Процесс изучения студентами-бакалаврами дисциплин «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике» направлен на формирование таких компетенций, как способность и готовность к:
· пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
· овладению культурой научного мышления, обобщению, анализу и синтезу фактов и теоретических положений (ОК-3);
· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
· применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);
· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
|
|
· овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
· профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);
· отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретации (ПК-2);
· описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) – (ПК-3);
· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
· психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
· ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8);
|
|
· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
· подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении (ПК-17).
В результате изучения дисциплин студент должен:
знать:
- основные понятия психологической диагностики;
- место, роль и значение психологической диагностики в системе психологического знания и психологических методов;
- соотношение психодиагностики и смежных видов диагностической деятельности – медицинской диагностики, педагогического тестирования, «возрастного» тестирования, ассессмента, – профессионально-квалификационного комплексного компетентностного оценивания работников (персонала);
- историю возникновения и развития психодиагностики как важнейшей отрасли психологии;
- основные теоретико-методологические и этические принципы конструирования и проведения психодиагностического исследования и обследования;
- специфику, структуру и модели построения психодиагностического процесса;
- классификацию психодиагностических методов и современные подходы к их использованию;
- принципы построения и конструктивную специфику средств психодиагностического измерения (психометрики);
- основы тестологии как науки об измерительных диагностических методиках (тестах);
- существующие классификации психодиагностических методик;
- сферы (области) применения наиболее распространенных психодиагностических методик;
- основные психометрические характеристики психологических тестов, отвечающие за их качество - репрезентативность, надежность, валидность, достоверность;
- принципы построения и конструктивную специфику экспертных методов психодиагностики и качественного (клинического) подхода
- классификации психодиагностических задач и видов психологического диагноза, правила формулирования задач и выбора адекватных методов решения, особенности интерпретации полученных результатов и построения психодиагностического заключения;
уметь:
- формулировать цель психодиагностической деятельности в соответствии с проблемой, запросом клиента или целями организации;
- конструировать психодиагностический процесс в ситуации оказания психологической помощи с учетом условий, индивидуальных особенностей и психического статуса человека, обратившегося за помощью;
- конструировать психодиагностический процесс в ситуации проведения диагностики в интересах организации;
- практически проводить психодиагностические обследования с использованием наиболее распространенных и надёжных методик;
- самостоятельно выполнять проверку репрезентативности тестовых норм и надежности отдельных тестовых заданий;
- интерпретировать результаты психодиагностического обследования в вероятностно-статистическом смысле;
- соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в международной практике и национальной профессиональной психологической ассоциации – Российском психологическом обществе (РПО);
- оперативно ориентироваться в сложных случаях из психодиагностической практики и эффективно решать психодиагностические задачи;
- подбирать методические инструменты, адекватные поставленным задачам и удовлетворяющие психометрическим требованиям;
- проводить методические процедуры в соответствие с этическими и методическими правилами;
|
|
- дифференцировать модели принятия решения в психодиагностическом процессе;
- описывать результаты и формировать психодиагностическое заключение, отвечающее целям и задачам оказания помощи человеку или организации;
владеть:
- понятийным аппаратом психодиагностики;
- навыками профессионального мышления, необходимыми для адекватного проведения психодиагностических процедур;
- навыками саморегуляции в процессе выполнения психодиагностических процедур в соответствии с этическими и методическими принципами;
- навыками группировки и обработки психодиагностической информации с помощью стандартных компьютерных статистических систем;
- навыками интерпретационной работы с разного рода данными (анамнестическими, феноменологическими, психометрическими), полученными в ходе психодиагностической деятельности.
Общий совокупный объём дисциплин и виды учебной работы по дисциплинам «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике» для очной формы обучения (специальность 030300.62 – Психология, квалификация выпускника – «бакалавр психологии»)
Виды учебной работы | Всего часов | ДИСЦИПЛИНЫ | ||
ПСИХОДИАГНОСТИКА | ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИ-АГНОСТИКЕ | |||
Семестры №№ | Семестр № | |||
Общая трудоёмкость дисциплин в дидактических (зачётных) единицах: | 7 зач. ед. | 2 зач. ед. | 2 зач. ед. | 3 зач. ед. |
Общая трудоёмкость дисциплин в учебных часах: | ||||
Аудиторные занятия по обеим дисциплинам: – лекционные занятия по обеим дисциплинам: – семинарские и практические занятия по обеим дисциплинам: | ||||
Самостоятельная работа студентов по двум дисциплинам: | ||||
Виды итогового контроля по двум дисциплинам: зачёт дифференцированный зачёт | + | + | + |