Структура управления

Гигантские размеры Поднебесной империи, высокая плотность населения требовали создания гибкого и работоспособного чиновничьего аппарата. С эпохи Хань официальной идеологией централизованной империи становится конфуцианство с характерным для него представлением о незыблемости установленного в древности порядка. Так, незыблема и Поднебесная, неизменны и принципы управления ею. Конфуций (551-479 до н.э.) создал свой идеал совершенного человека, основными качествами которого он считал гуманность и чувство долга. Оба эти качества Конфуций и его последователи понимали широко — как сумму разнообразных добродетелей. Не знатность и богатство, а вечные моральные ценности определяют, достоин ли человек власти и уважения. Даже император получает божественный мандат на право управления страной лишь постольку, поскольку обладает добродетелью. Если же император не соответствует конфуцианским нормам, то он теряет этот мандат и народ вправе далее самостоятельно решать его судьбу. Стать чиновником можно было лишь обладая определенной суммой конфуцианского знания и набором конфуцианских добродетелей. В эпоху Хань благодаря конфуцианцам практически лишь известная и ранее система конкурсных экзаменов давала возможность войти в состав правящей элиты. Начиная с эпохи Тан система экзаменов состояла из трех ступеней. Первую ступень преодолевали обычно 2—3% соискателей. Далее требования еще более ужесточались. Зато из получивших третью степень черпались кадры для ключевых постов государства. Все обладатели степеней составляли особое сословие шэньши, которое регулярно обновлялось. Это сословие имело значительные привилегии и ощутимые материальные преимущества. Поэтому социальным идеалом был не аристократ или воин, а ученый-чиновник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: