информационного общества, и объединить их усилия для совместного достижения выбранной цели. ОТКС в этом процессе не только являются прекрасным средством установления отношений между различными субъектами информационной (информационно-психологической) деятельности, объединения их интеллектуального и материально-технического потенциала в единую управляемую структуру, быстрого подбора необходимых сил и средств, их оперативной переброске (концентрации) на основных направлениях деятельности, но и как эффективное средство организации непрерывного процесса управления и координации этой деятельностью (которая может одновременно протекать в различных регионах земного шара, удаленных друг от друга на гигантские расстояния и разделенные морями и океанами, горными хребтами и пустынями) в режиме реального времени. В такой форме взаимодействия социальные структуры могут объединяться как временно (для решения конкретного вопроса или группы вопросов), так и на постоянной основе.
Один из примеров такой программы является создание новой открытой телекоммуникационной сети Internet-2, принципиально отличающейся от сети Internet использованием в ее работе новых революционных решений по структурной организации перемещения информационных потоков, новыми информационными технологиями и скоростью передачи информации, превышающей лучшие показатели сети Internet на несколько порядков. Internet-2 объединит ведущие научные центры, университеты, библиотеки и информационные системы США и Канады, Западной Европы и для создания условий объединения совместных усилий для решения особо важных и сложных вопросов, имеющих значение как для отдельных пользователей сети, так и для всего сетевого сообщества. Цель создания такой системы – обеспечение США оперативным доступом к распределенным по всему миру национальным интеллектуальным и материальным ресурсам и использование их в интересах развития собственной экономической и политической мощи. Сетевое сообщество создает все предпосылки для этого – социальные системы, объединенные сетевыми ресурсами, принадлежащими другим системам, при реализации своих интересов с использованием этих средств становятся доступными и досягаемыми для внешней информационной, психологической, экономической экспансии, вынуждены подчиняться чужим правилам игры, принимать положения и установки чужой идеологии, что создает хорошие условия для скрытого управления их деятельностью извне и манипулирования в чужих национальных интересах.
Однако важнейшим результатом концепции обеспечения удаленного доступа к распределенным интеллектуальным и материальным ресурсам других субъектов и частей информационного пространства – появление особых социальных формаций – сетевых или виртуальных сообществ, являющихся объектом информационно-психологического пространства, не вписывающимся в традиционные представления о формах ведения хозяйственной деятельности и реализации социальной активности индустриального общества. Следует отметить, что такая виртуальная корпорация (виртуальное сообщество) как реальный объект существует только в представлениях ее членов – групп, коллективов, отдельных граждан и различных социальных структур, а все отношения, связывающие членов этого сообщества централизованным управляющим воздействием в единое целое и направляющие их силы и ресурсы для достижения одной общей цели, осуществляются в основном через информационную сферу (виртуально, без установления обязательного личного контакта) и являются формой отношений, присущих только информационному обществу. Исключите из системы отношений такого виртуального сообщества объединяющие отдельные разрозненные, качественно и количественно разнородные его части в единую структуру открытые телекоммуникационные сети и такое сообщество мгновенно перестанет существовать.
В связи с тем, что ВСС создаются ее организаторами для достижения определенных целей на территории выбранного ими государства (или группы государств) из элементов социальной структуры этих государств и других субъектов информационно-психологической деятельности, главной уязвимостью ВСС является идеология, объединяющая разрозненные элементы, принадлежащие, к тому же, к разным социальным формациям, в единый организм (систему) и создающая мотивацию участия каждого из этих элементов в совместной деятельности по достижению задекларированных в официальной идеологии виртуального сообщества целей под общим централизованным виртуальным управляющим воздействием, исходящим из ядра ВСС. Нанесение психологического удара по главному связующему звену системы виртуального сообщества – идеологии – способно разрушить виртуальную корпорацию практически сразу.
Таким образом, в современном информационном обществе происходит зарождение и становление новых социальных формаций, обладающих принципиально иными (по сравнению с традиционными формами оказания воздействия на социальные структуры в индустриальном обществе) возможностями по оказанию влияния на традиционные общественные и государственные структуры, появление которых связано с программами создания оперативного доступа по каналам ОТКС к распределенным интеллектуальным и материальным ресурсам в любой точке земного шара. Во многом появление таких виртуальных сообществ связано с происходящими в мире процессами информационно-телекоммуникационной глобализации.
Виртуальные социальные сообщества в информационно-психологическом пространстве являются принципиально новой устойчивой формой существования социальных отношений, превосходя сетевые социумы по степени организованности и влиянию.
ВСС отличают следующие черты.
1. ВСС обладают теми же качествами, что и наднациональные информационные сверхкорпорации, что делает их опасным субъектом конкурентной борьбы и естественным противником информационных сверхкорпораций в борьбе за сферы влияния. Единственная разница, отличающая два этих типа социальных структур информационного общества, заключается в том, что в конкурентной борьбе сверхкорпорации в основном используют собственный информационный потенциал и интеллектуальные ресурсы, а виртуальные сообщества включают в свою структуру, объединяют идеологией и привлекают к собственной конкурентной борьбе чужие, не принадлежащие им материальные и интеллектуальные ресурсы, целиком заимствуя структурные элементы других социальных систем.
2. Крупнейшие, глобальные по масштабам своей деятельности и влиянию на общественные процессы ВСС обладают признаками суверенного государства – суверенитет; экстерриториальность; наличие собственных легитимных вооруженных сил (которые могут состоять как из подразделений силового воздействия служб безопасности, так и из специальных сил информационно-психологических операций); участие в международных организациях, предусматривающих членство только для суверенных субъектов, что сближает их стратегические интересы с национальными интересами традиционных государств, вовлекая в геополитическую конкуренцию за сферы влияния.
3. Так же, как традиционные государства и транснациональные информационные сверхкорпорации, ВСС являются геополитическими субъектами и принимают участие в геополитической конкуренции.
4. Способность ВСС мгновенно извлекать из структур социального общества и концентрировать распределенные интеллектуальные и материальные ресурсы в любой точке пространства, в том числе – вблизи или внутри очагов международной напряженности или локальных информационно-психологических конфликтов, определяет:
а) высокую мобилизационную способность сил и средств таких социальных систем к ведению и отражению информационно-психологической агрессии и войны;
б) высокую способность восполнять недостаток сил и средств и потери в интеллектуальных и материальных ресурсах, черпая их прямо из общества (государств с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой), не участвующего официально в конфликте на стороне данного ВСС.
5. ВСС, благодаря заложенным в их деятельности принципам объединения пространственно распределенных интеллектуальных и материальных ресурсов для достижения собственных целей, в информационном обществе обладают исключительной проникающей способностью в любые социальные структуры и, в случае вовлечения этих ВСС в информационный конфликт (информационно-психологическую войну), способны нанести своему противнику удар изнутри, используя для проникновения в его тылы и для создания в его коммуникационных сетях и социальных формациях собственных (входящих в данное ВСС) структур ведения агрессивных действий и информационной войны в качестве «строительного материала» элементы и составляющие социальной структуры государства, ставшего объектом их нападения.
6. ВСС в результате любых изменений объединяющих их структурные элементы целей (так как ВСС всегда создается на для деятельности в определенном направлении, а для достижения определенной, конкретной цели) способны в кратчайшие сроки полностью изменить свой вид, форму существования в информационно-психологическом пространстве, свою структуру и методы деятельности, изменить внутреннюю иерархию составляющих виртуальное сообщество элементов и систему взаимодействия и взаимоотношений отдельных элементов внутри сообщества до неузнаваемости и в результате этих изменений вообще стать другим субъектом деятельности, что создает трудности в определении мер юридической ответственности такого виртуального сообщества за совершенные этим субъектом правадеяния в информационно-психологическом пространстве (в том числе – за деятельность, подпадающую под определение информационно-психологической агрессии или войны) и для наложения соответствующих санкций.
7. ВСС создается ее организаторами для достижения определенных целей на территории выбранного ими государства (или группы государств) из элементов социальной структуры этих государств и других субъектов информационно-психологической деятельности. При распаде (роспуске) такого сообщества (например, в результате достижения поставленных перед ВСС целей или изменения целевых приоритетов) оно прекращает свое существование в качестве самостоятельного субъекта международной деятельности (или геополитической конкуренции), а ее структурные элементы возвращаются на свое прежнее место в те социальные системы, из которых они были изъяты. Таким образом, при необходимости ВСС может просто исчезнуть, раствориться в пространстве социальных структур информационного общества, для того, чтобы избежать заслуженного наказания (ответственности) или для того, чтобы, перегруппировав силы и средства, возникнуть уже в другом месте в другой момент времени. Юридически трудно установить виртуальную связь отдельных структурных элементов виртуального сообщества между собой и управление их деятельностью из виртуального центра, являющегося ядром ВСС, так как виртуальные отношения не оставляют материальных улик и следов, которые затем можно было бы представить в суде в качестве доказательств преступной деятельности ВСС (если таковая имеет место, например, при подготовке и реализации ими акций и мероприятий информационно-психологической агрессии и войны). Таким образом, обладая способностью временно прекращать свое существование (устранив источник из системы социальных отношений виртуального сообщества центрального управляющего воздействия), растворяться в пространстве социальных систем, а также быстро видоизменять свою форму, виртуальные социальные сообщества, участвующие в информационно-психологической войне, могут внезапно наносить противнику удары и избегать ответных ударов, благодаря, в том числе, способности мгновенно (в предельно сжатые сроки) концентрировать (перемещать в информационно-психологическом пространстве) силы и средства на территории объекта агрессии (например, государства или группы государств) и иных геополитических субъектов, в том числе – занимающих нейтральную позицию в данном информационно-психологическом конфликте или в войне.
8. В связи с тем, что ВСС создаются ее организаторами для достижения определенных целей на территории выбранного ими государства (или группы государств) из элементов социальной структуры этих государств и других субъектов информационно-психологической деятельности, главной уязвимостью ВСС является идеология, объединяющая разрозненные элементы, принадлежащие, к тому же, к разным социальным формациям, в единый организм (систему) и создающая мотивацию участия каждого из этих элементов в совместной деятельности по достижению задекларированных в официальной идеологии виртуального сообщества целей под общим централизованным виртуальным управляющим воздействием, исходящим из ядра ВСС. Нанесение психологического удара по главному связующему звену системы виртуального сообщества – идеологии – способно разрушить виртуальную корпорацию практически сразу.
9. Использование силами специальных операций ВС, спецслужб и иных участников информационного противоборства (информационной войны) принципов создания и использования в собственных целях виртуальных социальных сообществ создает благоприятные условия для ведения широкомасштабной разведывательной, диверсионной и партизанской войны в информационно-психологическом пространстве государств-конкурентов.
По мере развития методов ведения информационно-психологической войны происходит постепенное разделение боевых действий в информационном пространстве на тайные операции, осуществляемые силами специальных операций вооруженных сил, спецслужб, иных субъектов информационного противоборства, и разведывательно-диверсионные («партизанские») формы информационно-психологической борьбы, осуществляемые временно вовлекаемыми в информационно-психологическую войну структурными элементами пространства социальных систем нейтральных или враждебных государств, объединенных достижением конкретных целей и задач, деятельность которых организуется и управляется виртуальным информационно-психологическим воздействием из центра (ядра) этой системы. В этих условиях виртуальные социальные сообщества и корпорации являются идеальной формой организации сил и средств диверсионно-разведывательных формирований для ведения «партизанской войны» в информационном пространстве.
