Методика «Шкала самооценки тревожности»

(Ч.Д. Спилбергер – Ю.Л. Ханин).

Данный тест является надёжным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная или ситуативная тревожность) и о самооценке личностной тревожности (устойчивая общая характеристика человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным (Россия).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная (ситуативная) тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки тревожности состоит из 2 частей, раздельно оценивающих тревожность реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и тревожность личностную (ЛТ, высказывания № 21-40).

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 баллов – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях т.н. оценки собственной компетентности (проверка домашних заданий, контрольная работа, ответ у доски, зачёт, экзамен и т.п.). В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач, вытекающих из ситуации и перенести акцент на осмысление деятельности в целом и на формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете».

2. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС).

Тест «Кинетический рисунок семьи» направлен не столько на выявление тех или иных аномалий личности, сколько на прогноз индивидуального стиля поведения, стиля переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, на выявление неосознаваемых аспектов личности.

Процедура эксперимента следующая:

Для исследования необходимы лист белой бумаги (21 см. × 29 см.), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Инструкция испытуемому:

«Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребёнок спрашивает, что ему нарисовать, психолог должен просто повторить инструкцию.

Время выполнения задания не ограничивается (но, в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). При выполнении задания следует отметить в психологическом протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 сек;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции ребёнка на связь его комментариев с изображаемым им на рисунке содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным (словесным) путём. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса психологически адекватно провоцируют ребёнка на открытое обсуждение его чувств, что не каждый ребёнок склонен делать.

Поэтому, если ребёнок не отвечает на данные вопросы или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, не настаивать на конкретном ответе, так как это может индуцировать (интенсифицировать) тревогу, вызвать защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные такие вопросы, как: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.

Далее ребёнку предлагается решить 6 ситуационных (ситуативных) задач: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные чувства.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь "N" билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину (на увлекательный кинофильм). Кто из твоей семьи останется дома?

5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья стала играть, но вас на одного человека больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребёнка;

б) состав его семьи, возраст его братьев, сестёр;

в) если возможно (желательно), иметь сведения о поведении ребёнка в семье, в детском саду или в школе (включая успеваемость и положение в группе сверстников).

Интерпретация результатов теста «Рисунок семьи».

Интерпретацию рисунка условно разделяют на 3 части:

1) анализ структуры рисунка семьи;

2) интерпретацию особенностей графических изображений членов семьи;

3) анализ процесса рисования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: