Опираясь на основные задачи программы по изобразительному искусству под ред. И.А.Грошенкова для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, можно сделать вывод, что художественно-изобразительная деятельность проблемного характера должна быть направлена на решение двух основных проблем: 1) усвоение приемов изобразительной деятельности; 2) усвоение специфики языка искусства (схема 1).
Как показывает опыт и практика обучения, предложенная совокупность познавательных и практических задач, их система является необходимым условием
развития мыслительной активности учащихся с нарушением интеллектуального развития, главной целью обучения.
Первый тип проблем направлен на усвоение практических и логических действий по образованию представлений об объекте изображения, об изображении этого объекта и переносе этих представлений в материал. Этот тип проблем решает учебно-практические задачи, которые формируют у учащихся определенный практический опыт. Познавательная цель данных задач заключается в «открытии» и усвоении элементарных приемов, средств, возможностей различных художественных материалов и техник изображения предметов и явлений действительности.
|
|
Второй тип проблем отображает художественно-образную и познавательную компоненту, которая формируется как в процессе практической изобразительной деятельности, так и при восприятии произведений искусства. Характер и содержание этих проблем определяются задачами художественно- познавательного характера. Эти задачи направлены на организацию поисковой деятельности учащихся по «открытию» и освоению способов и закономерностей создания художественного образа, на формирование практического художественного опыта по применению различных способов отображения действительности в учебных и жизненных ситуациях.
В этом случае, у учащихся появляются возможности для выражения личного, эмоционального и эстетического отношения к объекту изображения, что способствует формированию личностного, эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Данные типы задач в процессе проблемного обучения могут быть использованы как дифференцированно, так и на основе взаимодействия.
Проблемы в задачах по изобразительному искусству содержат противоречия художественно-образного характера, осознание и направление разрешения которых будет зависеть от субъективного восприятия, степени понимания и переживания в зависимости от уровня возможностей и прошлого опыта учащихся.
Таким образом, соотношение известных и неизвестных способов изображения, создания образов, методов художественных «открытий» в структуре проблемы по изобразительному искусству всегда будет носить личностный характер.