(1 абзац – «Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве».
2 абзац – «Природа здесь не только жестока, но и скупа»,
3 абзац – «Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев»,
4 абзац – «Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев восполнять скупость недр страны»,
5 абзац содержит вывод-обобщение: создаваемые человеком будто бы из ничего ценности – это овеществлённый труд и разум человека.)
6. Каков характер связи предложений текста? (Цепная связь.)
Назовите языковые средства выразительности текста
-использование фразеологизмов («даёт знать о себе», «видишь на каждом шагу»);
-анафора («здесь»);
-усилительные частицы («же», «даже»);
-метафоры («несметная рать гор захватила страну», «следы упорного труда»;
-в синтаксисе: используются предложения с однородными членами, которые связаны союзами «не только – но и»,
-многосоюзие «и поля, и города, и заводы»)
8. Назовите способ словообразования слова бесчисленных
( приставочно-суффиксальный)
|
|
9. Выпишите слово, соответствующее правилу: «В причастии совершенного вида пишется НН»: (возделанные, вспаханных, выращенная,созданные, овеществлённый)
10. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях:
Ведь жемчужина, (1) выращенная человеком, (2) как и крохотный телевизор,(3) на который затрачено ничтожное количество сырья, (4) олицетворяет собой ценности, (5) созданные будто бы из ничего, (6) – это овеществлённый труд и разум. (1,2,5,6)
11. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СПП:
Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, (1) чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей в чайные и тутовые плантации, (2) чтобы, (3) возделав каждый клочок земли, (4) кормить сто с лишним миллионов человек, (5) имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни. (1)
Культурологический аспект
Какие произведения Ф.Кафки были экранизированы?
«Певица Жозефина и мышиный народ» (Украина, 1994)
«Замок» (Австрия, 1997), «Замок» (ФРГ, 1968),«Замок» (Грузия, 1990)
«Процесс» (Германия-Италия-Франция, 1963)
«Америка (Пропавший без вести)». (Чехия, 1994)
«Ночная страна» (Германия, 1995)
Короткометражный фильм, адаптация новеллы «Сельский врач». (США, 2002)
«Человек К.» (Украина, 1992)
«Сторож склепа» (Бельгия, 1965)
Литература
1. Определите стихотворный размер произведения, составьте схему.
2. Назовите средства художественной выразительности, которые использовал автор в стихотворении.
3. Определите тему и идею произведения.
Александр Блок
Русь
Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.Дремлю — и за дремотой тайна,И в тайне — ты почиешь, Русь. Русь, опоясана рекамиИ дебрями окружена,С болотами и журавлями,И с мутным взором колдуна, Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводыПод заревом горящих сел. Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на полях,И ведьмы тешатся с чертямиВ дорожных снеговых столбах. Где буйно заметает вьюгаДо крыши — утлое жилье,И девушка на злого другаПод снегом точит лезвие. Где все пути и все распутьяЖивой клюкой измождены,И вихрь, свистящий в голых прутьях,Поет преданья старины... Так — я узнал в моей дремотеСтраны родимой нищету,И в лоскутах ее лохмотийДуши скрываю наготу. Тропу печальную, ночнуюЯ до погоста протоптал,И там, на кладбище ночуя,Подолгу песни распевал. И сам не понял, не измерил,Кому я песни посвятил,В какого бога страстно верил,Какую девушку любил. Живую душу укачала,Русь, на своих просторах, ты,И вот — она не запятналаПервоначальной чистоты. Дремлю — и за дремотой тайна,И в тайне почивает Русь,Она и в снах необычайна.Ее одежды не коснусь.1.Стихотворный размер - четырехстопный ямб ( ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Схема:
|
|
Ты/ и/ во/ сне′/ не-/о-/бы-/ча′й-/на.
Тво-/е′й/ о-/де′ж-/ды/ не/ кос-/ну′сь.
Дрем-/лю′/ — и/ за/ дре-/мо′-/той та′й-/на,
И/ в та′й-/не/ — ты/ по-/чи′-/ешь/, Ру′сь.
_ _ /_ _′/_ _ /_ _′/_
_ _′/_ _′/_ _ /_ _′
_ _′/_ _ /_ _′/_ _′/_
_ _′/_ _ /_ _′/_ _′
2. Средства художественной выразительности:
o гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала.
o метонимия (переименование) горящих сел.
стилистические фигуры:
o кольцо (повтор речевой конструкции) — в данном случае повторяется целая строфа.
Тема: образ родины - сказочной и таинственной страны
Идея: Русь была и навсегда останется непостижимой тайной.
4.Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке? (Н. Гумилев)
5.Назовите автора этих строк, посвященных В. Маяковскому? (Цветаева)
6 .Какие литературные течения и объединения Серебряного века? (Символизм, акмеизм, футуризм, кубофутуризм, эгофутуризм, имажинизм, новокрестьянская поэзия.)
7. Укажите верное определение гротеска:
В) одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное