Эволюция философских представлений о природе

В античной философии природа трактуется как всеобъемлющее, организованное, закономерное и совершенное целое (Космос), живой организм, каждая часть которого имеет качественную специфику и подчинена гармонии целого. Человек (микрокосмос) – это органический компонент Космоса. Идея воздействия на любую часть природы воспринималась как нарушение ее гармонии. Тем самым, искусственное (созданное человеком) противопоставляется естественному (Космос). Познание Космоса считалось возможным только через умозрение, теоретическое созерцание. Рациональное познание мира – необходимое условие правильных отношений и действий человека. Идеалом, достойным мудреца, признается жизнь в согласии с законами природы.

В средние века природа рассматривается как продукт божественного творения, из нее изымается активное и творческое начало. Природа имеет более низкий статус, чем человек, поскольку только он наделен божественным компонентом – душой. Нередко природа трактуется как источник зла, а жизнь человека – как борьба души с греховными природно-телесными страстями. Такое воззрение служило оправданием насильственного отношения к природе как неодушевленной и противостоящей человеку реальности. При этом все больше акцентируется внимание на господстве человека над природой, а идея его ответственности отходит на второй план.

В средневековой культуре сохраняется противопоставление естественного искусственному как тварного божественного и тварного человеческого. Однако здесь содержалась и потенциальная возможность перехода к иному пониманию природы, связанная с трактовкой природы и человека как творения Бога. Определение природы как божественного творения открывало путь для поиска в ней рационального начала, позволяло истолковать познание природы как попытку раскрыть заключенный в ней божественный план. Трактовка человека как образа и подобия Бога позволяла интерпретировать человеческую деятельность как своеобразное и несовершенное, но продолжение божественного деяния. Все это создавало предпосылки и стимулы для развития естествознания (физики, биологии, астрономии).

В эпоху Возрождения усиливается интерес к натурфилософии – учению о рациональном постижении целостности природы и ее первоначал, уровней и многообразных форм. Ренессансная натурфилософия пересматривает средневековое отношение к природе, как инертному и несамостоятельному началу и трактует ее с позиции пантеизма (от гр. все и бог) – концепции вечного порождения природы безличным Богом, который полностью отождествляется с ней. Человек открывает в природе красоту и начинает видеть в ней источник радости и наслаждения в противовес суровому христианскому аскетизму.

В философии Возрождения христианское вероучение о сотворении мира Богом получает особое истолкование. По отношению к божественному разуму, создавшему мир, природа есть искусственное. Деятельность человека интерпретируется как специфическое подобие актов творения в малых масштабах. В период Реформации эта идея получает развитие в протестантской теологии, согласно которой служение Богу состоит не только в молитве и обрядах, но, в первую очередь, в мирской деятельности человека, его созидающих делах.

В Новое время основанием человеческой деятельности становится копирование природы, раскрытие в ней разумного начала (законов). В результате ценность искусственного и естественного уравниваются, разумное изменение природы выступает не как нечто противоречащее ей, а как согласующееся с ее естественным устройством. Отсюда возникает принципиально новая идея возможности ставить вопросы природе и получать на них ответы путем активного преобразования природных объектов.

Природа рассматривается как сочетание качественно различных вещей, но которые имеют определенное свойство однородности, подчиняются четким законам, общим для различных видов отдельных объектов. Законы обнаруживаются при изменениях состояния объектов, поэтому экспериментируя с ними, погружая их в разные условия, мы получаем метод познания законов природы.

Идеи принципиального сходства искусственного и естественного как проявления действия одних и тех же законов природы и возможности математического описания этих законов были базой для возникновения новоевропейского естествознания. Природа превращается в поле интенсивной преобразовательной деятельности человека, провозглашается идея покорения природы и ее безграничного преобразования. Такое проективно-потребительское восприятие природы вытекало из всей системы производственных и общественных отношений формирующегося капиталистического общества.

Во второй половине ХХ в. возрастание научно-технической мощи общества приводит к осознанию опасности ее бесконтрольного и неограниченного применения. В результате в отношениях человека к природе начинает усиливаться момент ответственности, разумности и гуманности, что приводит к глубочайшим изменениям самого характера природопреобразующей деятельности человека, ее направлений и методов осуществления.

3. Экологическая проблема:
сущность и пути разрешения

Доминировавшее до середины ХХ в. технократическое отношение к природе как к «мертвому механизму», который можно разделять и осваивать по частям, преобразовывать и подчинять человеку, привело к возникновению глобальной экологической проблемы. Ее сущность составляет вопрос о границах исчерпаемости природных ресурсов и возможностях восстановительных процессов природы противостоять стихийным последствиям деятельности общества, разрушающим естественные условия человеческого существования. При этом социальная обусловленность и опосредованность экологической проблемы (учет исторических типов взаимодействия природы и общества) имеет принципиальное значение для понимания ее сути и поисков ее разрешения.

В этой связи большую актуальность приобретает учение о ноосфере, которое разрабатываливыдающийся российский ученый В.И. Вернадский, а позднее известный французский антрополог и теолог Тейяр де Шарден.

В.И. Вернадский был первым, кто понял глубокую взаимосвязь природы и общества. Его концепция ноосферы опирается на результаты исследований эволюции биосферы и роли живого вещества в изменении верхней оболочки Земли. В процессе космической эволюции происходит непрерывный рост разнообразия и сложности организации форм существования материи, возникают жизнь и человек. Развитие человека и его разума на определенной фазе эволюции Вселенной начинает оказывать все более усиливающееся воздействие на природные явления. Тем самым, существует не только прямая, но и обратная связь между Человеком и Природой. В начале XX в. русский ученый приходит к выводу о превращении человечества в основную геологообразующую силу планеты, важнейший фактор новой организации ее природных процессов. Поэтому теперь уже нельзя рассматривать отдельно проблемы человека и природы, связь «человек–природа–человек» становится решающей в судьбе современной цивилизации.

Ядром учения о ноосфере является тезис: на определенном этапе развития общества человечеству придется взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию Вселенной – это необходимое условие выживания человечества. Таким образом, в человеке, как одном из своих компонентов, Вселенная обрела способность оценивать свое состояние, познать законы собственного развития, ставить цели этому развитию и влиять на свои изменения. Использование ресурсов природы людьми и ее преобразование будет и дальше продолжаться, но это влияние должно контролироваться разумом. Становление коллективного Разума порождает принципиальную возможность обеспечения стабильности системы «биосфера–человек». Человечество должно научиться соизмерять свои потребности с требованиями природы, в разумных пределах и строго дозировано воздействовать на биосферу, удовлетворяя свои запросы. В этом и состоит смысл перехода биосферы в новое качественное состояние – ноосферу, эпоху направляемой коллективным Разумом эволюции Земли, такой деятельности людей, которая обеспечивает согласованное (коэволюционное) и гармоничное развитие общества и природы. Условием реализации этого перехода является объединение человечества в планетарное сообщество и его духовное развитие, основанное на органической целостности Космоса, интеграции рационального и нравственного начал.

В концепции ноосферы Тейяра де Шардена человек также рассматривается в неразрывной связи с природой и одновременно как существо, обладающее своим особым духовным миром, способное изменить ход эволюции природы. В процессе развития и усложнения мира разум человека усиливает свое влияние на жизнь общества и природы. Наконец, наступает момент, когда роль разума становится определяющей для судьбы Человечества и Природы – осуществляется постепенный переход биосферы в ноосферу (сферу разума). Согласно Тейяру де Шардену, в будущем общество неизбежно придет к некому финальному состоянию (сверхжизни), когда все противоречия и различия между людьми, между человеком и природой исчезнут, человечество сольется с Природой и Богом в единое целое.

Представление о человеке как результате космической эволюции находит все большее подтверждение в современной науке. Одним из принципов современной космологии и физики является антропный принцип
(Б. Картер, Дж. Уилер), который фиксирует связь между определенным набором физических постоянных Вселенной и существованием в ней человека. Согласно антропному принципу, появление человека во Вселенной неслучайно, а есть результат тончайшей подгонки друг к другу универсальных физических констант Вселенной (скорость света, гравитационная постоянная и др.). Даже самые незначительные изменения этих параметров (сотые доли процента) могут качественно изменить свойства планеты и характер всех процессов, протекающих на Земле. Если дальнейшее развитие общества будет носить стихийный характер, а нагрузки на биосферу будут возрастать неконтролируемым образом, то параметры планеты могут выйти за свои критические значения, это приведет к ее полной перестройке, и она сделается непригодной для жизни людей.

Положения ноосферной концепции согласуются с современными научными представлениями о природе. Природа начинает рассматриваться как целостный живой организм, преобразование которого человеком возможно только в четко определенных границах. В современной научной картине мира в рамках синергетики как междисциплинарного направления, изучающего закономерности самоорганизации сложных саморегулирующихся систем, формируется новое понимание взаимосвязи частей и целого и согласованности их изменений. В сложных исторически развивающихся человекоразмерных системах (биосфера, «человек–компьютерная сеть», «человек–техническое устройство–экологическая среда», объекты генной инженерии и др.), особую роль играют несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. Они прослеживаются в самых различных саморегулирующихся системах (плазма, клетка, стадо, семья, нация, государство).

Кооперативные свойства выступают главным фактором формирования саморегулирующихся систем, благодаря которому система переходит от одного состояния самоорганизации к другому. В результате возникает система, обладающая качественно новыми свойствами, которые нельзя предсказать заранее, потому что их невозможно вывести как следствие из свойств, составляющих ее частей. Например, свойства атома невыводимы из свойств электрона и протона, а зависимость плотности воды от температуры – из свойств кислорода и водорода. Поэтому в ходе контактов с такими системами человек должен учитывать, что в результате действия кооперативных эффектов система может непредсказуемо порождать новые структуры при минимальном внешнем воздействии, в первую очередь, если она находится в состоянии неустойчивости.

Не отказываясь от объективного исследования сложных саморазвивающихся систем, человек вынужден применять особые стратегии деятельности, учитывающие их специфику. Принципиальная невозможность точно просчитать будущие траектории развития системы в точках бифуркации (критическое состояние системы с набором вариантов дальнейшего развития, которые она сама выбирает) каждый раз ставит перед человеком проблему выбора. Важно не попасть в опасные для человека траектории, блокировать негативные сценарии развития системы. При этом ориентирами служат уже не столько знания о возможных движениях системы (в принципе, такой информации о состояниях бифуркации нет), сколько ценности и нравственные принципы («не навреди, не убий»), предостерегающие человека от непродуманных и нежелательных действий.

Данный подход во многом перекликается с мировоззренческими идеями восточных культур о Вселенной как едином организме, в котором все элементы равноправны и взаимосвязаны (принцип «одно во всем и все в одном»).
В отличие от западной культуры, восточные культуры опираются на идеи единства истины и нравственности в познании и практике, резонанса человеческих поступков и природных явлений. Так, в Древнем Китае считалось, что для того чтобы истина открылась человеку, ему необходимо нравственное воспитание. Исходя из идеи резонансной связи частей Космоса как целостного организма, стихийные бедствия воспринимались как свидетельство неправильного поведения властителя.

Новое понимание природы стимулировало появление новых идеалов отношения человека к природе, которые претендуют на роль духовных оснований для решения глобальных проблем. Они разрабатываются в ходе процесса формирования нового экологического сознания (Э. Ласло, А. Наес, О. Леопольд Э.Уилсон, У. Андерсон и др.) и включают идеи:

· преобразования самой структуры нашего «Я» и освоения им способов расширения, углубления и слияния с природой (глубинная экология);

· налаживания сотрудничества человека с природой и расширения ее возможностей (персоналистическая экология);

· необходимости изучения различных форм социальности в животном мире и разработку на этой основе биополитики (социобиология);

· повышения индивидуальной ответственности каждого человека за здоровье Земли (биосферная этика).

Одновременно с развитием нового этического взгляда на мир в рамках традиционных религий (христианство, ислам) выдвигаются программы конструирования такого мировоззрения, в котором находит реализацию идеал ответственного человека перед природой, неразрывной связи с ней, понимание деятельности человека не как противостоящей природе, а как естественное продолжение природных процессов (Л. Уайт, Р. Аттфилд и др.).

Стержнем новой системы ценностей, призванной обеспечить будущее безопасное развитие человечества, должны стать экологический и нравственный императивы. Экологический императив требует умения соизмерять потребности человечества с возможностями природы, четкое осознание человечеством пределов своего воздействия на природу, нарушение которых может привести к дестабилизации положения Вселенной, переходу ее в иное состояние и гибели человечества.

Экологический императив затрагивает целые страны и регионы, все мировое сообщество. Как показывает исторический опыт, чисто рыночные механизмы мировой экономики приводят к неизбежным кризисам. Отсюда возникает необходимость целенаправленного вмешательства в производственную деятельность глобального масштаба при одновременном существовании общепланетарного рынка. Возможность сознательного влияния на характер процессов развития общества подразумевает поиск способов, позволяющих человечеству не перейти «запретной черты» в отношениях с природой. Именно здесь огромное значение приобретает наука, которой предстоит определить допустимые нагрузки на биосферу, вызывающие непредсказуемые изменения окружающей среды. Так, сегодня известно, что повышение температуры атмосферы на 4–6 градусов приведет к необратимому таянию ледников Арктики и Антарктики, перестройки атмосферной циркуляции, структуры океанических течений, а значит и условий жизни на Земле в целом. Известно, что ядерный конфликт невозможен: его закономерным финалом будет гибель человеческой цивилизации, а может быть и всех высших животных и растений

Экологический императив может реализоваться только на основе нравственного императива, который требует от человечества умения преодолевать любые противоречия мирным путем. Мировое сообщество, группы людей, отдельный индивид должны научиться ненасильственно разрешать любые конфликты, находить разумные компромиссы, когда каждому будет выгодно поступиться частью собственных интересов во имя интересов общества и человечества в целом. В будущем человечество не сможет обойтись без рациональной организации общества, которая в качестве ключевого элемента своей структуры включает «институты согласия и диалога», способные формировать систему правил и процедур для отыскания устойчивых компромиссов и форм кооперации, сотрудничества и взаимодействия.

Обеспечение экологического императива в известном смысле противоречит самим свойствам человеческой природы (эгоизму, жестокости, жажде власти и т.д.), которые фактически не соответствуют вызовам современной эпохи. В век информационных технологий и космоса религиозная нетерпимость, национализм и фундаментализм, международный терроризм, рост преступности, духовная деградация выступают главными преградами на пути утверждения принципов коэволюции. Необходима кардинальная перестройка ценностных приоритетов человека, обретение каждым человеком новой культуры, воспитание у него способности мыслить не категориями только своего индивидуального существования, а ощущать себя частью планетарного сообщества, судьба которого зависит в той или иной мере от каждого живущего на Земле.

Только через глобальное международное сотрудничество, диалог различных культур возможно создание единой и экологически обоснованной программы переориентации научно-технического прогресса современной цивилизации. Не остановка развития человечества, а точно согласованное развитие человека и природы в их неразрывном единстве – главный путь решения экологической проблемы, а значит, и обеспечения будущего человеческого рода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: