Конструкция и расчет муфт

Нерасцепляемые жесткие и компенсирующие муфты. Среди этих муфт наиболее простыми, дешевыми и малогабаритными являются муф­ты втулочные (рис. 14.2), относящиеся к подгруппе жестких, не допускающих относительного смещения между ведущей и ведомой час­тями и не уменьшающих динамические нагрузки. Недостатком этих муфт является необходимость строгой соосности валов и смещения одного из них при монтаже и демонтаже.

ГОСТ предусматривает изготовление втулочных муфт в четырех ис­полнениях: 1 — с цилиндрическим посадочным отверстием и штифтами; 2 — с призматическими шпонками (4); 3 — с сегментными шпонками (4); 4 — с шлицевым посадочным отверстием.

Втулка 1 муфт исполнений 2, 3 и 4 предохраняется от смещения в осевом направлении установочным винтом 2, который стопорится пру­жинным кольцом 3. Диапазон номинальных вращающих моментов от 1 до 12 500 Н·м при диаметрах d посадочных концов валов от 6 до 105 мм. Ограничений по частоте вращения муфта не имеет. Материал втулок — сталь 45.

На рис. 14.3 показана жесткая фланцевая муфта, применяемая для соединения соосных валов при передаче номинального вращающего момента: стальными муфтами от 16 до 40 000 Н·м и окружной скорости до 70 м/с; чугунными муфтами от 8 до 20 000 Н·м и окружной скорости до 35 м/с. Диапазон диаметров валов от 12 до 250 мм. При переменной нагрузке и реверсивном вращении значения номинального момента уменьшаются. Посадочные отверстия для валов могут быть цилиндриче­скими или коническими.

Фланцы полумуфт соединены болтами, из которых половина (через один) ставится с зазором и работает на растяжение. Остальные болты устанав­ливаются в развернутые отверстия без зазора; они осуществляют взаимное цен­трирование полумуфт и работают на срез. Расчет болтов обычно ведут в пред­положении, что вся нагрузка воспринима­ется болтами, работающими на срез.

На рис. 14.4 представлена жесткая продольно-свертная муфта, при­меняемая для соединения цилиндриче­ских валов диаметром d = 25... 130 мм при номинальных вращающих моментах

от 125 до 12 500 Н·м, передаваемых силами трения. Допускаемое ради­альное смещение валов 0,05 мм.

Муфта состоит из двух полумуфт 1, соединенных болтами, полуко­жухов 2, закрепляемых винтами, и двух фиксирующих полуколец 3. В крупных муфтах дополнительно ставят призматическую шпонку. Досто­инство муфты — возможность монтажа без осевого смещения валов.

На рис. 14.5 изображена кулачково-дисковая муфта, при­меняемая для соединения валов диаметром от 16 до 150 мм, при номи­нальных вращающих моментах от 16 до 16 000 Н·м без уменьшения динами­ческих нагрузок. Максимальная частота вращения 4 с -1 для муфт с наруж­ным диаметром до 300 мм и 2 с -1 для муфт большого диаметра.

Муфта допускает угловое сме­щение геометрических осей валов до 0°30' и их радиальное смещение от 0,6 до 3,6 мм (в зависимости от диаметра ва­ла), поэтому она относится к подгруппе компенсирующих муфт. Посадочные отверстия для валов могут быть цилинд­рическими или коническими.

Кулачково-дисковая муф­та состоит из полумуфт 1 и 2, плавающего диска 3 и кожуха 4. Пазы на полумуфтах являются направляющими для выступов на диске, обеспечивающих передачу вращающего момента, но вместе с тем допускающих относи­тельное поперечное смещение полумуфт и диска.

Выступы на торцах диска расположены по взаимно перпендикулярным диаметрам. Для уменьшения трения и износа муфту необходимо периодически смазывать, причем рекомендуются смазочные материалы с противозадирными при­садками. Обычно полумуфты и диск изготовляют из углеродистых или легированных (хромистых) сталей.

Для соединения валов, установленных друг к другу под углом до 45°, применяют шарнирные муфты (рис. 14.6). ГОСТ регламентирует основные параметры, конструкцию и размеры малогабаритных шарнир­ных муфт общего назначения для передачи номинального вращающего момента от 11,2 до 1120 Н·м без смягчения динамических нагрузок. Стандарт предусматривает изготовление двух типов шарнирных муфт: одинарных и сдвоенных с промежуточной спаренной вилкой 3 (рис. 14.6). Эти муфты широко применяются в автомобилестроении (карданная передача).

Шарнирные муфты компенсируют неточность монтажа узлов, де­формации рамы и рессор в транспортных машинах, поэтому их можно отнести к подгруппе компенсирующих муфт.

Пространственное изображение одинарной, схематическое и конст­руктивное изображение сдвоенной шарнирной муфты представлены на рис. 14.6. Ведущий вал 1 заканчивается вилкой, соединенной с крестови­ной 2; вторая перекладина крестовины соединена с вилкой ведомого вала одинарной муфты или со спаренной вилкой 3, если муфта сдвоенная.

У одинарной муфты при равномерном вращении ведущего вала ве­домый вал будет вращаться неравномерно. Если муфта сдвоенная, а ве­дущий вал 1 и ведомый вал 5 параллельны (или образуют равные углы со спаренной вилкой 3), то при равномерном вращении ведущего вала ведо­мый вал тоже вращается равномерно. Детали шарнирной муфты изго­товляются из сталей 20Х и 40Х.

Нерасцепляемые упругие муфты. Упругие муфты обладают двумя очень важными свойствами, а именно: демпфирующей способностью, снижающей динамические нагрузки и способностью компенсировать несоосность валов. На рис. 14.7 изображена муфта упругая со звездочкой, применяемая для соединения соосных цилиндрических валов при передаче номинального вращающего момента от 2,5 до 400 Н·м и уменьшении динамических нагрузок; диаметры валов от 6 до 48 мм. Муфта допускает в зависимости от диаметра вала: частоту вращения до 5500 мин -1, радиальное смещение осей валов до 0,4 мм, угловое сме­щение до 1°30'.

Муфта состоит из двух полумуфт 1, изготовляемых из стали 35 и ре­зиновой звездочки 2 (с четырьмя или шестью выступами).

На рис. 14.8 показана муфта упру­гая с торообразной оболоч­кой. Муфта предназначена для соедине­ния соосных валов и передачи номиналь­ного вращающего момента от 20 до 40 000 Н·м, уменьшения динамических нагрузок и компенсации смещений валов диаметром от 14 до 240 мм. Муфта допус­кает в зависимости от диаметра вала: часто­ту вращения до 3000 мин -1, осевое смещение до 11 мм, радиальное смещение до 5 мм, угловое смещение до 1°30'.

Муфта состоит из двух полумуфт 1, резиновой торообразной оболочки 2, прижатой кольцами и болтами к полумуфтам. Эта муфта допускает кратковременную перегрузку в 2—3 раза; она проста и надежна в эксплуатации, явля­ется лучшей из известных упругих муфт. Посадочные отверстия для ва­лов могут быть цилиндрическими или коническими.

На рис. 14.9 изображена муфта упругая втулочно-пальцевая. Муфта применяется для соединения соосных валов и передачи номинального вращающего момента от 6,3 до 16 000 Н·м и уменьшения динамических нагрузок; диаметры валов от 9 до 160 мм. Муфта допускает (в зависимости от диаметра вала): частоту вращения до 8800 мин -1, радиальное смещение осей валов до 0,6 мм, угловое смещение до 1°30'.

Муфта состоит из двух чугунных полумуфт 1, в отверстиях которых за­креплены стальные пальцы с надетыми на них кольцами и резиновыми гоф­рированными втулками 2. Металлический контакт полумуфт отсутствует, что обеспечивает плавную работу муфты и электрическую изоляцию валов.

Посадочные отверстия для валов могут быть цилиндрическими или коническими. Муфта проста в изготовлении и ремонте и получила в ма­шиностроении широкое применение, особенно для приводов от электро­двигателей.

Управляемые муфты. Механические муфты этого класса бывают синхронные (допускающие переключение только при равных или почти равных угловых скоростях ведущей и ведомой частей) и асин­хронные (позволяющие производить переключение при различных угловых скоростях ведущей и ведомой частей). У асинхронных муфт вращающий момент передается за счет сил трения, поэтому такие муфты называются фрикционными. Они дают возможность плавного сцеп­ления ведущего и ведомого валов под нагрузкой.

На рис. 14.10, а показана простейшая дисковая фрикцион­ная муфта, имеющая одну пару поверхностей трения. Левая полумуфта закреплена на ведущем валу неподвижно, а полумуфта, сидящая на ведомом валу, подвижна в осевом направлении (подвижная полумуфта может быть расположена и на ведущем валу). Следует заметить, что фрикцион­ные муфты не допускают несоосность валов. Центровка полумуфт дости­гается либо их расположением на одном валу, либо с помощью специаль­ных центрирующих колец (рис. 14.10, а). Для соединения валов к под­вижной полумуфте с помощью механизма управления прикладывается осевая сила Q.

Во время включения фрикционной муфты неизбежно проскальзыва­ние трущихся поверхностей, сопровождающееся выделением теплоты. Поэтому фрикционные материалы, применяемые в муфтах, должны быть износостойкими и теплостойкими. Прочность сцепления в муфте зависит от коэффициента трения и его стабильности при изменении скорости скольжения, давления и температуры.

