После смерти Г.Гегеля его духовное наследие подверглось критической переоценке со стороны философов-материалистов (Л.Фейербах, К.Маркс) и философов идеалистического иррационализма (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше).
Выступая против идеализма Г.Гегеля, Л.Фейербах (1804–1872) поставил вопрос о коренной реформе философии. Подлинная философия, по его убеждению, должна носить антропологический характер. Предметом ее изучения должен стать человек.
Им была разработана так называемая концепция “разумного эгоизма”. В ней обосновывалось, что для понимания человеком своей зависимости от других достаточно того, чтобы он связал реализацию своего личного стремления к счастью с необходимостью способствовать осуществлению этих устремлений у других.
Центральной философской идеей марксизма явилась идея материалистического понимания истории. Ее обоснование К.Маркс (1818–1883) дал в работе “К критике политической экономии. Предисловие” (1859), впервые введя в научный обиход такие философско-социологические понятия, как производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, социальная революция и др. Особого внимания заслуживает анализ природы товара, в результате которого была определена суть диалектики природного и социального в вещи. К.Маркс выявил противоречивость соотношения природных и социальных характеристик товара. При этом он развенчал представление предшествующих экономистов, включая А.Смита, согласно которому стоимость (т.е. социальное качество вещей) выводилась непосредственно из потребительских качеств, т.е. из природных характеристик.
|
|
Мысль о двойственности товара, диалектике природного и социального в нем явилась глубочайшим методологическим прорывом в философии экономики. По сути, она стала той связующей нитью, которая вела к учению о прибавочной стоимости.
К.Маркс выявил, что сознание человека является весьма сложной иерархической системой, которая скорее “бытийствует”, а не отражает мир механически. Подводя итог сделанному открытию, К.Маркс подчеркивал: не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
А.Шопенгауэр (1788–1860) системно изложил свои воззрения в труде “Мир как воля и представление” (1818). Мир, согласно А.Шопенгауэру, предстает перед человеком и как воля, и как представление. Воля – это некое абсолютное начало всякого бытия, космическая и биологическая сила, созидающая весь универсум. С появлением человека возникает мир как представление, как человеческая картина. Вместе с тем человек остается рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным не было его существование.
|
|
А.Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве, пребывающие в чистом созерцании.
Датский философ С.Кьеркегор (1813–1855) несостоятельность рационализма видел в том, что для него истиной выступает только общее. По его мнению, именно в единичном человеке заключена высшая ценность, т.е. жизненная сила. В произведениях “Наслаждение и долг” (1843), “Страх и трепет” (1843) философ отмечает три стадии развития личности – эстетическую, этическую и религиозную, где заявляет о себе вера. Ключом к вере служит парадокс. Как объективная достоверность парадокс есть абсурд, однако именно на нем держится вера, поскольку она требует презрения к разуму. Основополагающий принцип философии С.Кьеркегора гласит: “Верую, следовательно, существую”.
Немецкий философ Ф.Ницше (1844–1900) отмечал, что, начиная со времен Сократа и Платона европейская культура пошла по пути строгой регламентации обыденной жизни. В ней не осталось места для геройства и поступка. Посредственные люди придумали массовые религии – христианство и социализм. Эти религии – религии обиженных и угнетенных. Человек же есть путь к сверхчеловеку, тому, кто стоит над “стадом”, над толпой с ее предубеждением и лицемерием. Последний нуждается в особой морали – морали мужественного бойца.
Жизнь Ф.Ницше рассматривал как “волю к власти”. Все живое, согласно философу, стремится к власти, однако неравенство сил создает естественную дифференциацию. Жизнь – борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Он одним из первых предрек наступление нигилизма, т.е. времени, когда христианский бог утратит свою значимость для европейской культуры.