Применение субъективных вероятностей, т.е. субъективного представления о достоверности редких событий — одна из задач теории поддержки управленческих решений, которая в настоящее время слабо разработана.
Неантагонистический конфликт имеет место между сотрудниками разного уровня управления, включая и первое лицо, а также между сотрудниками, находящимися на одном уровне управления.
Сталкиваясь с неопределенностью обстановки и осознавая стохастичность процесса функционирования, каждый сотрудник вынужден создавать резерв ресурсов.
Этим утаённым резервом он может лично распоряжаться или влиять на его использование в интересах своего участка работы, причем объем этого резерва он, как правило, завышает, по сравнению со средними потребностями, и скрывает от вышестоящего начальника истинные, т.е. минимальные, требуемые объемы.
В противном случае вышестоящий начальник введёт резерв «внутрь» норматива (!!!), в чём не заинтересован подчинённый работник управления.
Так возникает незримый неантагонистический подчиненный, стремящийся завысить норматив расходования ресурсов, который начальник хочет сократить.
|
|
Что касается фактора времени то с ним связано с быстрое старение информации. Это выдвигает в ряд наиважнейших требований сокращение процедуры обоснования и принятия управленческих решений.
Часто важно принять, может быть, не самое лучшее по другим критериям решение, но зато вовремя.
Лекция 5
Методы оптимизации
Организационными системами управления мы назвали системы, обеспечивающие функционирование коллектива людей для достижения определенных целей. Таким образом, уже в самом определении организационной системы управления, предполагается целенаправленный характер ее функционирования.
Цель может быть достигнута только в том случае, если организационные процессы будут:
- эффективными, т.е. будут обеспечивать наилучшие результаты в расчете на единицу затрат соответствующих ресурсов;
- надёжными, т.е. гарантирующими осуществление процесса как такового;
- реализовываться без задержек, временных разрывов и не выходить за пределы временных границ;
- оперативными, а значит, быстро реагирующими на изменение обстановки;
- гибкими, то есть приспособленными к изменению оперативной ситуации, и реагирующими на них адекватно без потерь в качестве процесса.
Названные требования могут быть реализованы только в том случае, когда организационная система управления обладает устойчивостью, т.е. свойством системы сохранять некоторое свое качество в процессе управления при наличии возмущений.
|
|
Рассмотрим более подробно названные требования, применительно к организационному управлению.
Устойчивость — свойство процесса управления сохранять и восстанавливать свое качество в условиях внешних и внутренних возмущений. Применительно к организационным системам управления устойчивость — способность решать все задачи, требуемые обстановкой при целенаправленных внешних воздействиях. Она есть результат технической и функциональной устойчивости.
Техническая устойчивость — способность противостоять воздействиям технического характера с помощью технических средств.
Функциональная устойчивость — способность противостоять воздействиям социально-политического, экономического характера и другим нетехническим воздействиям, с помощью средств интеллектуального характера.
Таким образом, при оценке устойчивости необходимо установить показатели свойств процесса управления, значения которых необходимо сохранить, и определить степени влияния на эти показатели различных возмущений (воздействий окружающей среды, ошибок управленческого персонала и т. д.).
Устойчивость процесса может быть абсолютной, т.е. оцениваться по всем его свойствам, и относительной, когда оценка производится с помощью некоторого функционала, характеризующего одно из свойств исследуемого процесса.
Для оценки устойчивости необходимо указать такие ограничения, налагаемые на возмущения, при которых функционал будет сохранять свое конечное значение в некотором, вообще говоря, вероятностном смысле.