Средства массовой информации и массовой коммуникации
Этот вид субъектов информационного противоборства:
имеет постоянные интересы в информационном пространстве;
участвует в формировании глобального информационного пространства, частично контролирует национальные сегменты информационного пространства и стремится к установлению полного контроля над ними;
создает в рамках своих структур специальные подразделения или использует национальные структуры, интегрированные в деятельность медиа-корпораций, в функции и задачи которых входит ведение информационного противоборства;
создает и использует собственный интеллектуальный потенциал и/или использует потенциал национальных структур, интегрированных в деятельность медиа-корпораций, для разработки и испытаний образцов и систем информационного оружия, средств его доставки и маскировки, принципов применения, а также приобретает при необходимости данные средства у третьей стороны;
разрабатывает и закрепляет на официальном уровне, в том числе в виде нормативных актов, концептуальные и идеологические положения, обосновывающие необходимость участия в информационном противоборстве, определяющие основные принципы и формы участия в нем для данного субъекта.
Появление принципиально новых форм существования традиционных ветвей и структур государственной власти, отвечающих требованиям современного информационного общества, имеет значение не только для пока еще достаточно ограниченной части общественных отношений, лежащих в информационно-психологической плоскости. «Электронное правительство» является проекцией (или отображением) существующей системы органов государственной власти на информационно-психологическую сферу общества и остается основным фактором, регулирующим общественные отношения в информационно-психологической сфере в соответствии с нормами права, пока еще затрагивающего лишь часть таких отношений. Однако появление в информационно-психологической сфере общества таких заметных факторов, регулирующих общественные отношения, как государственная власть в форме «электронного правительства», приводит к изменениям не только в характере общественных отношений, но и в других сферах общественной жизни, в первую очередь – в сфере политических отношений, а также к изменению роли средств массовой информации (СМИ) и к особой роли в государстве владельцев информационно-телекоммуникационных сетей и разработчиков сетевых технологий – сетевых корпораций и корпораций-провайдеров, обеспечивающих циркуляцию жизненно важных потоков информации.
В свете этих положений особую роль СМИ в информационном обществе можно определить следующим образом. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, на СМИ возлагается обязанность информирования граждан о деятельности ветвей и структур государственной власти, при этом предполагается монопольное право СМИ в отношении доведения до населения решений правительства – не случайно законы, указы, постановления государственных органов власти вступают в силу только после их опубликования. Таким образом, СМИ являются посредником в установлении общественных связей между государственной властью и населением, а также обладают монопольным правом на получение и распределение информации о деятельности органов государственной власти (сами органы государственной власти, в общем-то, не обладают законодательно закрепленным правом прямого информирования населения о своей деятельности). В сущности, СМИ является неким промежуточным звеном при прохождении информации от органов и структур государственной власти к гражданам. Также предполагается, что роль СМИ в этом процессе должна ограничиваться непосредственной трансляцией той информации, которую они получают из органов государственной власти, к отдельным гражданам, что подразумевает полное исключение сознательного искажения, редактирования (цензуры) данной информации, ее тенденциозного освещения и подтасовки фактов. Теоретически это, конечно, возможно, однако, на практике наблюдается совершенно иная картина.
Негосударственные СМИ, принадлежащие различным финансово-промышленным группам, тесно связанным с политической элитой страны, проводят собственную политику оказания воздействия на индивидуальное и массовое сознание гражданского общества в экономических и политических интересах собственных владельцев, являясь структурами, обеспечивающими успешную практическую реализацию их политических, экономических и иных целей. Роль СМИ в экономической конкуренции настолько велика, что не случайно практически каждая крупная финансово-промышленная группа в России стремится контролировать (в том числе – на правах полной или частичной собственности) либо телеканал, либо радиостанцию, либо газету, либо и то, и другое, и третье одновременно. Коммерческие СМИ, являясь инструментом достижения собственных целей финансово-промышленной элиты (небольшой группы лиц, стоящих во главе финансово-промышленной группы, контролирующей данное СМИ или обладающей на него полным или частичным правом собственности), в этих условиях в принципе не могут быть независимыми и объективными. Не секрет, что большая часть информации о деятельности органов и структур государственной власти, поступающая в СМИ, при вещании используется в неполном или искаженном варианте с целью манипулирования общественным мнением (или иного оказания воздействия), проходит редактирование, компонуется и тенденциозно комментируется (освещается) в интересах владельцев СМИ, интересы которых не имеют ничего общего с государственными интересами. Таким образом, информация о деятельности органов государственной власти, проходя через посредника – СМИ, нередко сознательно фильтруется и искажается, что может стать серьезным источником угроз безопасности государства.
В этом свете особый интерес вызывает известный тезис «СМИ – четвертая власть», отражающий стремление некоторых СМИ (точнее, некоторой части сегодняшней элиты журналистики) стать в один ряд с ветвями государственной власти и на равных ролях с государством регулировать общественные отношения. Невооруженным взглядом видно, что главная цель этой идеологической установки – приобретение (или захват) реальной власти в государстве, способной оказывать государственное принуждение в отношении любых структур гражданского общества – разумеется, в рамках, определенных законодательством Российской Федерации и в тех случаях, когда применение насильственного воздействия связано с защитой государственных интересов и вызвано угрозами безопасности личности, общества и государства. Единственным средством достижения этой цели является, во-первых, контроль за потоками информации о деятельности органов государственной власти, поступающих из органов власти в СМИ для информирования ими граждан Российской Федерации (т.е. сохранение роли единственного посредника в отношениях органов госвласти с населением), во-вторых, – целенаправленное использование уникальных и самых, пожалуй, эффективных средств, методов и возможностей оказания воздействия на население. В современной России СМИ во многом добились того положения, при котором с термина «четвертая ветвь власти» можно снять все признаки условности. Действительно, в современном российском обществе СМИ, пользуясь своим положением, с одной стороны, диктуют гражданскому обществу (особенно – молодому поколению российских граждан) собственные нравственные ценности (используя методы информационно-психологического воздействия), с другой – оказывают давление на органы и структуры государственной власти, стремясь направить их деятельность в определенное русло в соответствии с собственными целями. Таким образом, СМИ в том виде, в котором они сейчас существуют в российском информационном и политическом пространстве, занимают господствующее положение как над гражданским обществом, так и над его политической надстройкой – системой органов государственной власти, что открывает широкие возможности для ведения собственных политических игр.
Внедрение в деятельность органов государственной власти принципов «электронного правительства» существенно изменяет роль СМИ в качестве посредника в информационном обмене между властью и населением. «Электронное правительство» в условиях информационного общества, всеобщей компьютерной грамотности населения и развитой сетевой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры обеспечивает достаточно высокую степень информационной прозрачности деятельности органов государственной власти (конечно, в той мере, в которой органы государственной власти считают необходимым информировать население о своей деятельности) и открытости государственных информационных ресурсов для гражданского общества, что исключает монопольное право СМИ на доведение до граждан сведений о функционировании системы органов государственной власти и сокращает возможности сознательного искажения (сокрытия, неполного освещения положения, внесения в исходную информацию элементов дезинформации и иной обработки исходных сведений) исходной информации в соответствии с политикой, которой придерживается данный канал или орган массовой информации, а также в соответствии с политическими и финансово-промышленными интересами владельцев этого органа, которые он защищает. Не вызывает сомнений, что в информационном обществе, даже в условиях интеграции системы органов государственной власти в информационно-психологическую сферу, СМИ обладают широкими возможностями по манипулированию информацией о деятельности государственной власти, что делает их одним из самых опасных противников в информационно-психологической войне. Однако в условиях работы «электронного правительства» эти возможности заметно скромнее, а прямой канал связи государственной власти с гражданами с использованием возможностей открытых информационно-телекоммуникационных сетей дает гражданскому обществу альтернативный источник получения достоверной информации.