ЛЕКЦИЯ 9
Дисциплина: «Машиноиспользование в СК»
Специальность: 5В072400-«ТМиО»
Продолжительность: 1 час
Расход топлива и энергозатраты при использовании машинно-тракторного агрегата
1. Расход топлива ДВС
2. Погектарный расход топлива, выраженный через параметры МТА
3. Классификация и расчет энергозатрат
Расход топлива ДВС
Основным источником энергии, используемой для работы МТА, является топливо, преобразуемое тракторным двигателем в механическую энергию.
В настоящее время топливо является не только основным источником энергии МТА, но и в значительной мере определяет себестоимость единицы выполненной работы. В зависимости от типа применяемых агрегатов, вида выполняемых ими процессов в структуре себестоимости полевых работ доля затрат на топливо составляет 15…25 %.
Поэтому, изучая взаимосвязи количества расхода топлива с параметрами, режимами работы МТА, условиями их эксплуатации, нужно акцентировать внимание на связях, факторах, определяющих увеличение расхода топлива в единицу времени работы агрегата на единицу его производительности. Знание этих факторов позволит определить основные направления, мероприятия экономии топлива.
|
|
Экономические показатели двигателей характеризуются расходом топлива и смазки. Конструктивное совершенство современных ДВС с точки зрения эффективности их эксплуатации в значительной мере определяется эффективным КПД двигателя ηе, удельным эффективным расходом топлива qе, рядом других показателей.
Эффективный КПД двигателя ηе – это отношение количества энергии, превращенной в работу на валу двигателя, ко всей энергии сожженного в двигателе топлива:
где Н – низшая теплотворная способность топлива, мДж/кг; qе – удельный эффективный расход топлива, г/кВт·ч и равный:
где Gт – часовой расход топлива, кг/ч; Ne - эффективная мощность двигателя. Для дизельного топлива Н=42,7 мДж/кг. При номинальной мощности для карбюраторного двигателя ηе =0,25…0,33; для дизелей без наддува ηе =0,35…0,42; для дизелей с наддувом ηе =0,38…0,46; для газовых двигателей ηе =0,23…0,30.
Согласно ГОСТ 20000-88 выпускаемые после 1995 г. отечественные дизели должны были иметь qе <215 г/кВт·ч. Ближе всех к этой норме приблизились двигателестроители Алтайдизеля и ЯМЗ. За последние 30 лет у лучших зарубежных тракторных двигателей расход топлива снизился на 26…27 %, у отечественных на 17…18%, то есть они находятся на уровне, что был у зарубежных ДВС 15…20 лет назад. Для обеспечения номинального расхода топлива 205 г/кВт·ч эффективный КПД двигателя должен составлять 0,41.
Таблица 1
Удельный расход топлива ДВС
|
|
Тип двигателя | Удельный расход топлива qе, г/кВт·ч |
Карбюраторный | 230…370 |
Дизели однокамерные | 210…260 |
Дизели предкамерные и вихрекамерные | 250…300 |
Лучшие зарубежные образцы | до 193 |
Д-260Т, СМД-23, Д-440, Д-120 | 204…224 |
Часовой расход топлива при номинальной мощности двигателя рассчитывается по формуле
Однако, как известно, агрегаты комплектуют и используют часто с запасом мощности двигателей. Особенно это касается тракторов, комбайнов повышенной мощности. Из анализа тяговых характеристик следует, что с уменьшением нагрузки на крюке часовой расход топлива при неполной загрузке двигателей по мощности нужно проводить по формуле
где - коэффициент загрузки двигателя по мощности.
При проектировании механизированных процессов в растениеводстве, а также с целью анализа эффективности технологий, применяемых МТА, для планирования потребности в топливе используется показатель расхода топлива на единицу выполненной работы (таблица 2). Таким показателем является расход топлива в кг на один га обработанной площади поля – погектарный расход топлива qга.
Таблица 2
Расход топлива машинами при различных режимах работы, кг/ч
Марка трактора | Работа под нагрузкой | Повороты | Переезды | Остановки | Транспортная работа |
К-700 | 24,4…36,0 | 17,3…25,3 | 14,5…20,0 | 3,1 | 24,7…36,0 |
Т-150К | 22,0…28,0 | 16,1…23,9 | 14,5…21,5 | 2,5 | 15,6…25,2 |
Т-4А | 12,8…16,0 | 10,9…12,2 | 9,2…13,5 | 2,2 | 9,6…15,7 |
ДТ-75М | 12,5…15,7 | 7,7…14,1 | 6,0…10,8 | 1,9 | 9,4…15,7 |
МТЗ-80 | 12,2…13,9 | 6,9…12,3 | 5,2…9,9 | 1,4 | 8,5…13,5 |
ЮМЗ-6Л | 8,8…10,7 | 3,7…9,2 | 3,7…7,8 | 1,3 | 5,6…10,7 |
Т-25 | 3,0…4,0 | 2,2…5,5 | 1,8…5,1 | 0,7 | 2,4…3,4 |
Расход бензина автомобилями | |||||
Марка автомобиля | ЗИЛ-130 | ГАЗ-53 | ГАЗ-24 | ВАЗ-2110 | Хонда HR-V |
Расход топлива, л/100 км | 32,5 | 26,5 | 11,0 | 7,3 | 6,8 |