Терапевт: Угу. Угу. Где один отказывается от необходимости награждать или наказывать, там, вам кажется, для всех существует гораздо больше свободы.
Клиент: Правильно. (Пауза.) Я готова к некоторьм срывам на этом пути.
Терапевт: Вы предполагаете, что это плавание не будет тихим.
Клиент: Да.
Эта часть рассказа, сильно сокращенная, передает открытие клиентом того, что чем глубже она погружается в себя, тем меньше она должна бояться; что вместо того, чтобы обнаружить что-то ужасно плохое внутри, она постепенно раскрывает внутреннее ядро своего Я, которое не хочет ни поощрять, ни наказывать других, глубоко специализированное Я, без ненависти. Отважимся ли мы сделать общий вывод из этого опыта: если мы достаточно глубоко проникнем в нашу человеческую природу, то обнаружим, что человек положителен и является социальным животным? Это предположение вытекает из нашего клинического опыта.
Быть своим организмом, своим опытом
Основная ниточка, связывающая большую часть предшествующего материала этой главы, заключается в том, что психотерапия (по крайней мере, клиент-центрированная терапия) является процессом, при помощи которого человек становится своим организмом — без самообмана, без искажения. Что это значит?
|
|
Здесь мы рассуждаем о чем-то на уровне опыта — этот феномен сложно выразить словами, и если постигать его на вербальном уровне, то он обязательно исказится. Может быть, если мы будем использовать несколько видов описательных формулировок, то это даст какой-нибудь отклик в опыте читателя и заставит его почувствовать примерно следующее: “О, сейчас я знаю по собственному опыту то, о чем вы говорите”.
Кажется, что терапия возвращается к базовому сенсорному и внутреннему опыту. Перед терапией человек склонен, зачастую непреднамеренно, спросить себя: “Что думают другие о том, как я должен действовать в этой ситуации?”, “Что от меня требуют мои родители и моя культура?”, “Что, как я думаю, должно быть сделано?”. То есть он продолжает действовать в терминах тех образцов, которые навязываются его поведению. Это совсем необязательно означает, что он всегда действует в соответствии с мнением других. Он может по-настоящему стремиться противоречить ожиданиям других. Он тем не менее может действовать с позиции ожиданий (зачастую интроецированных ожиданий) других. В процессе терапии индивид задается вопросами в отношении постоянно расширяющегося его жизненного пространства: “Как я это переживаю?”, “Что это значит для меня?”, “Если я поведу себя определенным образом, что это будет значить для меня?”.
Он начинает действовать на основе того, что можно назвать реализмом — реалистическим балансом между удовлетворением и неудовлетворением, которые несет ему любое действие.
|
|
Если я представлю эти идеи в виде схематичных формулировок процесса, через который проходят различные клиенты, то, наверное, это поможет тем, кто, как и я, стремится думать в конкретных клинических терминах. Для одного клиента это может значить: “Я думал, что должен чувствовать к своим родителям только любовь, но я обнаружил, что одновременно испытываю и любовь, и горькую обиду. Может быть, я такой человек, который свободно может испытывать любовь и горькую обиду”. Для другого клиента новое представление о себе может быть таким; “Я думал, что я плохой и недостойный человек. Сейчас я чувствую себя иногда очень хорошим человеком, а иногда — недостойным и бесполезным. Может быть, я такой человек, который может чувствовать себя в различной степени достойным”. Для другого: “Я придерживался убеждения, что никто не может любить меня самого по себе. Сейчас я чувствую к себе любящее тепло, идущее от другого. Может быть, я человек, которого любят другие, — да, наверное, я такой и есть”. Еще для одного: “Меня воспитали так, что я чувствовал свою низкую самооценку, но я не такой. Я могу плакать над собой и наслаждаться собой тоже. Наверное, я внутренне богатый человек, которым я могу наслаждаться и которого я могу жалеть”. И, например, напоследок, для миссис Оук “Я думала, что в глубине я плохая, что мои глубинные составляющие дикие и ужасные. Но теперь я такого не чувствую, я испытываю позитивное стремление жить и давать жить другим. Наверное, я могу быть человеком, у которого доброе сердце”.
