Добавочные тоны и трехчленные ритмы

Возможно появление добавочных тонов (экстратонов) в систолу или диастолу.

В систолу они появляются при про­лапсе митрального клапана («систолический клик»), когда его створки «проваливаются» в полость левого предсердия, или при натяжении сращенных листков перикарда (перикардтон). Диастолические экстратоны обусловливают по­явление трехчленного ритма («ритма галопа», «ритма пере­пела»). «Ритм галопа» связан с появлением III или IV тона и напоминает стук копыт скачущей лошади.

Эти тоны обус­ловлены снижением тонуса сердечной мышцы: III тон по­является в момент пассивного наполнения левого желудочка в начале диастолы, а IV связан с быстрым наполнением его кровью во время сокращения левого предсердия. Трех­членный ритм с добавочным III тоном образует протодиастолический «ритм галопа», а с IV тоном — пресистолический. «Ритм галопа» обнаруживается лучше у верхушки серд­ца или в III—IV межреберьях слева у грудины. III тон, свя­занный с несовершенством регуляции тонуса миокарда, можно выслушать у здоровых худощавых лиц в возрасте до 20 лет, а IV — у детей до 6 лет.

Другой разновидностью трехчленного ритма является «ритм перепела». В нормальных условиях створки митраль­ного клапана открываются бесшумно. При митральном сте­нозе они склерозируются, срастаются между собой по кра­ям и не могут свободно открываться, а только прогибают­ся в сторону левого желудочка под действием высокого давления в левом предсердии. Это прогибание сопровож­дается характерным звуком (щелчком), который следует за II тоном.

Сочетание громкого («хлопающего») I тона, II тона и «митрального щелчка» образует трехчленный ритм — «ритм перепела». В отличие от раздвоения II тона, «митральный щелчок» лучше выслушивается на верхушке и в положении больного на левом боку, а не на основании, и сочетается с другими признаками митрального стеноза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: