«Психодиагностика» как отдельная и самостоятельная отрасль научной и практической психологии, разрабатывает психодиагностические методы и методики распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека и социально-типических параметров групп людей.
«Психодиагностика» как наука, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека и социально-психологической специфики социальной группы.
«Психодиагностика» в качестве науки и практики диагностики психических состояний и свойств личности, диагностики межличностных отношений в группе и постановки психологического диагноза.
Цели психодиагностики:
1) Профессиональное (профориентационное) консультирование;
2) Профессиональный отбор (подбор) кадров;
3) Диагностика психических состояний и свойств (психических качеств) личности, включая психологический диагноз (психологическое заключение) и прогноз развития личности;
4) Диагностика межличностных внутригрупповых отношений и т.п.
|
|
Основополагающие задачи психодиагностики
Теоретические задачи: разработка методологии и методов создания и применения психодиагностического инструментария.
Практические задачи, – исследовать индивидуально-психологические особенности человека, сравнивать их с разными нормами и делать психологический портрет личности; психодиагностически делить людей на категории для дифференцированной работы с каждой категорией.
Области практического применения знаний по психодиагностике: оптимизация процесса обучения и воспитания; профориентация, профотбор, профконсультирование; судебно-психологическая экспертиза; клинико-консультационная работа.
Предмет психодиагностики
· А) Методологические принципы построения психодиагностических инструментов (тестов-опросников, тестов-заданий и пр.);
· Б) Методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований;
· В) Дифференциальная психометрика – методы математической статистики;
· Г) Нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.