а) «Если не я для себя, то кто для меня? Но если я только для себя, то кто я? И если не сейчас, то когда?» (Талмуд);
б) «Все, что приходит из внешнего мира, пусто и ничтожно. Бог, как высший судья, не спросит с меня за мое незнание и неведение. Он спросит только об одном: жил ли я в согласии с моими собственными убеждениями, следовал ли я в своей жизни заложенному во мне голосу совести? Выбор самого себя – это вызов, который Бог обращает к человеку» (С. Кьеркегор «Страх и трепет»);
в) «Знать только себя есть зло, знать только других (альтруизм, жертвовать собой для других) есть добродетель, которая указывает на существование зла в обществе, но не устраняет его. Нужно жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н.Ф. Федоров «Философия общего дела»);
г) «Внутренними свойствами добра определяется жизненная задача человека; ее нравственный смысл состоит в служении Добру чистому, всестороннему и всесильному. Такое служение, чтобы быть достойным своего предмета и самого человека, должно стать добровольным, а для этого ему нужно пройти через человеческое сознание» (В.С. Соловьев «Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии»).
9. Ответственность человека за свои поступки возможна только при наличии:
а) выбора;
б) вины;
в) необходимости;
г) знания;
д) совести;
е) интереса.