8 часов лекций и 4 часа семинарских занятий, 7,5 часов самостоятельной работы (подготовка к семинарам)
Лекция 1. Вводная.
Особенности исторической науки и историческое знание. Исторические факты, факты источника, историографические (научно-исторические) факты. Цели и задачи курса.
Лекция 2. Создание древнерусского государства. Древнерусское общество X-XII в.
Территория восточных славян. Великий торговый путь древности - "из варяг в греки". Хозяйство. Роль общины. Города. Религия.
Предпосылки и образование Древнерусского государства. Роль варягов в образовании государства. Этапы в истории государства. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. «Русская Правда». Расцвет государства.
Социальная структура древнерусского общества.
Принятие христианства. Значение принятия общегосударственной религии. Культура Древней Руси.
Семинар 1. Характер и особенности древнерусского государства и древнерусского общества. Проблема факторов образования государственности в нашей стране.
|
|
Вопросы для подготовки:
1. Характер древнерусского государства.
2. Особенности и древнерусского общества (экономика, политическое устройство, культура).
3. Концепция норманизма. Антинорманизм.
Литература основная:
Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова М., 2014.
Литература дополнительная:
Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). Курс лекций. М., 2001 // http://ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/
История России с древнейших времен до 1861 / под ред. Н.И. Павленко. М., 2008. // http://ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/
Янин В.Л. «Я послал тебе бересту». М., 1975 // http://bibliotekar.ru/rusYaninBeresta/
Лекция 3. Политическая раздробленность на Руси. Борьба за независимость в ХIII в. Объединение Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Создание единого государства.
Временные рамки периода раздробленности. Причины раздробленности.
Героическое сопротивление русского народа. Поход Батыя на Европу. Установление Ордынского ига на Руси. Последствия Ордынского завоевания и ига для Руси. Борьба Александра Невского с шведскими захватчиками и немецкими рыцарями.
Этапы объединения. Лидерство Москвы. Борьба с Ордой. Куликовская битва. Духовная грамота Дмитрия Донского. Война за династическую систему наследования второй четверти XV в.
Присоединение ранее независимых княжеств региона. Борьба Москвы с Новгородом.
Лекция 4. Начало централизации единого русского государства. Методы реализации преобразований.
Создание органов центральных органов власти в Московском государстве. Казна.
Правление и реформы Елены Глинской.
|
|
Преобразования Ивана Васильевича. Венчание на царство. Появление Земского Собора. Оформление приказной системы. Реформа местного управления. Складывание сословно-представительской монархии. Судебник 1550 г. Денежная реформа. Военная реформа. Стоглавый собор.
Задачи внешней политики. Западное направление внешней политики. Ливонская война 1558-1583 гг.
Введение опричнины. Ее причины и политические итоги. Различные взгляды на деятельность Ивана Грозного.
Семинар 2. Проблема методов централизации Московского государства. Деятельность Ивана Грозного.
Вопросы для подготовки:
1. Характер и цели преобразований Ивана Васильевича.
2. Цели и методы проведения опричной политики.
3. Результаты деятельности Ивана Грозного.
Литература основная:
Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова М., 2014.
Литература дополнительная:
Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964 // http://medievalrus.csu.ru/bible/Zimin_1964.shtml
Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1980 // http://www.libok.net/writer/7585/kniga/24966/skryinnikov_ruslan_grigorevich/ivan_groznyiy
История России с древнейших времен до 1861 / под ред. Н.И. Павленко. М., 2008. // http://ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/
Источники по темам раздела факультативно для семинарских занятий, а также для выполнения домашних заданий (Повесть временных лет, Русская правда, Слово Владимира Мономаха, Повесть о Батыевом нашествии, Задонщина и др.) см. на сайтах:
· ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/ (История России и зарубежных стран в исследованиях и документах)
· www.gumer.info/ (История России в исследованиях и источниках)
· www.hist.msu.ru/ER/ (источники по истории России)
· www.historylinks.ru/catalogue/common/ и др.
Раздел 2. История России в XVII в.
2 часа лекций, 2 часа семинаров, 3,5 часа самостоятельной работы (подготовка к семинарскому занятию)
Лекция 5. Россия на рубеже XVI-XVII веков. Смутное время (гражданская война) и его последствия. Цивилизационный кризис XVII в.
Правление Фёдора Иоанновича. Династический кризис - пресечение «гнезда Калиты». Преобразования Бориса Годунова
Хронология Смуты. Причины Смуты. Избрание на царство Бориса Годунова, его политика. Появление самозванца Лжедмитрия I и его правление. Василий Шуйский - русский царь. Восстание Болотникова. Лжедмитрий II. Иностранная интервенция. Правление семи бояр. Первое земское ополчение. Второе земское ополчение. Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы от поляков. Земский собор 1613 г. Избрание на русский престол Михаила Романова. Итоги и сущность Смуты
Речь Посполитая. Положение украинского народа в Речи Посполитой. Борьба против польского господства. Обращение Богдана Хмельницкого за помощью к России. Земский собор 1653 г. Переяславская рада 1654 г. - воссоединение Украины с Россией.
Многонациональный и поликонфессиональный характер русского общества.
Продолжение централизации государства. Элементы абсолютизма в государственно-правовой системе. Соборное Уложение 1649 г.: правовое закрепление сословных функций и крепостного права. Боярская Дума. Конец эпохи земских соборов. Особенности сословно-представительной монархии в России. Генезис самодержавия. Освоение Сибири. ХVII в. – «бунташный век».
Проекты модернизации. А.Л. Ордин-Нащокин. В.В. Голицын
Экономическое развитие страны. Предпринимательские корпорации и слои.
Рост религиозности в Московском царстве. Церковные реформы патриарха Никона. Церковный раскол и его социально-политическая сущность и последствия.
Особенности развития русской культуры. Обмирщение. Индивидуализация.
Семинар 3. Характер русского общества в XVII в.
Вопросы для подготовки:
1. Изменения в обществе XVII в: социальная структура, экономика и культура.
2. Новое в развитии культуры: наука, образование, искусство.
|
|
3. Почему XVII век называют переходным от Средневековья к Новому времени? Верно ли это?
Литература основная:
Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова М., 2014.
Литература дополнительная:
Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989 // www.twirpx.com/file/1611676/
История России с древнейших времен до 1861 / под ред. Н.И. Павленко. М., 2008. // ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/
Ключевский В.О. Курс русской истории // http://ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/ или любое издание.
Лихачев Д.С. Избр. работы: в 3 т. Л., 1987. Т. 3: Человек в литературе Древней Руси // www.gumer.info/authors.php?name=%D0%9B%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2+%D0%94.
Панченко A. M. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984 // http://www.twirpx.com/file/808797/
Источники по темам раздела факультативно для семинарских занятий, а также для выполнения домашних заданий (Переписка Ивана Грозного с Курбским, Житие протопопа Аввакума написанное им самим и др.) см.:
· ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/ (История России и зарубежных стран в исследованиях и документах)
· www.gumer.info/ (История России в исследованиях и источниках)
· www.hist.msu.ru/ER/ (источники по истории России)
· www.historylinks.ru/catalogue/common/ и др.