Одной из острейших проблем развития сферы услуг населению являются проблемы финансирования и поддержки предприятий соответствующих отраслей. Привлечение инвестиций на цели развития сферы услуг в регионах в условиях резкого сокращения возможностей бюджетного финансирования предполагает необходимость поиска качественно новых методов и механизмов организации этой работы, адекватных экономической ситуации в стране.
Управление финансами предприятия, можно определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли.
Финансовый менеджмент является важной областью управленческой деятельности, направленной на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществления воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. Успешность данной деятельности во многом определяет финансово-экономическую устойчивость предприятия.
|
|
Различают два типа функций финансового менеджмента: функция объекта управления и функции субъекта управления.
К функциям объекта управления относятся: организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами (ценностями), снабжение основными и оборотными фондами (т.е. оборудованием, сырьем, материально-техническим обеспечением), организация финансовой работы и.т.д.
К функциям субъекта управления относят общий вид деятельности, складывающейся из сбора, систематизации, передачи и хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду. Этот вид деятельности основывается на таких функциях, как планирование, прогнозирование или предвидение, организация, регулирование, координирование и контроль.
Планирование в управление финансами предприятия сферы платных услуг играет существенную роль. Для того чтобы начать производственный цикл, необходимо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов от реализации услуг и дополнительных видов деятельности, эффективного использования финансовых ресурсов. В ходе планирования субъект управления всесторонне оценивает финансовое состояние предприятия, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использован.
Управленческие решения в процессе планирования финансов предприятия сферы услуг принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной и базироваться на бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности.
|
|
Основные задачи финансового управления на предприятии сферы услуг:
1. Определение потребностей предприятия в финансовых ресурсах с целью реализации наиболее эффективных инвестиционных проектов по оказанию услуг населению.
2. Анализ альтернативных источников финансирования, их оценка и использование оптимальной структуры собственных и заемных средств предприятия на данном этапе.
3. Обеспечение своевременного получения финансовых средств из выбранных источников.
4. Оптимизация доходов предприятия как от основной деятельности оказания услуг населению, так и за счет дополнительных видов деятельности.
5. Наиболее эффективное применение полученных финансовых ресурсов, т.е. грамотное использование основного и оборотного капитала в процессе оказания услуг.
6. Планирование обеспечения устойчивого роста предприятия при использовании различных методов предотвращения банкротства или развала предприятия.
7. Осуществление взаимоотношений предприятия с банками. Налоговыми органами, страховыми компаниями, внебюджетными фондами и т.д.
8. Эффективность функционирования финансового менеджмента на предприятии сферы услуг во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка услуг и финансовой ситуации в регионе, финансового состояния самого предприятия как объекта управления, а также от комплексной увязки с функционированием, действиями методов и рычагов финансового механизма.
9. Для того чтобы обеспечить наилучшее осуществление функции финансового управления, иметь возможность находить верные пути решения управленческих задач и эффективно управлять финансами предприятия.
10. Управление финансами предприятия сферы услуг осуществляется при помощи финансового механизма, представляющего собой систему действия финансовых рычагов, которая выражается в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов предприятия сферы услуг.
Финансовые рычаги представляют собой некоторый прием действия финансовых методов. В качестве финансовых рычагов можно выделить прибыль от реализации услуг, доходы от всех видов деятельности, амортизационные отчисления, экономические фонды целеназначения, финансовые санкции, арендную плату, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды и т.п.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма предприятия, оказывающего населению платные услуги, включают законодательные акты, регламентирующие деятельность сферы в РФ и регионе: ОКУН, законы федерального и регионального уровня, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма предприятия сферы услуг образуют инструкции (санитарные, пожарные и др.), нормы (расхода материалов, времени оказания услуги и т.д.), нормативы, тарифные ставки, методические указания и.т.п.
Информационное обеспечение функционирования финансового |механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.
Для финансового управления наиболее важной является финансовая информация, в нее входит:
1. Осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, о курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т.п.
|
|
2. Сообщения о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектов и др.
Немаловажна для успешной финансовой работы предприятия и информация, получаемая в ходе маркетинговых исследований.
Для укрепления финансового состояния предприятий сферы платных услуг необходимо перестроить процесс их финансовой деятельности от начальной его стадии — финансового прогнозирования, до осуществления инвестиционной деятельности.
Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз объёмов реализации услуг и соответствующих ему расходов; конечной точкой и целью — расчёт потребностей во внешнем финансировании, который осуществляется в следующем порядке:
1. Составление прогноза объемов реализации статистическими и другими доступными методами.
2. Составление прогноза переменных затрат.
3. Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объёма реализации.
4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.
Существуют два главных метода финансового прогнозирования.
Один из них так называемый бюджетный — основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансового бизнес-плана. Второй метод - «метод процента от продаж» и методе формулы. Рекомендуется для предприятий сферы платных услуг.
Как правило, предприятия сферы услуг не ведут инвестиционной деятельности. Однако именно с помощью инвестиционной политики предприятия могут реализовать свои возможности к предвосхищению долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
В связи с тем, что инвестиции - протяженный во времени процесс возникает необходимость при анализе инвестиционных проектов учитывать:
1. Рискованность проектов, так как чем длительнее срок окупаемости тем рискованнее проект;
|
|
2. Временную стоимость денег, так как с течением времени деньги изменяют свою ценность;
3. Привлекательность проектов по сравнению с альтернативными возможностями вложения средств с точки зрения максимизации доходов и имущества акционеров предприятия при приемлемой степени риска, так как именно эта цель, в конечном счете, являет главной.
Анализ, рискованности проектов может иметь и самостоятельное значение, первые два требования как бы синтезируется, реализуясь в основных методах выбора наиболее привлекательных проектов. Так как в условиях частной конкуренции на рынке одним из важнейших направлений работы предприятий является их инвестиционная стратегия, инвестиционная стратегия представляет собой расширение вложений для увеличения доходов.
Реализация стратегия управления инвестиционным портфелем осуществляется с помощью следующих методов:
1. Уменьшения на основе контроля - при стабильном развитии на перспективу.
2. Основного финансового контроля.
3. Управления на основе экстраполяции (этот метод используется когда в перспективе будут обнаруживаться те же тенденции, что и в прошлом периоде).
4. Управления на основе разработки принципиально новых стратегий, когда возникают абсолютно новые тенденции развития на рынке ценных бумаг.
5. Управления на основе принятых оперативных решений (используется при чрезвычайных непредвиденных обстоятельств).
Основные факторы, определяющие цели инвестиционной политики предприятия сферы платных услуг, — это потребность в доходе и ликвидности, готовность руководства жертвовать доходностью ради уверенности в полной ликвидности и платежеспособности. Отклонение в ту или иную сторону означает либо нерациольное использование средств и отсутствие риска с минимум прибыли, либо стремление максимизировать прибыль любым путем, что в свою очередь ведет к увеличению риска. В данном случае риск не ограничивается инвестиционной деятельностью, и этот риск от операций с ценными бумагами можно уравновесить осторожной политикой в других областях. Так, например предприятие с относительно крупным резервом накопленного капитала может себе позволить большой риск в области инвестирования по сравнению с предприятием, располагающим меньшими накопленными средствами. Кроме того, предприятие, обладающее устойчивыми пассивами, может взять на себя больший риск, нежели предприятие, лишенное таких пассивов.
Таким образом, инвестиционная политика предприятия должна быть направлена на сбалансированное удовлетворение потребностей в ликвидных активах и в доходности инвестиций.
Финансовые ресурсы, предназначенные для развития производственного процесса, превращаются в капитал в денежной форме. Оборот денег осуществляется путем вложения их в предпринимательство, передачи в ссуду. Одним из основных направлений повышения активов предприятия являются капитальные вложения — затраты, направленные на строительство новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих основных фондов.
Правильная оценка предполагаемых капитальных вложений требует:
- ведения счетов, которое правильно отражает характер затрат на капитальные вложения, или капитальных затрат;
- региональной и систематической программы замены оборудования;
- детального бюджета капитальных затрат;
- сравнения различных вариантов капитальных вложений;
- подсчета годовой экономии в затратах;
- определения фактических результатов от проведения капитальных вложений.
Программа капитальных затрат требует:
• строгого контроля имеющихся в настоящее время средств производства. Тщательное изучение соответствующих стоимостных данных Может показать необходимость немедленной замены оборудования, даже если оборудование еще способно работать несколько лет;
• наличия соответствующих средств. Рациональное финансовое планирование важно для обеспечения достаточного капитала, когда необходимо финансировать капитальные затраты без ущерба долгосрочным финансовым планам предприятия.
Основной целью при оценке планов капитальных вложений является определение наиболее экономического проекта. Сравнивая возможные варианты капиталовложений, необходимо учитывать все относящиеся к ним затраты.