1. Природа – это:
а) ближайшее окружение человека;
б) все созданное человеком;
в) естественные условия существования человека;
г) объект человеческой деятельности;
д) то, что противостоит интересам и целям человека.
2. Географический детерминизм рассматривает природу как:
а) естественную среду обитания;
б) второстепенный фактор эволюции общества;
в) главную причину человеческого развития;
г) объект деятельности людей;
д) противостоящую индивиду реальность.
3. Сущностью пантеизма выступает:
а) отождествление человека и природы;
б) противопоставление природы и общества;
в) объединение человека, природы и Бога;
г) оппозиция человека и Бога;
д) растворение Бога в природе;
е) отрицание Бога и превознесение природы
Представителями каких философских учений являются авторы данных суждений? Какие научно-практические выводы можно получить из этих утверждений?
а) «Власть климата сильнее всех властей» (Ш. Монтескье «О духе законов»);
б) «Характер нашего мышления определяется географическими условиями» (О. Шпенглер «Закат Европы»);
|
|
в) «Все, что мы делаем или мыслим, все, чем мы являемся и чем мы будем, всегда лишь следствия того, чем нас сделала всеобъемлющая природа» (П. Гольбах «Система природы»);
г) «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят» (Э. Реклю «Земля и люди. Всемирная география»);
д) «Благодаря смене тех естественных условий, в которых приходится жить человеку, происходит умножение его собственных потребностей и способов труда» (К. Маркс «Капитал»).
Какие философские принципы лежат в основе данных представлений о природе?
а) «Природа без человека не имеет смысла, она не имеет движения, она есть хаос, недифференцированная и индиферентная материя, стало быть, в конечном счете, ничто» (Ж. Кальвез);
б) «Природа! Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть» (И.В. Гете);
в) «Человек – произведение природы, он существует
в природе, подчинен ее законам, не может освободиться
от нее, не может – даже в мысли – выйти из природы»
(П. Гольбах «Система природы»);
г) «…природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой деятельности…» (К. Маркс, Ф. Энгельс «Немецкая идеология»).