Различия в научении животного и человека

Большая часть исследований научения проведены на животных. Когда безапелляционно заявляются, что закономерности научения изучены на животных и потому они не применимы к человеку, то в таких заявлениях больше апломба невежды, чем знания. Что человек-де духовное существо и у него другие законы. На это замечу, что Павлов, Скиннер, Толмен, Халл изучали не собачьи, крысиные и куриные законы, а общие законы научения, которые действуют там, где есть психика, будь это душа дождевого червя, курицы человека или бога. Поэтому для применения закономерностей научения к человеку, требуется установить, чем отличается научение человека и животного. Если мы знаем структурные элементы научения, изложенные популярно в моей брошюре "Научение", то наше рассуждение при ответе на поставленный вопрос будет точным.

Прежде всего рассмотрим различия в характере подкреплений. У человека подкрепления приобретают чаще всего социально-эмоциональный характер, что обуславливается наличием фундаментальных социальных потребностей человека, которые удовлетворяются в межличностном, социальном взаимодействии. Подкрепление успехом в достижениях или в повышении самоуважения или престижа неведомы животному.

В отличие от животного, человек, благодаря наличию самосознания и Я-концепции, обладает способностью самоподкрепления, которое проявляется как подкрепление потребностью в самоуважении. Любое поведение, соответствующее чертам Я-концепции, поощряется чувством удовлетворения собственного достоинства, а отклонение от них называется чувством вины, а в некоторых случаях угрызениями совести, стыдом и раскаянием. Я-концепция является мощным фактором научения.

Огромное значение в научении имеют система ценностей и идеалы человека, зафиксированные в слове. Посмотрим, как происходит научение ценностям. Действия, направленные на их поддержание, то есть определяются окружением как ценные, значимые, вызывают сильное эмоциональное подкрепление и тем самым формируют то поведение, которое соответствует этой системе ценностей и идеалам. Это подкрепление происходит как бы автоматически, через согласие в межличностном взаимодействии людей, вовлеченных в общение. Поэтому система ценностей, в которой учебные достижения студента или учащегося имеют наибольше значение, выступает как внутренняя пружина научения. Педагог, родитель должен стремиться к единству обучения и воспитания, способствовать формированию адекватной системы ценностей. Запомним, что человеческие ценности, вовлеченные в социальный процесс, сами по себе обладают способностью к самоподкреплению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: