Приводными муфтами (обычно просто муфтами) называются устройства, служащие для кинематической и силовой связи валов в приводах машин и механизмов.
Муфты передают с одного вала на другой вращающий момент без изменения его величины и направления, а также компенсируют монтажные неточности и деформации геометрических осей валов, разъединяют и соединяют валы без остановки двигателя, предохраняют машину от поломок в аварийных режимах, в некоторых случаях поглощают толчки и вибрации, ограничивают частоту вращения и т. д.
На рис. 14.1 показаны возможные погрешности при монтаже валов. а — радиальное смещение; б—осевое смещение; в — угловое смещение. Указанные погрешности могут существовать одновременно.
Муфты приводов машин классифицируют по многим признакам. По принципу действия муфты подразделяют на четыре класса:
1 — нерасцепляемые (не допускающие разъединения валов при работе машины);
2 — управляемые (допускающие возможность управления муфтой);
3 — самодействующие (автоматически срабатывающие в результате изменения заданного режима работы);
|
|
4 — прочие (все муфты, не входящие в первые три класса).
Классы муфт (кроме четвертого) подразделяют на группы (механические, гидродинамические, электромагнитные), подгруппы (жесткие, компенсирующие, упругие, предохранительные, обгонные и др.), виды (фрикционные, с разрушаемым элементом и др.) и конструктивные исполнения (кулачковые, шариковые, зубчатые, фланцевые, втулочно-пальцевые и многие другие).
В общем случае муфта состоит из ведущей и ведомой полумуфт и соединительных элементов. В механических муфтах в качестве соединительного элемента используют твердые (жесткие или упругие) тела. В гидродинамических муфтах функции соединительного элемента выполняет жидкость, в электромагнитных — электромагнитное поле.
В дальнейшем мы будем рассматривать только наиболее распространенные механические муфты, большинство из которых стандартизовано.