Условие работоспособности (т. е. отсутствия пробуксовывания) фрикционной муфты записывается так:

M тр > КТ,

где Мтр — момент трения на полумуфтах; К = 1,25...1,5 — коэффициент запаса сцепления; Т — вращающий момент, передаваемый муфтой (про­изведение КТ называют расчетным вращающим моментом).

Момент трения

Мтр = ƒQRср,

Где ƒ — коэффициент трения скольжения; Q — осевая сила; Rср = (D + D1)/4 — средний радиус рабочей поверхности дисков.

Осевая сила, необходимая для включения муфты,

Q ≥ 4KT/ƒ(D+D1).

Для уменьшения силы Q можно увеличить коэффициент трения ƒ, для чего один диск облицовывают накладкой из фрикционного материа­ла, например металлокерамики или асбофрикционного материала. Такие муфты работают всухую. Диски делают из стали или чугуна.

Фрикционные тела муфт, работающих со смазкой, чаще всего изго­товляют из закаленной стали или один диск делают из чугуна либо обли­цовывают текстолитом или металлокерамикой.

Диски фрикционных муфт проверяют на износостойкость по условию

p = 4Q/π(D2 – D12) ≤ ,

где [р]— допускаемое давление на рабочей поверхности муфты; напри­мер, для пары из закаленной стали со смазкой [р] = 0,6...0,8 МПа; для прессованного асбеста по стали или чугуну всухую [р]= 0,2...0,3 МПа.

Чтобы износ дисков был достаточно равномерным, обычно прини­мают D ≤ (1,5...2)D1 . Коэффициент трения, например: для пары закален­ная сталь по закаленной стали со смазкой ƒ = 0,06; для пары прессован­ный асбест по стали или чугуну всухую ƒ = 0,3.

На рис. 14.10, б показана схема конической фрикционной муфты. Конические поверхности трения позволяют создать на них значи­тельные нормальные давления и силы трения при относительно малых силах нажатия Q. Угол наклона образующей конуса должен быть больше угла трения покоя во избежание самозахватывания муфты.

Конические муфты просты по конструкции, но имеют значительные радиальные габариты, поэтому в настоящее время их применение весьма ограниченно.

Для уменьшения осевой силы нажатия Q и увеличения передаваемо­го вращающего момента широко применяют многодисковые фрикционные муфты, имеющие несколько пар поверхностей трения (рис. 14.11). В этой муфте имеется две группы дисков: наружные, соеди­ненные шлицами или зубьями с полумуфтой 1, и внутренние, соединен­ные таким же способом с другой полумуфтой. На правый крайний диск действует сила нажатия Q, передаваемая от механизма управления с по­мощью отводки 3 и качающегося рычага 2. Изображенная муфта имеет шесть пар трущихся поверхностей, поэтому нагрузочная способность этой муфты в шесть раз больше, чем у муфты, изображенной на рис. 14.10, а, при одинаковых диаметрах и прочих равных условиях.

Заметим, что число пар трущихся поверхностей всегда на единицу меньше суммарного числа ведущих и ведомых дисков.

При одинаковом вра­щающем моменте и силе нажатия радиальные габа­ритные размеры многодис­ковой муфты значительно меньше, чем у муфты с од­ной парой поверхностей трения; многодисковые муфты имеют хорошую плавность включения, но плохую расцепляемость. В автомобилях широко применяют дисковые фрикционные муфты с двумя поверхностями трения (муфта состоит из одного диска и двух полумуфт), имеющие сравнительно хорошую расцепляе­мость; в тракторах находят широкое применение многодисковые муфты.

К подгруппе синхронных управляемых муфт относятся кулачковые и зубчатые муфты. У кулачковых муфт на торцах полумуфт имеются выступы (кулачки, см. рис. 14.12, а). Для включения и выключения муф­ты одна из полумуфт перемещается в осевом направлении с помощью механизма управления. Для реверсивных механизмов применяют кулачки симметричного профиля, для нереверсивных — несимметричные. Вклю­чение кулачковых муфт всегда сопровождается ударами, поэтому такие муфты не рекомендуются для включения под нагрузкой и при больших относительных скоростях вращения валов.

Зубчатые муфты могут иметь внутренние зубья на одной и на­ружные — на второй полумуфте; в других конструкциях обе полумуфты имеют наружные зубья, а переключение производится с помощью под­вижной обоймы с внутренними зубьями. Для устранения ударов при включении в зубчатых муфтах применяют синхронизаторы (например, в коробках скоростей автомобилей), которые выравнивают угловые скоро­сти валов перед их соединением.

Самодействующие муфты. К этому классу относятся муфты предо­хранительные, обгонные и центробежные.

На рис. 14.12 показаны стандартизованные предохранитель­ные муфты общего назначения: а — кулачковая, б — шарико­вая; кроме того, стандартизована предохранительная фрикционная многодисковая муфта. Эти муфты предназначены для предохранения привода при передаче вращающего момента от 4 до 400 Н·м в любом пространственном положении; диаметры валов от 8 до 48 мм, допускае­мая частота вращения до 1600 мин -1 и зависит от диаметра вала.

Во избежание случайных выключений предохранитель­ные муфты рассчитывают по предельному вращающему мо­менту, превышающему рас­четный момент на 25%, т. е.

Тпр = 1,25 Тр.

При достижении пре­дельного вращающего мо­мента происходит размыка­ние полумуфт. Регулировка муфт осуществляется гайкой со стопорной шайбой.

На рис. 14.13 изображена предохранительная дисковая муфта с разрушаемым элементом. В этой муфте при перегрузке штифт 3 срезается кромками стальных закаленных втулок 4, установленных в по­лумуфтах 1 и 2. Для возобновления работы машины вывинчивают пробку и срезанный штифт заменяют новым. Иногда в муфте ставится два срез­ных штифта. Усилие F, срезающее штифт, равно

F = Тпр /r,

где Тпр — предельный вращающий момент; r — расстояние от оси вала до оси штифта. Диаметр dш штифта определяется из расчета его на срез.

На рис. 14.14 показана схема работы обгонной муфты, которая передает вращающий момент только в одном направлении (в данном слу­чае по часовой стрелке). Муфта состоит из обоймы 1, звездочки 2, роли­ков или шариков 3 и толкателя 4 со слабой пружиной, удерживающего ролик в постоянном соприкосновении с обоймой. При вращении звездоч­ки по часовой стрелке под действием сил трения ролики увлекаются в сторону сужения паза и заклиниваются, в результате чего образуется же­сткое соединение звездочки с обоймой.

При вращении звездочки против часовой стрелки (или если обойма начнет вращаться по часо­вой стрелке с большей угловой скоростью, чем звездочка) произойдет автоматическое размыкание кинематической цепи привода.

Фрикционные обгонные муфты бесшум­ны и могут работать при больших частотах вращения. Их применяют в автомобилях, мо­тоциклах, велосипедах, станках и др. В вело­сипеде обгонная муфта позволяет колесу сво­бодно катиться по дороге при неподвижных педалях и передавать на колесо вращающий момент при вращающихся педалях, поэтому ее называют муфтой свободного хода.

Центробежные муфты применяют для автоматического соеди­нения и разъединения валов при достижении определенной частоты вра­щения. Источник усилий в них — центробежные силы.

На практике нередко применяют комбинированные муфты, например сочетания упругих муфт с предохранительными или управляемыми.

Расчет муфт. Стандартные и нормализованные муфты на практике подбирают по каталогам в зависимости от диаметра соединяемых ва­лов и расчетного вращающего момента Тр по условию:

Тр = КТ ≤ Тн ,

где К — коэффициент перегрузки, учитывающий режим рабо­ты и ответственность конструкции; Т — наибольший, длительно дейст­вующий вращающий момент; Тн — номинальный вращающий момент, указанный в каталоге.

Для приводов от электродвигателя можно принимать: при спокойной нагрузке К= 1,0...1,5; при переменной нагрузке К = 1,5...2; при ударной и реверсивной нагрузке К = 2,5...3 и более. Для фрикционных муфт вместо коэффициента перегрузки вводится коэффициент запаса сцепления

κ =1,25... 1,5.

В ответственных конструкциях выполняют проверочный расчет ра­ботоспособности отдельных элементов выбранной муфты по расчетному или предельному (для предохранительных муфт) вращающему момент)'. Расчетные формулы приводятся в справочной литературе.

Пример 14.1. Определить диаметр d ш срезного штифта предохранительной муфты (см. рис. 14.13), если передаваемый вращающий момент Т = 90 Н·м, число штифтов — один, его материал — сталь 45 с пределом прочности при сдвиге τв = 390 МПа. Расстояние от оси вала до оси штифта r = 30 мм. Муфта работает при переменной нагрузке.

Решение. Определим предельный вращающий момент, приняв коэффициент перегрузки К = 2 (нагрузка переменная):

Тпр= 1,25КТ = 1,25·2·90 = 225 Н·м.

Далее определим силу F, срезающую штифт,

F = Тпр /r = 225/(30·10 -3) = 7500 Н.

Из расчета штифта на срез определяем его диаметр

dш = = ) = 0,00494 м = 4,94 мм.

Принимаем штифт диаметром 5 мм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: