Психолого-педагогическое консультирование в качестве вида психологического консультирования

Психолого-педагогическое консультирование направлено на детей, подростков, родителей, учителей, классных руководителей, социальных педагогов, социальных работников и т.д.

При осуществлении психолого-педагогического консультирования, вначале производится сбор необходимых информационных данных, в целом осуществляющийся по 6-ти первым пунктам прописанной выше схемы (алгоритма).

Полученные профессионально значимые сведения группируются в пяти основных разделах:

1) «материально-технические» (школьные и семейные бытовые) условия обучения и воспитания ребёнка/подростка;

2) состояние физического здоровья ребёнка/подростка (просмотр медицинской карты ребёнка, заключение подросткового врача и т.п.);

3) сведения о социально-психологических особенностях (специфике) микросоциальной (самый непосредственный, практически «ежедневный» круг общения) мезосоциальной (т.н. средний круг общения и взаимодействия) обстановки, в которой ребёнок/подросток растёт и развивается;

4) психолого-педагогические и социально-педагогические данные об особенностях поведения и деятельности ребёнка/подростка;

5) дифференцированная характеристика уровня (степени) развития познавательной, потребностно-мотивационной, волевой и эмоционально-чувственной личностных психических сфер ребёнка/подростка.

На основе данной «расклассифицированной» информации (см. 5 аспектов выше), психолог-консультант делает психолого-педагогические и социально-педагогические выводы и даёт по смыслу соответствующие им рекомендации.

Далее,психолог-консультантосуществляет психологическую оценку и производит профессиональные действия по восьми консультационным параметрам:

1) общая оценка уровня личностного развития ребёнка/подростка и оценка уровня развития (сформированности) отдельных психических сфер его личности;

2) социально-психологическая сущность (основные элементы) жизненных трудностей ребёнка/подростка;

3) степень объективной и субъективной сложности данных трудностей;

4) факторы (условия и ситуации), провоцирующие эти трудности;

5) области и способы психолого-педагогического воздействия на данные социально-психологические затруднения ребёнка/подростка;

6) методы и приемы социально-педагогического влияния на эти трудности в развитии рёбенка/подростка (консультационная работа с микросоциумом ребёнка/подростка);

7) выявление именно специфично внутриличностных проблем ребёнка/подростка и применение показанных в детских возрастах видов иформ психологической коррекции психики и поведения ребёнка/подростка (См. тему 1 раздела I);

8) условно-вариативный психологический прогноз развития и формирования личности ребёнка/подростка на ближайшие 1-2 года.

Основные направления работы психолога-консультанта при осуществлении им психолого-педагогического консультирования:

1. Информационная ориентация родителей, учителей и других заинтересованных лиц, участвующих в воспитании данных детей и подростков, в проблематике возрастной специфики и типических индивидуальных особенностей психического развития ребёнка/подростка.

2. Своевременное первичное выявление детей и подростков с различными отклонениями и нарушениями психического развития, профессиональная работа с ними и/или направление их к соответствующим (смежным) специалистам (См. тему 1 раздела I).

3. Составление профессиональных рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения детей и подростков. Рекомендации такого рода создаются для учителей, социальных педагогов, классных руководителей и, в особенности, для родителей.

4. Составление психолого-педагогических и социально-педагогических рекомендаций по воспитанию и развитию (формированию) личности детей и подростков в семье.

5. Повышение психолого-педагогической квалификации разнообразных педагогических коллективов путем проведения лекций и занятий, посвящённых социально-педагогическим, социально-психологическим и гендерным («гендер» – «социально-психологический и, соответственно, культурный пол» человека) характеристикам разных возрастов детей и подростков.

6. Совершенствование программ, методов и средств обучения, воспитания и развития личности детей и подростков в системе народного образования в целом.

7. Целостная информационная и коррекционная психологическая работа с детьми, подростками, родителями, педагогами, осуществляющаяся как индивидуально, так и в специально организованных группах. [79]

8. Психолого-педагогическое общее просвещение и информирование населения.

Для реализации всех вышеуказанных аспектов профессиональной деятельности в областях возрастно-психологического и психолого-педагогического консультирования, психолог-консультант должен свободно ориентироваться в теории, и, обязательно, в практике педагогики, социальной педагогики, педагогической психологии, дифференциальной психологии, возрастной психологии, психологии развития, акмеологии. [80]

В целом, возрастно-психологическое и психолого-педагогическое психологическое консультирование, как виды психологического консультирования, во многих своих содержательных элементах (целях, задачах, методах, приёмах) практически полностью совпадают. Именно по этой причине, не смотря на раскрытую выше специфику каждого из данных видов консультирования (для решения специфических узкоспециальных вопросов консультантом применяется какой-либо один из этих видов консультативной практики), эти два вида психологического консультирования, психологами-консультантами довольно часто осуществляются единовременно и совместно.

ТЕМА № 11. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Профессиональное (профориентационное) консультирование, в качестве отдельного (самостоятельного, особенного) вида психологического консультирования, содержательно отражает те психологические консультации, которые направлены на работу с проблематикой профессиональной ориентации личности, профессионального становления, профессиональной деятельности, развития личности в профессии. Именно так понимается термин «профессиональное» в названии этого вида психологического консультирования. Психолог-консультант, при этом, концентрируется на работе с профессионально-важными качествами клиента (такими, например, как индивидуальный стиль деятельности, коммуникативно-организаторские склонности и мн. др.). [81]

Профессиональное (профориентационное) консультирование, как вид психологического консультирования, связано с решением следующих основных вопросов:

· выбор клиентом профессии (профориентационная психологическая работа, проводимая консультантом);

· смена клиентом профессии и/или сферы деятельности (вплоть до смены места работы);

· совершенствование и развитие профессиональных способностей, умений и навыков клиента (психологическая профессиональная помощь и поддержка);

· организация труда клиента (помощь ему в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, развитие его индивидуального стиля трудовой деятельности и т.п.);

· повышение (укрепление) личностной работоспособности клиента;

· работа, направленная на развитие социальной «уживчивости» клиента.

Традиционно, смысл профконсультационной психологической помощи, видится в «выдаче» профессионально самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций по выбору личностно подходящей для него профессии и/или сферы деятельности (Пряжников Н.С.). В более современном понимании данных вопросов, смысл и значение профконсультативной психологической помощи сводится к постепенному формированию у подростка/юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив (Гусейнова В.В.).

Климов Е.А., отечественный классик по всем данным вопросам,предлагает следующий план психологической профориентационной работы с профессионально самоопределяющимся старшеклассником (старшим подростком).

1. Выяснить профессиональные намерения старшеклассника.

· Что собираешься делать после школы: учиться, работать, и то и другое?

· В каком учебном заведении собираешься учиться (если клиент намерен получать дальнейшее среднее специальное или высшее образование)?

· Опиши основное содержание будущей профессиональной деятельности и базовые профессиональные требования, которые к предъявляются к человеку, овладевающему данной профессией.

2. Выявить интересы, склонности, способности, умения старшеклассника.

· Назови свои любимые учебные предметы и занятия во внеучебное время. Что тебе в них нравится?

· Какие способности и умения ты находишь (видишь) у себя и насколько они развиты, по твоему мнению?

· Есть ли у тебя способности и умения для успешной деятельности в выбранной профессии?

· Как ты развиваешь свои способности и умения?

· Как родители (другие взрослые) повлияли (влияют) на развитие твоих способностей и умений?

3. Установить, совпадают ли выявленные выше интересы, склонности, способности, умения старшеклассника и объективные профессиональные требования (т.н. профессиограмма) к определённому конкретному виду профессиональной деятельности.

4. Изучить, какие личностные качества (навыки, умения, психологическая направленность) у старшеклассника ярко выражены, а какие надо развивать.

5. Проверить психологическую готовность старшеклассника к выбору профессии.

6. Дать старшекласснику и его родителям психологические рекомендации, связанные с анализом личностных свойств старшеклассника, рекомендации по выбору им наиболее подходящей для него сферы деятельности/профессии.

Критерии правильного (рационального, «взвешенного») выбора профессии:

· Клиент хорошо представляет себе будущую профессию, знает её особенности, принимает (разделяет) профессиональные ценности этой профессии.

· Мотивы и интересы клиента согласованы с его способностями и знаниями.

· Клиент имеет адекватную самооценку имеющихся у него на текущий момент умений и навыков, значимых для данной конкретной профессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: