9. Особый и важный следующий вопрос: могу ли я освободить клиента от угрозы внешней оценки? Почти на каждом этапе нашей жизни — дома, в школе, на работе — мы находимся в зависимости от поощряющих и осуждающих мнений других людей: “Это хорошо”; “Это сомнительно”; “Это на пятерку”; “Это неудача”; “Это хорошее консультирование”; “Это плохое консультирование”. Подобные суждения сопровождают нас с младенческого возраста до старости. Я уверен, они полезны для таких социальных институтов и организаций, как школы и профессиональные учебные заведения. Как любой другой человек, я тоже слишком часто прибегаю к оценке. Но, согласно моему опыту, оценочные суждения не способствуют профессиональному росту, и поэтому я не верю, что они могут быть частью помогающих взаимоотношений. Достаточно любопытно, что позитивная оценка так же пугает, как и негативная. Таким образом, сказав кому-нибудь, что он хороший, вы подразумеваете, что у вас есть право сказать и обратное. Итак, я пришел к выводу, что чем больше я ограждаю отношения от критических суждений и оценок, тем больше это позволяет другому осознать, что локус оценочных суждений и центр ответственности находятся в нем самом.
10. И последний вопрос: могу ли я относиться к другому человеку как к личности, находящейся в процессе становления, или мое и его прошлое ограничивает мое восприятие? Если при встречах я обращаюсь с ним как с маленьким ребенком, необразованным студентом, невротической личностью или психопатом, то каждая из этих концептуальных схем ограничивает то, кем он может быть в наших взаимоотношениях. Мартин Бубер (Martin Buber), экзистенциалист, философ Иерусалимского университета, использовал выражение “утверждая другого”, которое имеет очень большое значение для меня. Он говорил: “утверждение значит... принятие потенциальных возможностей другого... Я могу осознать в нем, узнать в нем человека, каким он был... создан стать... Я утверждаю его в себе, а затем и в нем самом по отношению к этому потенциалу, который... сейчас может быть развит и развернут” (3). Если я воспринимаю другого человека как что-то фиксированное, уже диагностированное и классифицированное, уже сформированное в прошлом, тогда я, в свою очередь, подтверждаю эти ограничивающие гипотезы. Если же я принимаю его как находящегося в процессе становления, то усиливаю или реализую его потенциальные возможности.
В этой точке сходятся вместе Верпланк, Линдсли и Скиннер, работающие в парадигме оперантного обусловливания, и Бубер, философ и мистик. В конце концов, они сходятся в общем, но довольно странным образом. Если я рассматриваю отношение только в качестве возможности подкрепления определенного типа слов или мнений в другом человеке, тогда я утверждаю его как объект — механический и поддающийся манипуляции в своей основе. Если же я считаю, что это его потенциальные возможности, то он стремится действовать так, чтобы мое предположение подтвердилось. Если же, с другой стороны, я рассматриваю взаимоотношения как возможность “подкрепления” всего того, чем он является (а именно — личностью с существующим потенциалом), тогда он стремится к подтверждению этой гипотезы. Я же, — используя термин Бубера, — утверждаю его как живого человека, способного к своему творческому внутреннему развитию. Лично я предпочитаю второй класс гипотез.
Заключение
В первой части этой статьи я еще раз рассмотрел вклад некоторых исследований в наши знания об отношениях, Стараясь удержать в уме эти знания, я поставил такие вопросы, которые возникают изнутри, с субъективной точки зрения, когда я как человек вступаю в отношения. Если бы я сам мог утвердительно ответить на эти вопросы, то, я уверен, все отношения, в которые я вовлечен, были бы помогающими, способствующими росту. Но я не могу дать положительный ответ на большую часть вопросов, я могу только работать в этом направлении.
В связи с этим у меня возникло подозрение, что помогающие отношения являются разновидностью отношений, создаваемых только психологически зрелым человеком. Или же, иначе говоря, успешность, с которой я создаю взаимоотношения, содействующие развитию других людей как отдельных личностей, является мерой достигнутого мною этапа в собственном личностном росте. В какой-то степени такая мысль мешает, но она также является многообещающей и стимулирующей. Это означает, что если мне нравится создавать помогающие отношения, то впереди меня ждет удивительная работа длиною в жизнь, направляющая и увеличивающая мои потенциальные возможности в личностном развитии.
Я остаюсь с неприятной мыслью о том, что все разработанное мной в этой главе может быть мало связано с областью ваших интересов и работы. Если так, то я сожалею об этом. Но все-таки я частично утешаюсь тем, что те из нас, кто работает в области человеческих взаимоотношений и пытается понять основные закономерности в этой области, вовлечены в самую ключевую деятельность, существующую в современном мире. Если мы пытаемся внимательно вникнуть в свои задачи как администраторы, учителя, педагоги-психологи, профконсультанты, значит, мы работаем над проблемой, которая определит будущее планеты. Наше будущее зависит не от естественных наук, но от тех, кто пытается понимать и работать с взаимодействиями между людьми — кто пытается создавать помогающие взаимоотношения. И я надеюсь, что те вопросы, которые я сам себе задаю, будут несколько полезны и вам, когда вы осмелитесь по-своему содействовать развитию человека в ваших отношениях с другими людьми.
Литература
1. Baldwin, A. L., J. Kalhom and F. H. Breese. Patterns of parent behavior. Psychol. Monogr., 1945, 58, N 268, 1-75.
2. Betz, В. J., and J. С. Whitehom. The relationship of the therapist to the outcome of therapy in schizophrenia. Psychiat. Research Reports Ns5. Research techniques in schizophrenia. Washington, D. C., American Psychiatric Association, 1956, 89-117.
3. Buber, M., and С. Rogers. Transcription of dialogue held April 18, 1957, Ann Arbor, Mich. Unpublished manuscript.
4. Dittes, J. E. Galvanic skin response as a measure of patient's reaction to therapist's permissiveness. /. Abnorm. & Soc. Psychol., 1957, 55, 295-303.
5. Ends, E. J., and C.W. Page. A study of three types of group psychotherapy with hospitalized male inebriates. Ouar. /. Stud. Alcohol., 1957, 18, 263-277.
6. Farson, R. E. Introjection in the psychotherapeutic relationship. Unpublished doctoral dissertation, University of Chicago, 1955.
7. Fiedler, F. E. Quantitative studies on the role of therapists feelings toward their patients. In Mowrer, O.H. (Ed.), Psychotherapy: theory and research.^ew York: Ronald Press, 1953, Chap. 12.
8. Greenspoon, J. The reinforcing, effect of two spoken sounds on the frequency of two responses. Amer. J. Psychol., 1955, 68, 409-416.
9. Halkides, G. An experimental study of four conditions necessary for therapeutic change. Unpublished doctoral dissertation, University of Chicago, 1958.
10. Harlots, H. F. The nature of love. Amer. Psychol,, 1958, 13, 673-685.
11. Heine, R.W. A comparison of patients' reports on psychotherapeutic experience with psychoanalytic, nondirective, and Adierian therapists. Unpublished doctoral dissertation, University of Chicago, 1950.
12. Lindsley, O.R. Operant conditioning methods applied to research in chronic schizophrenia. Psychiat. Research Reports №5, Research techniques in schizophrenia. Washington, D. C., American Psychiatric Association, 1956, 118-153.
13. Page, С. W., and E. J. Ends. A review and synthesis of the literature suggesting a psychotherapeutic technique based on two-factor lelaming theory. Unpublished manuscript, loaned to the writer.
14. Quinn, R. D. Psychotherapists' expressions as an index to the quality of early therapeutic relationships. Unpublished doctoral dissertation, University of Chicago, 1950.
15. Rogers, С. R. The necessary and sufficient conditions of psychotherapeutic personality change. J. Consult. Psychol., 1957,21,95-103.
16. Seeman, J. Counselor judgments of therapeutic process and outcome. In Rogers, C. R., and R. F. Dymond (Eds.). Psychotherapy and personality change. University of Chicago Press, 1954, Chap. 7.
17. Verplanck, W. S. The control of the content of conversation: reinforcement of statements of opinion. /. Abnorm. & Soc. Psychol., 1955, 51, 668-676.
18. Whitehom, J. C., and В. J. Betz. A study of psychotherapeutic relationships between physicians and schizophrenic patients. Amer. J. Psychiaf., 1954, 111, 321—331.
Наши объективные и субъективные знания о психотерапии
В области психотерапии за последнее десятилетие был достигнут значительный прогресс в измерении психотерапевтического влияния на личность и поведение клиента. За последние два-три года был сделан еще один шаг в выявлении основных условий терапевтических взаимоотношений, которые являются эффективными и содействующими личностному росту в направлении психической зрелости. Иначе говоря, мы продвинулись в определении единиц отношений, вызывающих личностный рост.
Психотерапия не заменяет мотивацию для такого развития или роста. Мотивация присуща организму так, как человеку или животному присуща способность развиваться и становиться физически зрелым. Все это проявляется при обеспечении минимально подходящих условий. Однако психотерапия играет чрезвычайно важную роль в реализации и содействии органической тенденции к психологическому развитию и зрелости в случае блокады этой тенденции.
Объективное знание
В этой части я бы хотел суммировать наши знания об условиях, содействующих психологическому росту, и некоторые знания о процессе и особенностях психологического роста. Позвольте мне объяснить, что я подразумеваю, когда говорю, что собираюсь суммировать наши “знания”. Это значит, что я ограничу свои утверждения только теми, что эмпирически доказаны. Например, я буду рассматривать условия психологического роста. Каждое утверждение может быть подкреплено ссылкой на одно или несколько исследований, где обнаруживалось, что при определенных условиях в человеке происходят изменения, которые не возникают при отсутствии или при небольшой выраженности таких условий. Как сказал один исследователь, мы продвинулись в установлении первичных агентов, продуцирующих изменения, которые содействуют перестройке личности или поведения в направлении личностного развития. Конечно, можно добавить, что эти знания, как и все научные знания, экспериментальные и, несомненно, неполные, безусловно, будут изменены, частично опровергнуты и дополнены кропотливой работой в будущем. Тем не менее нет причины извиняться за небольшие, но полученные тяжелым трудом знания, которыми мы обладаем на сегодняшний день.
Я бы хотел представить эти знания в краткой и доступной для восприятия форме.
Было обнаружено, что появление личностных изменений облегчается, когда психотерапевт представляется таким, какой он есть: когда он ведет себя искренне и отбрасывает внешнюю маску, когда он открыто переживает и выражает свои чувства, которые в нем возникают во время взаимоотношений с клиентом. Мы ввели термин “конгруэнтность”, чтобы попытаться обозначить это условие. Под ним мы подразумеваем, что чувства, которые переживает терапевт, доступны его рефлексии, что он способен “прожить” их и соответствующим образом сообщить о них другому человеку. Никто полностью не достигает этого условия, но все-таки терапевт способен прислушаться, внимая тому, что происходит внутри него самого, и даже больше — он способен принять свои чувства, принять без страха, а это является наивысшей степенью конгруэнтности.
Приведу всем знакомый пример: каждый из нас ощущает совершенно по-разному это качество в людях. В рекламе по радио или телевидению нас часто раздражает то, что диктор “кривляется”, играет роль и говорит так, как не чувствует на самом деле, что понятно по интонации, с которой он читает текст. Это пример неконгруэнтности. С другой стороны, каждый из нас знает таких людей, которым доверяет, потому что чувствует, они такие, какие есть на самом деле, потому что они не прячутся за вежливой и профессиональной маской. Качество конгруэнтности, которое мы ощущаем таким образом, исследователи связывают с успешной психотерапией. Чем более искренен и конгруэнтен терапевт во взаимоотношениях, тем больше вероятность возникновения изменений у клиента.
Теперь второе условие. Когда терапевт испытывает теплые чувства, принятие и положительное отношение ко всему, что есть в клиенте, эти изменения нарастают. Второе условие включает в себя искреннее желание терапевта, чтобы клиент был самим собой вне зависимости от того, что он чувствует в данный момент, будь то страх, смущение, боль, гордость, злость, ненависть, любовь, мужество или трепет. Это значит, что терапевт любит клиента без чувства собственничества. И, значит, он поощряет клиента в целом, а не с учетом каких-то обстоятельств. Я имею в виду, что он не просто принимает клиента, когда тот ведет себя определенным образом, и не одобряет, если клиент ведет себя иначе. Я говорю о том, что проявляющиеся положительные чувства терапевта не ограничены никакими условиями и оценками. Термин, введенный нами и обозначающий это чувство, — “безусловное позитивное отношение”. И вновь исследование показывает, что чем больше терапевт испытывает такое отношение, тем больше вероятность успешной терапии.
Третье условие может быть названо “эмпатическим пониманием”. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринимать их изнутри, как их видит клиент, и когда он может успешно сообщить что-то из этого понимания клиенту, — тогда полностью выполнено третье условие.
Я подозреваю, что каждому из нас ясно — такое понимание очень редко. Мы не часто ощущаем его проявление по отношению к нам самим и не часто можем предложить его кому-то. Вместо этого мы предлагаем совершенно другой тип понимания: “Я понимаю, что с тобой что-то не в порядке”; “Я понимаю, что заставляет тебя действовать таким образом”; “Я тоже пережил похожую проблему, но я реагировал на нее не так”. Этот вид понимания, который мы обычно предлагаем и получаем, называется оценивающим пониманием из внешней позиции. Но если кто-то понимает, как я что-либо чувствую, что это для меня значит, и не испытывает при этом желания анализировать или судить меня, то в таком климате я могу расцветать и развиваться. В исследовании легко подтверждается то же общепринятое наблюдение. Если терапевт может схватывать переживания, ежемоментно возникающие во внутреннем мире клиента так, как это видит и чувствует сам клиент, и не терять собственной идентичности в этом эмпатическом процессе, то изменение произойдет с большой долей вероятности.
Исследования, проведенные при участии большого количества клиентов, показали следующее. Когда эти три условия соблюдаются терапевтом и когда они в какой-то степени воспринимаются клиентом, тогда в результате происходят психотерапевтические изменения; клиент ощущает болезненный, но явный сдвиг в своем обучении и развитии, и они вдвоем с терапевтом считают результат успешным. Из наших исследований вытекает, что именно такие отношения, а не психотерапевтические техники и конкретные навыки в первую очередь ответственны за терапевтическое изменение.
Динамика изменения
Конечно, вы можете спросить: “Но почему человек, ищущий помощи, изменяется к лучшему, если в течение только некоторого времени он включен в терапевтические отношения, обладающие такими условиями? Как это происходит?” Позвольте мне очень кратко ответить на этот вопрос.
Реакция клиента, переживавшего какое-то время описанные мною терапевтические отношения, соответствует действиям терапевта. Сначала, когда клиент обнаруживает кого-то еще, кто способен принять его чувства, он потихоньку учится принимать их сам. Он начинает получать сообщения изнутри самого себя — осознавать, когда он зол, или напуган, или исполнен мужества. В связи с тем что он становится более открытым к происходящему внутри него, он способен услышать чувства, которые всегда отрицал и вытеснял. Он может услышать чувства, которые всегда казались ему ужасными, или разрушающими, или ненормальными, или очень позорными — которые он никогда не признавал как существующие внутри него.
Наряду с тем, что он учится слышать себя, он все больше себя принимает. По мере того как он все яснее выражает запрятанные в глубине и внушающие ему страх качества, он обнаруживает, что отношение терапевта к нему и его чувствам остается постоянным и безусловно позитивным. Тогда клиент начинает постепенно приближаться к принятию такого же отношения к себе самому — такому, какой он есть в действительности, и, следовательно, готовится двигаться вперед в процессе своего становления.
В итоге, по мере того как он все более внимательно прислушивается к внутренним чувствам и становится в отношении к себе менее оценивающим и более принимающим, он приближается к большей конгруэнтности. Он находит в себе возможность отказаться от внешнего фасада, к которому привык, отбросить свои защитные механизмы и более открыто проявить свое истинное Я. Если все эти изменения возникают, если клиент становится более склонным к самоанализу, самопринягию, открытости и менее склонным — к защитам, он может свободнее изменяться и расти в естественном для человеческого организма направлении.
