Попросите клиента представить составляющие условный Имул компоненты таким образом, чтобы условная реакция не Зникала. Например, тревожный водитель представляет себя Дящим на водительском сиденье или держащим руль. По-
скольку условный стимул предъявлен не в полном объеме и сила не превышает пороговых значений, то условная реакци° не происходит. Постепенно увеличивайте силу условного ст" мула, не выходя за пределы пороговых значений, пока стим? в целом не будет вызывать никакой реакции. В частности:
1. Составьте список иррациональных мыслей клиента.
2. Разбейте мысли логически на составные части. Например клиент думает: «Я никчемный человек, если у меня ничего не получается». Вы можете разделить «ничего» на множество различных оплошностей, например, поломанный карандаш, не выгулянная собака, пропущенная при вязании петля и т. д.
3. Пусть клиент представит составные части своей мысли много раз. Убедитесь, что такое сосредоточение не вызывает никакого дискомфорта. Вы можете использовать биологическую обратную связь или самоотчет клиента, чтобы определить, появляется у клиента условная реакция или нет. Если появляется, разбейте мысль еще больше.
4. Добившись отсутствия эмоциональной реакции, продолжайте достраивать мысль, приближаясь к ее первоначальной форме. Делайте это до тех пор, пока исходная мысль в целом не будет вызывать ни одной негативной эмоции.
5. Еще один тип сформированного скрытого угасания варьирует не мысли, а вызывающие страх образы. Например, боязнь ездить в лифте можно расчленить на образы большего лифта, стеклянного, пустого, такого, что поднимает только на один этаж вверх, и такого, что поднимает на сорок. Могут меняться и сами образы, если клиент посмотрит на себя в фобической ситуации с разных сторон. Клиент может вообразить, что он видит себя едущим в лифте по телевизору, смотрящим на себя из будущего, в обществе друзей, наблюдающих его поведение в лифте, и т. д. Во всех случаях составные части образа преподносятся так, что эмоциональная реакция клиента не выходит за пределы пороговых значений.
Техника 5. Непатологическое мышление Упражнение
1. Составьте основной список центральных убеждений кл* ента, которые связаны с его негативными эмоциями.
2. Пройдите по каждому убеждению и идентифицируй1"6 в признаки, которые клиент определяет как психологичес расстройство.
о Подробно объясните неправомерность ярлыка «болезнь» каждом убеждении подставьте понятия теории научения.
4 На протяжении всех терапевтических сеансов помогайте
центу изменять мысли или слова, которые подразумевают за-'очевание. Обращайте внимание на такие выражения, как «ненормальный», «психически больной», «сумасшедший», «разба-яансированный», «разваливающийся на части», «нервный срыв», «странное поведение», «слабый», «больной», «нездоровый», «неустойчивый» и т. д.
5. Замените медицинскую модель моделью социального научения. Обращайтесь с клиентами как со студентами, находящимися под вашим руководством, а не как с пациентами, которых вы лечите. Покажите клиентам, что вы ожидаете от них выполнения домашних заданий, изучения ваших принципов и того, что они будут спорить с вами, если в чем-то не согласны. Поясните, что вы рассматриваете консультации как совместный проект, пятьдесят на пятьдесят. Вы даете инструкции — они учатся.
Техника 6. Скрытое подкрепление