Что позволяет возникнуть второй фразе в каждом из этих высказываний? Это добавление сознания. В терапии человек прибавляет к обычным переживаниям полное и неискаженное осознание своих сенсорных и внутренних реакций. Он останавливает или хотя бы уменьшает искажение переживаний в сознании. Он может осознавать все, что переживает в данный момент, а не только то, что может себе разрешить пережить после пропускания через концептуальный фильтр. В этом смысле человек впервые приобретает все потенции, присущие человеческому организму, становится богаче благодаря осознанию основных проявлений сенсорных и внутренних реакций. Человек становится тем, кто он есть на самом деле (как клиенты часто говорят на психотерапии). Это означает, что индивид в сознании становится таким же, какой он есть в переживании. Другими словами, он — целостный и полноценно функционирующий организм.
Я уже могу почувствовать реакцию некоторых читателей: “Вы считаете, что в результате терапии человек становится не чем иным, как человеческим организмом, человеческим животным? Кто будет его контролировать? Кто будет его социализировать? Не перейдет ли он тогда все запреты? Не разбудили ли вы в человеке зверя — его подсознание?” Наиболее адекватным ответом на это будет: “В терапии человек действительно становится человеческим организмом со всеми предполагаемыми преимуществами. Он реально может себя контролировать, и он неисправимо социален в своих желаниях. В человеке нет зверя. В человеке есть только человек, и это его мы можем освободить”.
Мне кажется, основным открытием психотерапии, при условии валидности наших наблюдений, является то, что нам не нужно бояться быть “только” homo sapiens. Оно заключается в том, что если мы сможем прибавить к сенсорному и внутреннему опыту, которые характеризуют все животное царство, дар свободного и неискаженного сознания, который свойствен лишь человеку, то мы получим организм прекрасный, конструктивный и реалистичный. Мы получим организм, осознающий требования культуры, так же как и собственные потребности в еде и сексе, — который настолько осознает свое желание дружеских взаимоотношений, насколько и потребность возвеличивать себя, который настолько осознает свою тонкую и чувственную нежность по отношению к другим, насколько и свою враждебность. Если человеческая способность к осознанию действует полноценно и свободно, то мы обнаруживаем, что у нас есть не животное, которого мы должны бояться, не зверь, которого мы должны контролировать, а организм, возникающий в результате всех этих составляющих сознания, способный с помощью замечательной интегративной способности центральной нервной системы достигать уравновешенного, адекватного, возвышающего себя и других поведения. Иначе говоря, когда человек является неполным — когда он не хочет осознавать различные аспекты своего опыта, — тогда у нас действительно есть много причин бояться его и его поведения, что и показывает современная мировая ситуация. Но когда он является полноценно функционирующим, когда он является совершенным организмом, когда осознание опыта, что является неотъемлемым человеческим атрибутом, действует наиболее полно, тогда ему можно доверять, тогда его поведение конструктивно. Оно не всегда является общепринятым. Оно не всегда будет подчиняться правилам. Оно будет индивидуально. Но тем не менее оно будет социализировано.
|
|
Заключительный комментарий
Я утверждаю, что предшествующая часть определенно имеет право на существование, потому что она представляет собой глубокое убеждение, выросшее из многолетнего опыта. Я твердо осознаю, однако, различие между убеждением и истиной. Я не прошу каждого соглашаться с моим опытом, но только обдумать то, насколько представленные здесь мною формулировки согласуются с их собственным опытом.
Я не прошу прощения за умозрительный характер этой статьи. Есть время для теоретизирования и время для проверки доказательств. Мы надеемся на то, что постепенно некоторые из этих теоретических предположений, мнений и клинических предчувствий будут поставлены на действенную и прочную основу.
|
|
Литература
1. Maslow, A. H. Our maligned animal nature. Jour. of Psychol., 1949, 28, 273-278.
2. Montagu, A. On Being Human. New York: Henry Schuman, Inc., 1950.
3. Rogers, С. R. Client-Centered Therapy. Boston: Houghton Mifflin Co., 1951, Chapter IV, “The Process of Therapy”.
Что значит становиться личностью
Когда я работал в Центре консультирования Чикагского университета, у меня была возможность работать с людьми, которые обладали широким кругом личносптых проблем. Среди них был и студент, переживающий из-за возможного провала на экзаменах в колледже; и домохозяйка, недовольная своим замужеством; и человек, ощущающий, что он находится на грани нервного расстройства или психоза; и ответственный работник, который большую часть своего времени проводит, предаваясь сексуальным фантазиям, и не справляется с работой; и студент-отличник, успевающий лучше всех в группе, но парализованный убеждением в своей безнадежной несостоятельности; и родитель, уставший от поведения своего ребенка; и общительная девушка, впадающая в беспричинную черную депрессию; и женщина, которая боится, что любовь и жизнь проходят мимо нее, а ее успехи в учебе — лишь слабое утешение; и человек, убежденный в том, что все мощные злые силы объединились вокруг него. Я могу продолжить этот список, содержащий множество различных уникальных проблем, с которыми приходят люди. Это полнота жизненного опыта. Однако для консультанта нет ничего приятного в перечислении этих жалоб. Я знаю, что проблема, заявленная на первой беседе, не является той же самой через два-три часа, а к десятой беседе это будет уже совсем другая проблема или серия проблем.
Но тем не менее я приобрел таеренность в том, что вопреки этому приводящему в замешательство горизонтальному многообразию и вертикальньы слоям различных затруднений скорее всего существует только одна проблема. Опираясь на опыт многих клиентов во время терапевтических отношений, которые мы пытаемся для них создать, я обнаружил, что каждый из них поднимает один и тот же вопрос. Под уровнем проблемной ситуации, на которую жалуется клиент — за сложностями с учебой, с женой, с работодателем, за собственным не поддающимся контролю странным поведением, за собственными пугающими чувствами, — лежит основной поиск клиента. Мне кажется, что где-то в глубине каждый человек задается вопросом: “Кто же я в действительности? Как я могу прикоснуться к этому истинному Я, лежащему в основе всего моего внешнего поведения? Как я могу стать собой?”
Процесс становления. Проникновение под маску
Позвольте мне попытаться объяснить, что я имею в виду, когда говорю, что существует цель, которой индивид больше всего хочет достичь, которой он сознательно или несознательно добивается. Эта цель заключается в том, чтобы стать самим собой. Если ко мне приходит человек, озадаченный уникальной комбинацией своих проблем, то я понимаю, что стоит попробовать создать безопасные и свободные взаимоотношения. Моя цель — понять, как он чувствует себя в своем внутреннем мире; принять его таким, какой он есть; создать атмосферу свободы. в которой он сможет продвинуться в своих чувствах, мыслях и образе жизни в любом направлении, каком только захочет. Как он использует эту свободу?
По моему опыту он использует это, чтобы все больше и больше становиться собой. Он начинает отбрасывать фальшивое поведение, маски, роли, с которыми встречает жизнь. Он, оказывается, пытается найти нечто основное, чтобы в большей степени стать собой, В первую очередь он снимает те маски, которые он сознательно использует. Одна молодая девушка-студентка описывала в консультационной беседе одну из масок, которую использовала, и свои сомнения по поводу того, есть ли под этим внешним умиротворением и очарованием настоящее Я со своими убеждениями.
“Я думала о соответствии нормам. Я как бы разработала что-то вроде умения, я думаю... ну... привычка... пытаться сделать так, чтобы окружающие меня люди чувствовали себя легко, или вести себя так, чтобы дела шли гладко. Миротворец нужен всегда, как масло внутри механизма. На встречах, или на вечеринках, или где-то еще — я способствовала тому, чтобы все шло гладко и чтобы всем казалось, что мы хорошо проводим время. Но иногда я удивлялась себе, если принимала противоположную своей точку зрения, понимая, что человек, придерживающийся ее, обидится, если я этого не сделаю. Иначе говоря, я просто никогда... я имею в виду, я никогда не была уверена в чем-то. Сейчас мне кажется, что причина, по которой я это делала, исходит из моего дома. Я никогда не вставала на защиту своих убеждений и сейчас не знаю, есть ли они у меня, чтобы их защищать. Если честно, я не была собой, я не знала, что является моим настоящим Я, и я просто играла свою роль фальшиво”.
В этом отрывке вы можете увидеть, как она проверяет маску, которую использует, осознавая свое неудовлетворение и рассуждая, как добраться до глубинного настоящего Я, если таковое существует.
В попытках раскрыть свое собственное Я клиент обычно использует отношения, чтобы исследовать, проверять различные аспекты своего опыта, осознавать и сталкиваться с глубокими противоречиями, которые он часто обнаруживает. Он понимает, насколько его поведение и даже чувства, являются неискренними, исходящими не из естественных движений его организма, а только фасадом, внешностью, за которой он прячется. Он открывает то, как сильно руководствуется в жизни представлениями о том, каким должен быть, а не тем, кто он есть в действительности.
Часто он приходит к выводу, что существует только как ответ на требования других, что у него нет собственного Я, что он только пытается чувствовать, думать, вести себя так, как, по мнению других, он обязан себя вести, думать и чувствовать.
В связи с этим я был поражен, обнаружив, как датский философ Серен Кьеркегор (Seren Kierkegaard) с острой психологической проницательностью обрисовал дилемму индивидуальности больше века назад. Он подчеркнул, что обычное отчаяние — это отчаяние из-за отсутствия выбора или желания быть собой; но самая глубокая форма отчаяния — это решение “быть другим, а не собой”. С другой стороны, “желать быть тем Я, которое истинно, абсолютно противоположно отчаянию”, и за этот выбор человек несет огромную ответственность, Когда я читал его работы, меня не покидало ощущение, что он, должно быть, слышал высказывания наших клиентов в то время, когда они искали и исследовали реальность своего Я — зачастую это был болезненный и сложный поиск.
Этот поиск становится еще более волнующим, когда клиенты вовлекаются в отказ от фальшивых масок, о которых раньше не знали, что они фальшивые. В этом пугающем поиске они начинают исследовать свои чувства, бушующие и иногда жестокие. Снятие маски, которую вы считали частью своего настоящего Я, очень тревожит, даже если есть свобода думать, чувствовать и быть и если индивид все ближе подходит к цели. Это может проиллюстрировать выдержка из речи женщины, завершившей серию бесед. Она использует много метафор, когда рассказывает, как боролась за проникновение к сущности своего Я.
“Глядя на это сейчас, я понимаю, что как будто снимала защиту слой за слоем. Я строила их, проверяла, а потом выкинула, потому что вы не изменялись. Я не знала, что находится на дне меня, и очень боялась это найти, но мне надо было продолжать искать. Сперва я ничего не чувствовала внутри себя — только огромную пустоту, где мне нужно было и хотелось найти твердую сущность. Затем я начала чувствовать, что сталкиваюсь с твердой каменной стеной, слишком высокой, чтобы перелезть, и слишком плотной, чтобы пройти насквозь. Однажды стена стала полупрозрачной, а не плотной. А после этого она стала вроде бы исчезать, но за ней я обнаружила дамбу, сдерживающую бурлящие воды насилия. Я чувствовала, что если вновь попытаюсь сдержать силу этих вод или открою хотя бы небольшое отверстие, то я и все вокруг будет разрушено надвигающимся стремительным потоком чувств, которые представлены в виде воды. В результате я не смогла больше сдержать это и выпустила поток. И я действительно поддалась совершенной и полной жалости к себе, потом ненависти и затем — любви. После такого опыта я чувствовала, что перескочила через край пропасти и оказалась в безопасности на другой стороне, вместо того чтобы качаться на краю. Я не знаю, что ищу и куда иду, но я чувствую, что живу по-настоящему, как никогда, и что двигаюсь вперед”.
Я уверен, что этот отрывок довольно хорошо демонстрирует чувства многих индивидов: если фальшивая внешность, стена, дамба не выдержат, то все будет уничтожено напором чувств, которые удерживались в этом внутреннем мире. Однако этот отрывок также иллюстрирует непреодолимую потребность, которую испытывают индивиды в поиске и становлении своего Я. Также он показывает способ, с помощью которого индивид организует свою внутреннюю реальность, — когда он полностью переживает ощущения, которые открываются ему на органическом уровне (как эта клиентка переживала жалость к себе, ненависть, любовь, а потом уверенность в том, что она является частью своего реального Я).
Переживание чувств
Я бы хотел еще раз поговорить об этом переживании чувств. На самом деле — это открытие неизвестных элементов Я. Тот феномен, который я пытаюсь описать, очень сложно понять когнитивным способом. В нашей повседневной жизни существует тысяча и одна причина для того, чтобы полностью не переживать свои отношения, причины из прошлого и настоящего, причины, коренящиеся в социальном окружении. Переживать их полноценно и свободно кажется слишком опасным, несущим в себе потенциальное разрушение. Но в безопасных и свободных терапевтических отношениях они могут быть пережиты полноценно — такими, какие они есть.
Они могут переживаться и переживаются, как мне хочется думать, “в чистом виде”, так что в определенный момент человек может быть своим страхом, злобой, нежностью или чем-то еще.
Наверное, я смогу разъяснить это, снова проиллюстрировав примером, который покажет и выразит то, что я имею в виду. Молодой человек, аспирант, находящийся глубоко в процессе психотерапии, был сильно озадачен смутным чувством, которое он ощутил в себе. Он постепенно обозначил его как какое-то пугающее чувство, страх провала, неполучение ученой степени. Потом была долгая пауза. С этого момента мы посмотрим запись беседы.
Клиент: Я как бы позволил этому дойти до меня. Но еще я связываю это с вами и с нашими отношениями. И есть еще, что я чувствую, это страх уйти; или по-другому... слишком тяжело уловить... похоже на два разных чувства. Или два “меня*. Один боится — тот, который держится за что-то, и его я могу довольно ясно почувствовать прямо сейчас. Вы знаете, мне, похоже, нужно за что-то держаться... и я как бы боюсь.
Терапевт: Угу. Это то, что вы можете чувствовать в данную минуту и чувствовали и чувствуете именно в наших взаимоотношениях.
Клиент: Неужели вы не разрешите мне это, потому что, вы знаете, мне, похоже, это нужно. Мне так одиноко и страшно без этого.
Терапевт: Угу. Угу. Дайте мне держаться за это, потому что мне будет жутко страшно, если я этого не сделаю. Разрешите мне ухватиться за это. (Пауза.)
Клиент: Это как бы одно и то же — не могли бы вы разрешить мне иметь диссертацию или ученую степень, так что... Потому что мне, похоже, нужен этот маленький мирок. Я имею в виду...
Терапевт: В обоих случаях это похоже на мольбу, не правда ли? Позвольте мне иметь это, потому что я очень сильно в этом нуждаюсь. Я буду жутко напуган, если у меня не будет этого. (Долгая пауза.)
Клиент: Я меня чувство... Я как-то не могу идти дальше... Это похоже на хнычущего мальчика, как бы даже... Что это за жест — мольба? (Складывает свои руки в мольбе.) Разве не смешно? Потому что...
Терапевт: Вы сложили свои руки, как при мольбе.
Клиент: Да, точно! Как бы, не сделаете ли вы это для меня?.. О, это ужасно! Кто я, умоляю?
Возможно, этот отрывок передаст немногое из того, о чем я здесь говорил, — переживание чувства до его предела. Здесь, на данный момент, присутствует переживание себя просто как хнычущего маленького мальчика — молящего, просящего, зависимого. На тот момент он был только этой мольбой. Но мы уверены в том, что почти сразу он отступил от этого переживания, сказав: “Кто я, умоляю?” — но это оставило свой отпечаток. Моментом позже он сказал: “Это такое изумительное чувство — ощущать, как новое выходит из меня. Это всякий раз сильно удивляет меня, и снова это чувство, похожее на страх того, что во мне слишком много всяких вещей, что я, возможно, что-то из них скрываю”. Он осознает, что переполнен. В тот момент он стал своей зависимостью, и его поражает то, как это с ним произошло.
Он сполна испытал не только зависимость. Это может быть боль, или грусть, или зависть, или разрушительная злоба, или сильное влечение, или уверенность и гордость, или чуткая нежность, или безграничная любовь. Это может быть любая эмоция, на которую способен человек.
То, что я здесь представил, показывает, что в такой момент индивид начинает быть тем, кто он есть. Когда человек на протяжении терапии переживает все эмоции, органично возникающие в нем, и переживает их в сознательной и открытой форме, он открывает себя во всем богатстве, что существует внутри него. Тогда он стал тем, кто он есть.
Раскрытие себя в опыте
Давайте рассмотрим, что значит стать кем-то. Это наиболее запутанный вопрос, и я снова попытаюсь извлечь возможный ответ из высказываний клиентки, которые записаны между беседами. Она рассказывает, как различные фасады, за которыми она жила когда-то, помялись и разрушились, принеся ощущение растерянности, а вместе с тем чувство облегчения. Она продолжала:
“Вы знаете, кажется, что все усилия, направленные на поддержание поведения по условному образцу, были абсолютно бесполезны — излишнее расточительство. Вы думаете, что вам самим надо составить образ, но кусочков слишком много, и слишком трудно поставить их по местам. Иногда расставляешь их неправильно, и чем сильнее эта неправильность выражена, тем больше требуется усилий, чтобы расположить их в правильном порядке, до тех пор пока вы настолько не устанете, что даже самый ужасный конфуз будет намного лучше, чем попытки продолжать дальше удерживать этот образ. Потом вы открываете, что после встряски кусочки, если их оставить в покое, совершенно естественно падают по своим местам, и жизнеспособный образ появляется вообще без всяких усилий с вашей стороны. Ваша работа состоит в том, чтобы это открыть, и именно поэтому вы найдете свое Я и свое собственное место. Вы должны только позволить собственному опыту раскрыть вам свое значение; а в тот момент, когда вы укажете ему его значение, вы сразу окажетесь в состоянии войны с самим собой”.
Давайте попробуем рассмотреть ее поэтическое описание и переведем его в смыслы, имеющие для меня значение. Я уверен, что она говорит: быть собой — значит найти образ, основные закономерности, которые существуют в непрерывном меняющемся потоке своего опыта. Быть собой означает не пытаться организовать свой опыт в виде маски или несуществующей структуры, а открыть единство и гармонию, которые присутствуют в своих собственных актуальных чувствах и реакциях. Это значит, что настоящее Я есть то, которое может быть уютно раскрыто в своем опыте, а не то, что навязывается сверху.
Приводя отрывки высказываний этих клиентов, я пытался предположить, что происходит в содействующих терапевтических отношениях тепла и понимания. Кажется, что постепенно и болезненно индивид исследует, что лежит за маской, которую он показывает миру, а иногда и за маской, которая вводит в заблуждение его самого. Глубоко и зачастую отчетливо он переживает различные стороны себя, которые были спрятаны внутри. Таким образом, он все больше и больше становится собой — не внешним постоянным фасадом, обращенным к другим, не циничным отрицанием всех чувств, не маской рационального интеллекта, а живым, дышащим, чувствующим, меняющимся процессом — короче, он становится личностью.
Личность, которая появляется
Я представляю, что многие из вас задают вопрос: “А какой личностью он становится? Недостаточно сказать только то, что он отбрасывает маски. Какая личность под этим скрывается?” С позиции очевидного факта, заключающегося в том, что любой индивид стремится стать независимой, особой и уникальной личностью, ответить будет нелегко. Тем не менее я бы хотел выделить несколько характерных тенденций, которые вижу здесь. Ни одна личность полностью этих характеристик не проявляет, ни одна личность полностью не оправдывает того определения, которое я дам, но я действительно вижу определенные правила, которые могут быть выработаны и основаны на моем опыте участия в психотерапевтических отношениях со многими клиентами.
Открытость опыту
Во-первых, скажу, что в этом процессе индивид становится более открытым своему опыту. Это утверждение имеет для меня большое значение. Оно — противоположность защите. Психологические исследования показали, что если наша сенсорная информация расходится с нашей картиной Я, тогда эта информация искажается. Другими словами, мы можем видеть не все свои чувственные реакции, а только те, которые соответствуют нашей картине Я.
Сейчас, в описываемых мною безопасных отношениях, такая защита, или ригидность, стремится к замене на возрастающую открытость опыту. Я пытался описать, что человек начинает более открыто осознавать свои собственные чувства и отношения, существующие на органическом уровне. Он также начинает в большей степени осознавать ту реальность, которая существует вне него, вместо того чтобы воспринимать ее в заранее заданных категориях. Он видит, что не все деревья — зеленые, не все мужчины — суровые отцы, не все женщины отказывают, не всякий неудачный опыт говорит о его несостоятельности и тому подобное. Он способен принять во внимание новую ситуацию такой, какова она в действительности, а не искажать ее в соответствии с уже устоявшимися образами. Можно предположить, что эта возрастающая способность быть открытым опыту делает его намного более реалистичным во взаимодействии с новыми людьми, новыми ситуациями, новыми проблемами. Значит, его убеждения не ригвдны, и он может допускать дву смысленность. Он может получать много противоположной информации, насильно не закрываясь от ситуации. Такая открытость сознания тому, что существует в данный момент в себе и в настоящей ситуации, я уверен, является важным элементом в описании личности, возникающей в терапии.
Наверное, я могу придать этой концепции более четкий смысл, если проиллюстрирую ее записью беседы. Молодой специалист в сорок восьмой беседе рассказывает о том, как он стал более открыт некоторым своим телесным и другим ощущениям.
Клиент: Я не думаю, что каждый может рассказать обо всех изменениях, которые он чувствует. Но я на самом деле недавно ощутил, что должен больше уважать, с большей объективностью относиться к своим физическим составляющим. Я имею в виду, я не ожидал слишком многого от себя. Вот как это происходит: я чувствую, что в прошлом привык бороться с усталостью после ужина. Ну, а сейчас я чувствую уверенность, что действительно устал, а не придумываю себе усталости, что я просто нахожусь на физически низком уровне. Кажется, что я просто постоянно осуждал свою усталость.
Терапевт: Итак, вы можете позволить себе быть усталым, вместо того, чтобы продолжать чувствовать и усталость, и осуждение ее.
Клиент: Да, что я не должен уставать или что-то вроде этого. Но кажется, что можно быть твердо уверенным, что можно просто не бороться с этой усталостью, и вместе с этим приходит реальное чувство, что я должен снизить темп жизни. Поэтому быть усталым уже не так страшно. Я думаю, что могу связать то, почему я не должен был так себя вести, с тем, что думает по этому поводу мой отец. Например, если я заболел и сказал ему, что болен, то внешне будет казаться, что он хочет мне помочь, но в то же время он подумает: “Ох, черт возьми, еще одна неприятность”. Вы знаете, что-то вроде этого.
Терапевт: Как будто в том, что вы заболели, есть что-то досадное.
Клиент: Да, я уверен, что мой отец относится к телу с таким же неуважением, как и я. Недавно, прошлым летом, я вывихнул что-то в позвоночнике, потянул его. Это была в первое время действительно постоянная боль, очень острая. Меня осмотрел доктор и сказал, что это не очень серьезно, это должно пройти само собой, если я не буду много наклоняться. Ну, это произошло несколько месяцев назад... и я недавно стал замечать, что... черт, это действительно больно и это до сих пор там... и это не моя вина.
Терапевт: Это вовсе не доказывает, что вы плохой...
Клиент: Нет... и одна из причин, мне кажется, почему я устаю больше, чем должен, это из-за постоянной нагрузки, и таким образом... я уже договорился о приеме у доктора в госпитале, где он меня осмотрит, сделает рентген или что-то в этом роде. В этом случае, я догадываюсь, вы можете сказать, что я просто стал вернее чувствовать... или быть объективней к таким вещам... И это действительно глубокий сдвиг, я бы сказал, и, конечно, мои отношения с моей женой и с двумя детьми... ну, их просто не узнаешь, если посмотреть на меня со стороны... как вы это делаете... я имею в виду... кажется, просто нет ничего прекраснее, чем по-настоящему и искренне... по-настоящему испытывать любовь к своим собственным детям и в то же время получать ее. Я не знаю, как это выразить. У нас так возросло уважение... у нас двоих — к Джуди... и мы только заметили... как мы участвуем в этом... мы заметили в ней огромное изменение... это, кажется, очень глубокая вещь.