Процесс
А сейчас позвольте мне рассказать об особенностях этого процесса с помощью фактов, каждый из которых подтвержден эмпирическими исследованиями. Мы знаем, что клиент демонстрирует движение на каждом участке континуума. Начиная с любой точки любого континуума, на чем я позднее остановлюсь, он движется вперед по направлению к верхней.
В отношении чувств и личностных смыслов он уходит от состояния, в котором чувства неосознаваемы, непризнаваемы, невыражаемы. Он движется к потоку, где постоянно меняющиеся чувства переживаются в момент их появления — они осознаются, принимаются и могут быть точно выражены.
Этот процесс включает в себя изменение способа восприятия. Сначала клиент отстранен от своих переживаний. Примером служит интеллектуальный человек, рассуждающий о себе и о своих чувствах в абстрактном виде, оставляя вас в недоумении по поводу того, что же действительно в нем происходит. От подобного отстранения он переходит к непосредственному переживанию, в котором он живет открыто, и знанию о том, что может обратиться к переживанию и раскрыть смысл происходящего.
Этот процесс требует ослабления когнитивных рамок опыта. Клиент уходит от жесткой интерпретации своего опыта, который воспринимается как что-то внешнее, к развивающим изменениям, теряя устойчивые толкования смыслов своего опыта и приобретая изменяемые с каждым новым опытом конструкты.
В общем, существуют доказательства того, что процесс движется от фиксированности, отстраненности от чувств и опыта, от ригидности Я-концепции, отчужденности от людей, безличности жизненного функционирования. Процесс стремится к подвижности, изменчивости, непосредственности чувств и опыта и их принятию, к вероятности личностных конструктов, открытию изменений Я при изменяющемся опыте, к реальности и близости взаимоотношений, целостности и интеграции функционирования.
Мы постоянно изучаем процесс, с помощью которого происходят изменения, и я не уверен, что этот очень краткий обзор в достаточной степени раскрывает богатство полученных данных.
Результаты терапии
Однако позвольте мне обратиться к результатам терапии, к тем относительно длительным изменениям, которые возникают у клиента. Как и в других случаях, о которых я уже говорил, я ограничусь суждениями, подтвержденными экспериментальными доказательствами. Клиент изменяет и реорганизует свою Я-концепцию. Он уходит от восприятия себя как человека, которого сам не принимает, как человека, недостойного уважения, обязанного жить по чужим стандартам. Он движется к Я-концепции, в которой является достойным, саморегулируемым человеком, способным определять свои нормы и ценности на основе своего собственного опыта. У него формируется положительное отношение к себе. Одно из исследований показало, что в начале терапии текущее отношение к себе является в основном отрицательным (отношение отрицательного к положительному равно 4:1). В конце терапии положительное отношение к себе встречается в два раза чаще, чем отрицательное. Клиент меньше прибегает к защитам и, следовательно, становится более открытым к своему и чужому опыту. Его восприятие изменяется в сторону большей реалистичности и дифференцированности. Клиент совершенствуется в психологической адаптации, что измерялось с помощью теста Роршаха, тематического апперцептивного теста, оценок консультанта и других показателей. Его цели и идеалы меняются и становятся более достижимыми. Изначальное противоречие между реальным и идеальным Я сильно уменьшается. Снижается любое напряжение — физиологический и психологический дискомфорт, тревожность. Клиент более реалистично и с большим принятием воспринимает других. Он описывает свое поведение как более зрелое, и особенно важно то, что другие хорошо знающие его люди также отмечают это.
По данным многих исследований, эти изменения возникают не только в процессе психотерапии. Тщательное и последовательное изучение периода от шести до восемнадцати месяцев после окончания психотерапии выявило и другие изменения.
Возможно, представленные факты объяснят, почему я чувствую, что мы близки к тому, чтобы записать настоящее уравнение в этой сложной области межличностных отношений. Используя данные всех исследований, мы получили предварительную формулировку уравнения, которое, как я надеюсь, содержит их.
Чем больше откровенности и искренности, эмпатии и безусловного позитивного отношения клиент получит от терапевта, тем сильнее он откажется от статичности, фиксированное, бесчувственности, безличного типа функционирования и тем ближе подойдет к способу деятельности, который характеризуется подвижностью, изменчивостью, наполненностью различными личными чувствами. Следствием этого движения является изменение в личности и поведении в направлении психического здоровья и зрелости и более реалистичного отношения к себе, к другим, к среде.
Субъективная картина
Выше я объективно рассматривал процесс консультирования и психотерапии, выделяя то, что мы знаем, записывая это в вице предварительного уравнения, в котором, по крайней мере, можно использовать специфические термины. Но позвольте мне приблизиться к этому процессу изнутри, не игнорируя факты, а представляя это уравнение так, как оно субъективно проявляется и у клиента, и у терапевта. Я хочу это сделать потому, что психотерапия — процесс, возникающий глубоко лично и переживаемый субъективно. Это переживание по своим качествам намного отличается от объективных характеристик, наблюдаемых нами извне.
Опыт психотерапевта
Для терапевта этот процесс — относительно рискованное предприятие. Он чувствует: “Здесь находится другой человек, мой клиент. Я немного его боюсь, боюсь его внутренней глубины также, как своей. Однако, когда он начинает говорить, я чувствую к нему уважение, чувствую нашу родственность. Я понимаю, насколько его слова пугают его самого, как трудно ему их сдерживать. Я бы хотел ощутить его чувства, я бы хотел, чтобы он знал, что я понимаю его чувства. Я бы хотел, чтобы он знал, что я разделяю с ним его проблемы и смотрю на них без страха. Наверное, я могу сказать ему что-нибудь успокаивающее. Я бы хотел, чтобы мои чувства в этих отношениях были настолько прозрачны, насколько это возможно, чтобы для него они были видимы и реальны, чтобы он мог вновь и вновь к ним возвращаться. Я бы хотел отправиться с ним в пугающее “путешествие” в его внутренний мир, в глубину затаенных страхов, ненависти и любви, которые он не разрешал себе переживать. Я понимаю, что это путешествие абсолютно непредсказуемо для меня так же, как и для него, и что я могу, не сознавая своего страха, съежиться от чувств, открытых им в себе. И в этом пространстве, я знаю, я не смогу ему помочь. Я осознаю, что иногда его собственные страхи могут изменить его представление обо мне как о человеке незаботливом, отвергающем, назойливом, непонимающем. Я хочу полностью принимать такие его чувства и надеяться, что мои собственные настоящие чувства будут настолько ясно выражены, что никто из нас не ошибется в их понимании. Больше всего я хочу, чтобы он воспринимал меня как живого, реального человека. Мне не нужно беспокоиться о том, являются ли мои собственные чувства “терапевтическими” или нет. То, что я собой представляю и что чувствую, является достаточно хорошей основой для психотерапии, если я могу быть тем, кто я есть, и выражать свои чувства в отношениях с клиентом. Тогда, возможно, он открыто и без страха сможет быть тем, кто он есть на самом деле”.
Опыт клиента
Клиент со своей стороны переживает гораздо более сложные превращения, которые можно лишь предположить. Наверное, схематично их можно представить так:
“Я боюсь его. Я хочу, чтобы он мне помог, но не знаю, можно ли ему доверять. Он, должно быть, видит во мне то, чего не вижу я, — страшное и плохое. Кажется, он не осуждает меня, но я в этом не уверен. Я не могу ему сказать, что именно меня тревожит, но в моих силах рассказать ему о прошлом, которое связано с моей тревогой. Мне кажется, он это понимает, значит, я могу ему открыться сильнее”.
“Но сейчас, когда я поделился с ним своими недостатками, он презирает меня. Я уверен в этом, но странно, что не могу найти этому доказательств. Вы думаете, то, что я ему рассказал, не настолько плохо? Возможно, я не должен стыдиться этой части себя? Я больше не чувствую, что он меня презирает. Это дает мне ощущение того, что я хочу идти дальше, изучая себя, может быть, больше выражая себя. Я пришел к выводу, что он мне поможет в этом. Кажется, он действительно меня понимает”.
“Но сейчас я опять испугался, и на этот раз очень сильно. Я не думал, что, исследуя тайники своей внутренней жизни, почувствую то, что никогда раньше не испытывал. Это очень странно, потому что эти чувства для меня не новы. Мне кажется, что они всегда были там. Но они представляются мне настолько плохими и раздражающими, что я никогда не выпускал их на свободу. А сейчас, когда я прожил эти чувства в течение нескольких часов, проведенных с ним, я чувствую себя ужасно ненадежно, как будто мой мир раскалывается на части. Обычно он был безопасным и прочным. Сейчас он проницаем, уязвим и расшатан. Неприятно осознавать то, чего раньше всегда боялся. Это его вина. Однако странно, что я хочу видеть его, что я чувствую себя более защищенным рядом с ним”.
“Я больше не знаю, кто я, но иногда на мгновение я чувствую себя более надежным и реальным человеком. Я озадачен противоречиями, которые в себе нашел, — я действую так, а чувствую иначе, думаю так, а чувствую иначе. Это приводит меня в замешательство. Иногда рискованно и волнующе раскрывать, кто я такой на самом деле. Иногда я чувствую себя стоящим человеком, что бы это ни значило”.
“Я начинаю понимать, что очень приятно, хотя иногда и больно делиться тем, что чувствуешь в данный момент. Вы знаете, по-настоящему помогают попытки прислушиваться к себе, к тому, что происходит внутри. Я уже не так сильно напуган этим. Это кажется интересным и заслуживающим доверия. Время, проведенное с ним, я использую для того, чтобы углубиться в себя, узнать, что я сейчас чувствую. Это пугает, но я хочу знать о себе. И большую часть времени я действительно ему доверяю, и это помогает. Я чувствую себя уязвимым и неопытным, но я знаю, он не хочет меня поранить, и я даже думаю, что он заботится обо мне. Внезапно меня осенило, что если я постараюсь спуститься все ниже и ниже, все глубже в себя, то, может быть, почувствовав, что во мне происходит, я смогу понять, что это означает, смогу узнать, кто я такой на самом деле и что мне делать”.
“Я могу даже сказать ему о том, какие чувства испытываю к нему в данный момент, и вместо того, чтобы разорвать отношения, чего я так привык бояться, это только сделает их глубже. Вы думаете, я могу жить своими истинными чувствами и с другими людьми? Наверное, это не будет теперь столь опасно”.
“Вы знаете, я чувствую себя плывущим в потоке жизни. Это очень серьезная авантюра — быть собой. Иногда я терплю фиаско, иногда это меня ранит, но я пришел к тому, что эти переживания не фатальны. Я не знаю точно, кто я, но я могу чувствовать свои реакции в любой момент. Они кажутся мне хорошей основой для своего поведения. Может быть, это и значит быть собой. Но, конечно, я могу это делать, потому что чувствую себя защищенным во взаимоотношениях с моим терапевтом. Могу ли я быть собой вне этих взаимоотношений? Интересно. Интересно. Может быть, смогу”.
То, что я только что продемонстрировал, быстро не происходит. На это могут уйти годы. Этого по не совсем ясным причинам может совсем не произойти. Но все равно описанное представляет взгляд изнутри на реальную картину процесса психотерапии, в котором участвуют терапевт и клиент.
Некоторые очевидные направления в процессе терапии
С точки зрения клиент-центрированного подхода процесс психотерапии является уникальным динамическим опытом, индивидуальным для различных людей, однако в целом он открывает ошеломляющие закономерности. По мере того как меня все больше и больше впечатляли многие аспекты этого процесса, все сильнее стали раздражать вопросы, которые обычно возникали в связи с этим: “Излечит ли эта психотерапия невроз навязчивых состояний?”, “Можете ли вы утверждать, что она уничтожает основные условия возникновения психоза?”, “Подходит ли она для решения семейных проблем?”, “Можно ли ее применить при заикании и гомосексуализме?”, “Устойчив ли эффект излечения?”. Эти и похожие вопросы закономерны, их можно понять. Также естественно было бы спросить, стоит ли лечить обморожение с помощью гамма-лучей. Однако они кажутся мне неверными, если мы пытаемся выяснить, что такое психотерапия и каковы ее возможности. В этой главе я бы хотел рассказать о том, какие вопросы у меня возникают по отношению к пленительному и естественному процессу, который мы называем психотерапией, и попытаться дать частичный ответ.